О. Попова, налоговый консультант
Законодатели неумолимо сокращают перечень лицензируемых видов деятельности. А бухгалтеру надо решить: что делать с несписанными расходами на приобретение лицензии.
Основные положения Закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”» стали применяться уже в 2005 году.
Поэтапная отмена лицензирования идет своим чередом. С 1 июля 2006 года не требуется получать лицензию для оценочной деятельности, с 1 января 2007 года – для аудита, деятельности туроператоров и турагентов.
Минфин о расходах на лицензирование
Главное финансовое ведомство страны уже неоднократно высказывало свое мнение о том, как в налоговом учете следует признавать затраты на приобретение лицензии. Из текста письма Минфина от 26 августа 2002 г. № 04-02-06/3/62 можно было сделать вывод, что расходы на лицензию нужно списывать постепенно в течение первоначального срока действия лицензии.
Теперь чиновники считают, что затраты на ставшую ненужной лицензию могут быть списаны сразу, на дату прекращения ее действия (письмо Минфина от 22 июня 2006 г. № 03-03-04/1/541). Таким образом, налогоплательщик поставлен перед выбором:
- продолжать равномерно списывать оставшуюся сумму до истечения срока действия лицензии;
- единовременно включить несписанный остаток в состав внереализационных расходов при налогообложении прибыли;
- вообще не учитывать эту сумму при расчете налога на прибыль, «простить» ее государству, принять как не уменьшающую облагаемую базу по налогу на прибыль.
Мнение ФНС
Последний вариант самый дорогой, но при этом и самый «безопасный», поскольку точно соответствует позиции ФНС по данному вопросу. Мнение налоговой службы на этот счет не совпадает с позицией Министерства финансов. Чиновники ФНС считают, что стоимость лицензии, которую не успели списать к моменту внезапного прекращения ее действия, нельзя отнести в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход (письмо УМНС России по г. Москве от 20 ноября 2003 г. № 26-12/65420). Так как лицензия организации больше не нужна, затраты, связанные с ее получением, уже нельзя считать экономически оправданными. В бухгалтерском учете остаток затрат на лицензию следует отнести к внереализационным расходам (п. 12 ПБУ 10/99). А также начислить постоянное налоговое обязательство на стоимость лицензии, не учтенную при расчете налогооблагаемой прибыли. Правда, возможно, что до конца года налоговики выпустят соответствующее разъяснение по данному поводу.
Альтернативный вариант
На наш взгляд, позиция Минфина справедливее и мотивировка сильнее. Возможно, это заметят и арбитры. Но есть и еще более рискованный, но интересный вариант – списать оставшуюся стоимость лицензии в ускоренном порядке, разделив ее пропорционально количеству месяцев, оставшихся до отмены лицензирования. Ведь если вам в 2005 году выдали лицензию на пять лет, а отменят ее в 2007 году, то фактический срок ее действия – два года. А списывается стоимость лицензии в течение срока ее действия (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н).
Пример:
Аудиторская фирма «Абакус» получила лицензию, дающую право оказывать профильные услуги в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года. Сумма затрат на приобретение лицензии составила 4800 руб. В налоговом учете принято решение относить эти затраты в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль ежемесячно в размере 1/24 суммы (200 руб. = 4800 руб. / 24 месяца). 27 июля 2006 года принят Федеральный закон № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности». В подпункте 2 пункта 1 статьи 1 этого закона говорится об отмене лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2007 года. В Российской газете документ опубликован 29 июля 2006 года.
К моменту публикации в бухгалтерском и налоговом учете остаток несписанных расходов на приобретение лицензии составил 3400 руб. (4800 руб. – 4800 руб. : 24 x 7 мес.). До конца действия лицензии остается полных пять месяцев (для упрощения примера можно пренебречь двумя днями до конца июля (30 и 31 июля) оставшимися с момента публикации). Значит, в бухгалтерском учете ежемесячно необходимо списывать 680 руб. (3400 руб. : 5 мес.). Правда в этом случае появляется временная вычитаемая разница в сумме 480 руб. в месяц (680 – 200), и, следовательно, отложенный налоговый актив.
В бухгалтерском учете ежемесячно, начиная с августа 2006 года по декабрь 2006 года включительно, необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
– 680 руб.– отнесена на расходы 1/5 часть несписанной до отмены суммы затрат на приобретение лицензии на аудиторскую деятельность
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 115,20 руб.– начислен отложенный налоговый актив.
В декабре 2006 года в налоговом учете будет списана вся оставшаяся сумма затрат на приобретение лицензии 2400 руб. = (4800 руб. – 4800 руб. : 24 мес. x 12 мес.). И одновременно в бухгалтерском учете будет сделана проводка:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 576 руб. – (115,20 руб. x 5 мес.) – погашен отложенный налоговый актив.
Вариации на ту же тему
Допустим, налогоплательщик подал заявление и уплатил 300 рублей, а лицензирование отменили до получения разрешения. Уплаченная сумма должна быть списана на прочие расходы. Ведь несостоявшийся лицензиат не знал о намерениях и не должен отвечать за действия государственных органов.
А вот другая ситуация: заплатив госпошлину за рассмотрение заявления, налогоплательщик получил отказ. Тогда данная сумма вычитается из чистой прибыли, потому что невыполнение лицензионных требований, послужившее причиной для отказа, – собственно вина заявителя.
Статья получена: Клерк.Ру