Автошколу я выбрала не сразу: несмотря на обилие предложений, не везде были сформированы готовые к обучению группы, и мне предлагали "записаться на будущее". Моя школа находилась в здании техникума, наполовину отданном арендаторам.
В классе, не видевшем ремонта лет двадцать, стоял "двигатель ВАЗ-2103 в разрезе", задний мост от "Волги" и выцветшие "образцы эксплуатационных жидкостей". Вполне по-советски, но и цена не сильно кусалась: 2700 рублей за два месяца занятий (три раза в неделю) и 12 часов вождения (стоимость бензина и масла в сумму входила).
Весь комплекс дополнительных услуг мне предложили на месте. Фотографии с углом -- 50 рублей, комплект билетов с комментариями и книжечка ПДД -- 100 рублей, медкомиссия -- 250 рублей. Два человека в белых халатах, не требуя справок из нарко- и психдиспансера, быстренько проверили зрение и слух, поводили перед носом авторучкой, спросили про травмы головы и выдали заключение "годен". Теоретическая часть обучения состояла из разбора ПДД в классе и изучения соответствующих билетов дома. Один раз нас вывели во двор и показали на машине, куда заливается бензин, масло и жидкость для ветрового стекла. Так мы прошли устройство автомобиля.
Через две недели начались практические занятия. Мне достался инструктор Сергей на "учебном" автомобиле -- затонированной "шестерке" со шторкой на заднем стекле. Сергей сходу спросил, умею ли я водить машину. Я сказала "нет", что Сергея нисколько не смутило, и он предложил поехать в город. Трогание с места, как ни странно, отрабатывают именно на улицах. Площадка в автошколе -- закуток на заднем дворе с железной эстакадой -- более трех машин не вмещала. Во время первой же поездки инструктор рассказал мне про внутренний экзамен в автошколе и что на него отводится три попытки, между которыми надо брать дополнительные занятия. "А если не сдать с третьей попытки?" -- спросила я. "Сдашь, -- успокоил инструктор. -- Есть два варианта: либо учиться, учиться и учиться, либо платить, платить и платить". Так оно и оказалось.
Платить сверх объявленных с самого начала 2700 рублей мне пришлось еще до наступления внутреннего экзамена. Я взяла дополнительные занятия по вождению, потому что отработать все элементы маневрирования на площадке мы просто не успевали -- тем более что во время моего обучения изменились правила сдачи практического экзамена.
Внутренний теоретический экзамен я сдала с первой попытки, практический -- со второй. Я никому ничего не платила, хотя мои знакомые носили директору школы бутылки с коньяком. Теоретический экзамен в ГИБДД я сдала сразу, с первой попытки, а с "практикой" дело оказалось сложнее. Многие, насколько я знаю, не стали себя мучить и сразу дали взятку за успешную сдачу. Я же решила довести дело до конца.
Свой первый практический экзамен я провалила. Слишком быстро, по мнению гаишника, въехала на эстакаду. Гаишник испугался и нажал на тормоз. "Эстакаду" он засчитал как сданную, но решил, что я потратила на это дополнительную попытку -- единственную на все три элемента площадки. И когда мне не удалось с первого раза припарковаться "задним ходом параллельно проезжей части" (новый и самый сложный для новичка элемент), экзамен был завершен. Второй раз я забыла паспорт, и хотя у милиционера на руках были все документы с моими фотографиями, он попросил освободить машину. В третий раз я задела вешку на "змейке" и, не вписавшись на парковку с первого раза, опять ушла ни с чем.
Я была в отчаянии и подошла к своему инструктору с простым вопросом: "А как же все-таки получить права?" "Теория у тебя сдана, значит, платить надо только за "практику". Это стоит $200. Но сегодня с деньгами соваться поздно. Меня в следующий раз не будет, а будет другой инструктор, Андрей. Позвони ему и скажи, что хочешь взять дополнительное занятие. Тогда обо всем и договоришься. Только деньги не забудь".
Но в последний момент я передумала давать взятку. То есть пришла на дополнительное занятие только для того, чтобы освоиться в новой для себя машине, на которой предстояло ехать в ГИБДД. На следующее утро я сдала экзамен. Без взятки. "Змейка" и "эстакада" прошли без проблем, а парковку задним ходом я освоила с двух попыток. Поездка по городу, вторая часть практического экзамена, вообще оказалась пустяком. Я сделала это! И простила гаишникам все мучения.
Через четыре дня я получила права и подсчитала, во что они мне обошлись. $93 -- курсы, $33 -- семь дополнительных занятий, $35 -- на такси (шесть поездок в МРЭО, расположенное у черта на рогах), $6 -- за удостоверение, $2 -- за четыре экзамена ГИБДД. Итого $169. Плюс три с половиной месяца, потраченные на обучение и сдачу экзаменов. Зато ездить умею. Документ есть.