Отечественная автомобильная промышленность никогда в массовом порядке не выпускала автомобили с кузовами типа родстер, купе или кабриолет. И вот сейчас АО «АвтоВАЗ» как никогда близко стоит к выполнению этой цели.
В Тольятти сконструирована модель «Лада-Родстер», и причем не просто сконструирована – этот автомобиль готов к мелкосерийному производству!
Если заглянуть в прошлое, то выясняется, что «Лада-Родстер» это далеко не первый опыт ВАЗовских конструкторов в создании открытых автомобилей. Например, еще в конце 80-х годов была создана модель «Лада-Студио» – кабриолет со съемной крышей на базе «ВАЗ-2108». В начале-середине 90-х годов в Европе даже продавали открытые автомобили на базе «восьмерки» (это была уже вторая попытка создания подобной машины), однако после выпуска нескольких сотен штук, проект был закрыт. Тем не менее, принципиальное отличие современного родстера от предыдущих аналогов заключается в том, что, во-первых, «Лада-Родстер» совершенно не похожа ни на один из ныне выпускаемых автомобилей, а, во-вторых, в качестве колесной базы используется не серийная модель, а перспективная «Калина», которая начнет выпускаться только в 2004 году.
Интересно, что в проектировании «Лада-Родстер» участвовало всего… 5 человек: руководитель Сергей Нужный, конструктор Михаил Пономарев и трое рабочих. И такой небольшой коллектив сумел за семь месяцев буквально «из ничего» сделать настоящий родстер.
Перед началом работ перед ребятами была поставлена задача отработать на «Лада-Родстер» несколько новых технологий, которые затем можно будет перенести и в серийное производство. Например, в качестве основного материала для кузовных панелей использовался не металл, а полиэфирные смолы.
В основе «Лада-Родстер» лежит укороченная на 100 мм колесная база от «Ваз-1118 «Калина», а под капотом находится новый 2,0-литровый 16-клапанный двигатель мощностью 105 л.с. По слухам этот двигатель, который пока еще проходит испытания, предполагается устанавливать на новые «Нивы» и «заряженные» «десятки». (Собственно говоря, при большом желании на «ВАЗ-2110» уже сейчас можно поставить мотор объемом 2,0 литра мощностью 112 л.с., однако пока это удел серьезных тюнинговых фирм.) Так вот, по словам разработчиков, с 2,0-литровым двигателем «Лада-Родстер» разгоняется 0-100 км/час за 9,0 секунды, а максимальная скорость составляет 200 км/час.
А вот, что рассказал в интервью «Немецкой волне» один из создателей «Лада-Родстер» Михаил Пономарев.
– «Этот автомобиль мы сделали впятером за семь с половиной месяцев. От начала и до конца - только впятером. У нас группа: один дизайнер, я - конструктор и трое рабочих. То есть, не привлекая других людей, своими руками от первой линии на эскизе до готового образца - семь с половиной месяцев. Мы использовали платформу нового автомобиля Лада-Калина, то есть оставили платформу, видоизменили подвеску, усилили, естественно, силовой каркас кузова, и сделали кузов полностью из полиэфирных смол, пластмассы и кожи.
- Как Вы считаете, кто будет покупать вашу машину? Были какие-то исследования?
- Да, были маркетинговые исследования, хотя их нельзя называть маркетинговыми исследованиями в полном смысле этого слова, потому что у нас был очень ограниченный коллектив. Но сейчас перед нами стояла цель, помимо всего прочего, обкатать технологию производства - это тоже новинка для нашего автозавода. То есть мы параллельно решали много задач. Да, это развлекательный автомобиль, прогулочный, прежде всего, дорогой автомобиль для гаммы Волжского автозавода, но, несомненно, это более дешевый, если не на порядок, то в разы, чем аналогичные западные автомобили. Его цена примерно от 10 тысяч долларов. В России не найдется ни одного кабриолета подобного класса, который бы смог сравниться по цене. Возможно, этот автомобиль подойдет тем людям, кто хотел бы купить аналогичный западный автомобиль, но не располагает такими средствами, это во-первых. Во-вторых, все же, как бы там не говорили, но наличие широко разветвленной сети сервиса АвтоВАЗа в стране тоже важно. То есть в данном случае у человека не будет вообще никаких проблем с ремонтом, с запчастями, это тоже немаловажный фактор. Двигатель оригинальный двухлитровый, опытный, правда, пока, но работы ведутся по нему".
Если заглянуть в салон, то, помимо спортивных сидений с развитой боковой поддержкой фирмы Recaro и оригинального дизайна передней панели, обращает на себя внимание рычаг коробки передач, который может ходить только вперед или назад. Дело в том, что в «Лада-Родстер» использована самая передовая разработка тольяттинских инженеров – секвентальная коробка передач. В ней переключения происходят последовательно – толкаешь рычаг вперед и включается более высшая передача, тянешь назад и врубается пониженная.
Но все же наибольший интерес у специалистов вызвала складываемая крыша с электроприводом. В отличие от всех мировых аналогов, у «Лада-Родстер» крыша не убирается в багажник, уменьшая тем самым его объем, а просто-напросто ложиться на крышку багажника и все. Решение, более чем оригинальное, но у него есть несколько минусов. Первый - когда крыша сложена, доступ в багажник закрыт, и второй – когда крыша ляжет на грязную поверхность багажника, то ее внутренняя часть может легко испачкаться. Как решить эту проблему инженеры ВАЗа еще не придумали.
Но время у них еще есть. Несмотря на то, что «Лада-Родстер» это практически полностью готовый к мелкосерийному выпуску автомобиль, раньше 2004 года он в производство не пойдет. Дело в том, что именно на этот год намечено начало выпуска «Калины», а раньше нее родстер не появится в производстве. По крайней мере, во всем мире принято, чтобы сначала шла основная модель, а уж затем всевозможные модификации.
Технические характеристики «Лада-Родстер» (данные производителя)
Тип кузова 2-дверный, 2-местный
Длина/Ширина/Высота, мм 3700/1700/1350
Колесная база, мм 2370
Снаряженная масса, кг 900
Полная масса, кг 1150
Тип двигателя Бензиновый, впрыск топлива
Число и расположение цилиндров 4, рядно
Количество клапанов 16
Мощность, л.с. при об/мин 105 при 5400
Крутящий момент, Нм при об/мин 175 при 3200
Максимальная скорость, км/час 200
Время разгона 0-100 км/час, сек 9,0
Ориентировочная стоимость, доллары США 12 000-15 000
Денис Смольянов
Фото автора