Ежегодные убытки ритейлеров от краж оцениваются в миллиарды долларов. Магазины оснащаются суперсовременными системами защиты, количество краж вроде бы должно сокращаться, однако потери, связанные с воровством, меньше не становятся. Как поясняют ритейлеры, это связано, в частности, с ростом цен практически на все группы товаров: воруют меньше, но на ту же сумму, что и прежде. По статистике, чаще всего посетители магазинов не оплачивают продукты питания, косметику и одежду.
Достоверной статистики по кражам в российских магазинах просто не существует.
Сами магазины такую информацию не разглашают, ведь это не в их интересах. |
Согласно докладу British Retail Consortium (BRC), в Великобритании в среднем за раз крадется товаров на 149 фунтов стерлингов (около 276 долл.). В 2005 году убытки британских магазинов от воровства составили 2,1 млрд фунтов стерлингов (примерно 3,9 млрд долл.). В докладе отмечено, что вследствие некоторых краж даже приходилось закрывать магазины. В России до таких крайностей пока не доходило, во всяком случае в сетевом ритейле, утверждают опрошенные РБК daily участники рынка.
Достоверной статистики по кражам в российских магазинах просто не существует. «Сами магазины такую информацию не разглашают, ведь это не в их интересах», — заметил в беседе с РБК daily специалист компании «Антивор» Юрий Гетогазов. Однако, по его оценке, кражи в магазинах постоянно растут. «Увеличивается количество магазинов, появляются крупноформатные магазины, поэтому естественно, что количество краж тоже растет. Сети постоянно совершенствуют свои систему безопасности, что тоже говорит о том, что воровать меньше не стали», — отметил г-н Гетогазов.
Представители отечественных магазинов бытовой техники и электроники уверяют, что кражи в их магазинах происходят достаточно редко. «В каждом магазине сети существует стандартный набор инструментов, которые способствуют предотвращению краж. Это в первую очередь система видеослежения, которая построена таким образом, что под ее наблюдение попадают абсолютно все зоны магазина», — рассказывает PR-менеджер сети «Техносила» Надежда Сенюк. По ее словам, количество краж в сети «Техносила» за последние три года существенно снизилось. По данным другой сети электроники — «Мир«- наибольшей популярностью воров пользуются мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры, карты памяти, а также мелкая техника, которая помещается в карман.
Если в сетях электроники кражи находятся на сравнительно низком уровне, то продуктовые сети, напротив, страдают от воровства больше остальных. Причем чаще всего воруют не покупатели, а сами сотрудники магазинов. «Как показывает общая статистика по всем существующим сетям, не только по нашей, 80% потерь ложится на долю самих сотрудников и 20% — на покупателей», — заявил РБК daily руководитель службы безопасности магазинов «Квартал/Дешево» московского дивизиона группы компаний «Виктория» Сергей Шенин. Он подчеркнул, что «это может быть не прямое воровство, а человеческий фактор": «Например, недоприемка товаров, неправильное списание, заказ больше, чем сама реализация».
Как оказалось, в сетях косметики и парфюмерии воруют не реже, чем в продуктовых магазинах. По некоторым оценкам, больше остальных страдает сеть «Арбат Престиж», которая использует неэффективные пластиковые защитные датчики. «Эти датчики наклеиваются на косметику, и их достаточно легко отклеить. Таким образом, из сети можно вынести что угодно», — отметил представитель компании, устанавливающей системы безопасности в магазинах, пожелавший сохранить анонимность.
Однако участники рынка утверждают, что они заранее просчитывают процент потерь от воровства, что позволяет им контролировать ситуацию. «В любой компании „закладывается“ процент потерь. В нашей компании это 0,55%, если процент потерь превышен, значит, существуют серьезные проблемы», — подытожил г-н Шенин.