Использование бензина, октановое число которого не соответствует конструктивным особенностям данного двигателя, вызывает неправильные, идущие с отклонениями процессы сгорания.
Это – грохот, детонация, доискровое воспламенение. В таких условиях работа двигателя, как правило, приводит к печальным итогам: прогорает прокладка головки цилиндров, обгорают и выходят из строя свечи зажигания, оплавляется или прогорает поршень, ломаются перемычки на поршнях между канавками для колец, появляется эрозия на поверхности камеры сгорания, прогорают выпускные клапаны. Такое порой случается и у опытных водителей, которые утверждают, что не допускали длительной работы мотора с детонацией.
Каковы же признаки и особенности этого коварного врага двигателя?
Сгорание с очень высокой скоростью последней, совсем небольшой части заряда, смеси наиболее удаленной от свечи – это и есть детонация. Такое явление возникает на низких и средних частотах вращения коленчатого вала, оно хорошо прослушивается в виде звонких металлических стуков, по традиции (но ошибочно) приписываемых поршневым пальцам. По мере удаления фронта пламени от свечи растут давление и температура оставшейся части заряда. В ней происходит химическая реакция, которая способствует мгновенному сгоранию. На малых оборотах время подготовки смеси к взрыву увеличивается, соответственно возрастают требования к октановому числу. Этот же фактор определяет повышенную склонность к детонации двигателей с большим диаметром цилиндров, в которых фронт пламени движется дольше.
Зная причины, которые вызывают детонацию, перейдем к тому, как от нее избавиться. Если детонация возникла вследствие изменения условий эксплуатации (из-за увеличения нагрузки) или после заправки низкооктановым бензином, нужно "подвинуть" характеристику центробежного автомата так, чтобы во время разгона при полной нагрузке двигателя слышался бы только слабый детонационный стук. Делается это на двигателях ЗМЗ, АЗЛК, ЗИЛ при помощи октан-корректора или поворотом корпуса распределителя, предварительно ослабив его крепление. На моторах "Жигулей" первого поколения, есть октан-корректор, который поворачивает площадку с контактами прерывателя, но на небольшой угол. Поэтому для регулировки можно поворачивать корпус прерывателя.
Поскольку кулачок прерывателя вращается вдвое медленнее коленвала, то поворот корпуса прерывателя на 5о соответствует смещению угла опережения на 10о, а установка слишком позднего зажигания резко повышает температуру отработавших газов. В результате обычно прогорают клапаны, появляются трещины в выпускном коллекторе. Поэтому, заправив высокооктановый бензин, сразу верните прерыватель в исходное положение. Правильность установки зажигания лучше всего проверить стробоскопом. В двигателях с классической системой зажигания можно воспользоваться лампой-пробником, подключив ее к одному из контактов провода, соединяющего катушку с прерывателем или вольтметром. Последовательность проверки можно прочитать в любом учебнике автолюбителя.
А что произойдет, если залить низкооктановый бензин и не изменять исходного положения прерывателя? Водитель начинает разгон с прикрытой дроссельной заслонкой, стараясь, чтобы при низкой частоте вращения коленвала не возникла детонация. При движении с постоянной скоростью, когда нагрузка на двигатель невелика, детонации, как правило, нет. Однако стоит нагрузке увеличиться, например, на крутом подъеме, – послышится характерный стук: приходится включать низшую передачу. При той же мощности двигатель станет работать на более высоких оборотах при меньшем наполнении цилиндров, то есть в зоне, лежащей за пределами детонации. Однако расход топлива увеличится, так что при снижении нагрузки нужно вернуться на более высокую передачу.
Необходимо помнить, что даже «осторожная» езда на низкооктановом бензине без соответствующей регулировки опережения ведет к повышенному износу двигателя, ухудшению экономичности и динамики (вплоть до создания аварийных ситуаций). А главное – это реальная опасность вывести двигатель из строя.
Если приходится использовать разные сорта топлива или смесь А-76 и АИ-93 и АИ-92, а также если поступающий в продажу бензин заметно различается величиной «дорожного» октанового числа, целесообразно установить электронный октан-корректор. Он позволит изменять угол опережения зажигания переключателем на панели приборов, добиваясь бездетонационной работы мотора.
В продаже встречаются корректоры различных типов в зависимости от того, для какой системы зажигания (классической, тиристорной, бесконтактной) они предназначены. Покупая прибор, обратите внимание на то, соответствует ли он системе зажигания вашего автомобиля.
Общая рекомендация по пользованию этим прибором.
Чтобы выбрать наивыгоднейший угол опережения после заправки бензином, октановое число которого точно вам неизвестно, выберите ровный участок шоссе и, включив IV передачу, на скорости 30–40 км/час нажмите педаль акселератора до отказа, разогнавшись до 80–90 км/час. Если детонация прослушивается в широком диапазоне скоростей (15 км/час и более), переключателем прибора установите более поздний угол опережения. В удобный момент повторите проверку – и так до тех пор, пока при разгоне станет возникать лишь легкая детонация в диапазоне скоростей 5–10 км/час.
Если при следующей заправке залили высокооктановый бензин, снова увеличьте угол опережения зажигания, чтобы исключить перегрев двигателя и перерасход топлива. Признаком правильной установки угла и здесь служит кратковременно возникающая детонация. Эти электронные устройства особенно удобны для тех автомобилей, на которых нет октан-корректора, поскольку без них каждая подрегулировка опережения зажигания занимает довольно много времени.