Сейчас «просто» подушкой безопасности никого не удивишь, тем более, что аэр-беги это не самое идеальное средство защиты водителя и пассижаров. Дело в том, что было довольно много случаев, когда люди получали травмы из-за резкого надувания подушек – в момент максимального надутия аэр-бег становится очень твердым, и ударившись в него головой можно получить серьезную травму. Еще более опасным аэр-бег становится, когда в момент аварии человек не пристегнут ремнями безопасности – тогда риск покалечиться возрастает во много раз.
Именно поэтому многие компании уже разработали так называемые «умные» подушки, которые имеют несколько режимов работы. Например, в случае небольшого столкновения такая подушка раскрывается частично. Также некоторые подушки могут не функционировать вообще, если на переднем сиденье нет пассажира и раскрываться по «облегченному» режиму, если пассажир не пристегнут ремнями безопасности.
Также конструкторы в последние годы много внимания уделяют защите людей в случае боковых столкновений. Уже на многих автомобилях устанавливаются боковые подушки. Например, по данным компании Volvo наличие боковых подушек снижает риск получения смертельных и тяжелых травм на 40%! Согласитесь, очень неплохой показатель. Однако, даже боковые подушки не в силах полностью защитить голову, а по статистике именно в результате травм головы происходит более 30% всех смертей при авариях.
Для того, чтобы обезопасить голову водителя и пассажиров, разные фирмы применяют разные технологии. Например, BMW спроектировала надувную трубу, которая расположена в стойке лобового стекла. В случае столкновения (бокового или лобового) пиротехническое устройство при помощи микро-взрыва заполняет эту трубу газом, увеличивая ее размер в четыре раза. При раскрытии труба оказывается как раз напротив головы водителя и пассажира. Помимо этого надувная труба защищает не только голову, но и шейные позвонки, ведь при сильном ударе происходит очень резкое перемещение головы, в результате чего шейные позвонки могут быть повреждены и даже сломаны! По заявлениям представителей BMW, при боковом ударе уровень тяжести повреждения головы снижается в 7,5 раз!
Volvo пошла несколько иным путям – вместо трубы решено было устанавливать надувные занавески, которые прячутся в ребре крыши. При ударе занавеска разворачивается и защищает не только голову, но и все тело. Благодаря своему расположению удалось сделать так, что надувная занавеска тянется вдоль всего салона, защищая не только сидящих спереди, но и задних пассажиров.
Все вышеперечисленные аэр-беги уже применяются на серийных автомобилях. А сейчас несколько слов о том, что нас ждет в будущем. Во-первых, через несколько лет, возможно, начнут выпускать автомобили, которые будут оснащаться ремнями безопасности со встроенной надувной подушкой, которая будет защищать грудь водителя от перегрузок при столкновении. Дело в том, что при лобовом ударе тело начинает двигаться вперед с довольно большой скоростью. Ремень безопасности останавливает это движение (зачастую сохраняя водителю жизнь), но при этом грудная клетка испытывает очень серьезное давление. Если не верите, попробуйте сами пристегнуться ремнем и как можно резче бросить тело вперед – а ведь во время удара скорость и сила движения намного больше (иногда люди ломают ребра из-за ремня). Так вот, надувной ремень и создан для того, чтобы защитить грудь человека.
Второй системой, которая сейчас проходит испытания являются, надувные подушки на… капоте. Они призваны спасти пешеходов при столкновении, ведь если люди, находящиеся в автомобиле окружены всевозможными подушками, ремнями и занавесками, то пешеход оказывается просто беззащитен. Особенно опасны в плане нанесения травм пешеходам являются внедорожники. Именно для них и создаются подобные аэр-беги. По словам представителей компании Ford , которая и разрабатывает подобные подушки на капоте, первые внедорожники с подобной системой появятся уже в 2003 году.