Сегодня, чтобы иметь высокий заработок, бухгалтер должен не только
разбираться в экономических и юридических вопросах, но и досконально знать
психологию. Причем это требование закреплено на государственном
уровне.
Строки о том, что бухгалтер должен не только «обеспечивать рациональную организацию учета и контроля», но и «понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке», «разбираться в типе культур», введены в государственный стандарт подготовки бухгалтеров не случайно.
Прошло то время, когда слово «бухгалтер» означало лишь счетовод-работник, то, что на Западе называют book-keeper. Современный бухгалтер среднего предприятия – это прежде всего один из заместителей директора по финансам, человек, участвующий в принятии стратегических решений.
Но, чтобы руководство оценило ваше умение «знать в лицо каждую цифру», нужно приложить немало усилий
Дважды два – пять...
Многие бухгалтерские проблемы объяснимы с помощью теории рефлексов: стереотипного поведения в ответ на привычные раздражители. Чтобы не добывать «хлеб свой в поте лица своего», а делать карьеру, нужно научиться разрывать бесконечную цепочку «стимул – документ – реакция – проводка».
Типичный пример – учет затрат и калькулирование себестоимости. Стимулом (воздействием внешней среды) для бухгалтера служат нормы списания и наличие первичных документов, реакция – все спорные расходы от греха подальше отнести за счет собственных источников фирмы. А уж правило «нет документа – нет проводки» отчеканит любой бухгалтер в любое время суток.
В этой же ситуации для руководителя главное, чтобы средства фирмы тратились на развитие производства, а не на уплату налогов. В итоге превышение нормативов и запаздывающая первичка становятся стимулом для конфликта между руководством и бухгалтерией.
Для начала вспомните анекдот про руководителя, который из всей массы дипломированных бухгалтеров-профи выбрал обычного бухгалтера, который на вопрос: «Сколько будет дважды два?» ответил: «А сколько нужно?» Потом подумайте о собственной безопасности и предложите директору несколько вариантов.
Самое простое решение: раз в месяц руководитель своим распоряжением предписывает вам отнести на себестоимость перечень расходов, который вы распечатаете из программы. Более этичное – разработка внутрифирменных нормативов, калькуляция на работы и услуги.
Возможно, некоторое время придется побыть не столько начальником планово-экономического отдела, сколько рядовым экономистом. Утешьтесь мыслью, что это разовое мероприятие.
Если нет первички, но есть действительно полученные материалы, обяжите экспедиторов и прочих «добывальщиков» оформлять неотфактурованные поставки как положено, по акту типовой формы № М-7 (она есть в постановлении Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а). Это вполне логично: кому, как не им, знать количество полученных материалов. Перспектива бумажной волокиты и поиска представителя независимой организации для подтверждения факта получения товара вынудит ваших сотрудников вовремя забирать документы от поставщиков.
Мобильник – не роскошь
Рядовые работники фирмы конфликтуют с бухгалтерией чаще всего из-за оплаты и учета телефонных разговоров, авансовых отчетов, оформления договоров и накладных и удержаний из зарплаты. Разрушьте стереотип «бухгалтер – зануда».
Как бы вам ни хотелось компенсировать собственные психологические травмы, нанесенные налоговиками, не срывайте свои эмоции на окружающих. Вежливость и предупредительность должны стать вашим основным правилом.
Просьба в форме приказа может привести к тому, что сотрудник фирмы возненавидит не только вас, но и всю бухгалтерию. Несомненно, отказать так, чтобы проситель еще и остался доволен, – искусство, доступное не всем. Однако и у этой проблемы есть решение.
Покопайтесь в журналах, интернете, в собственной памяти, наконец, и потратьте свое драгоценное время на составление инструкций для работников вашей фирмы. Это избавит от лишней говорильни.
Некоторые инструкции вы просто обязаны составлять. Например, график документооборота – прямая обязанность бухгалтера. Увы, многие видят в нем лишь формальное приложение к учетной политике. Неудивительно, что сотрудники, ответственные за поступление первички и другой документации в бухгалтерию, остаются без выписок из этого графика.
Чужие деньги
Бухгалтер работает не на самого себя, а на тех, для кого ведется учет. И тут сразу же возникает почва для нового конфликта. Раздражающий фактор: учет денежных средств и материальных ценностей.
Постоянно работая со значительными суммами, бухгалтер получает скромную по сравнению с ними зарплату. Удержаться от соблазна удается не всем. Нашумевший недавно случай игромании у бухгалтера-кассира далеко не единственный пример уголовной хроники (подробнее об этом случае читайте на стр. 39).
Во времена Луки Пачоли, создателя системы двойной записи, бухгалтер приносил обет «бедности и нестяжательства». Сейчас давать клятвы не принято, нужно знать себе цену и уметь добиться, чтобы вам ее заплатили.
Проверить, не завышена ли ваша самооценка, помогут зарплатомеры, которые в избытке водятся на просторах интернета. Например, на зарплату от полутора тысяч у. е., как правило, можно рассчитывать при отличном владении иностранным языком.
При более скромных запросах можно время от времени приобретать газетки типа «Из рук в руки» с объявлениями о найме на работу и отслеживать повышение оплаты труда счетоводов. Менять место работы не обязательно. Подготовив плацдарм для отступления, можно поставить руководство перед фактом вашего возможного ухода.
Известие о том, что за его бухгалтера другая фирма готова платить в 2 раза больше, зачастую стимулирует директора на повышение зарплаты. Надеяться, что он сам вспомнит об инфляции или о том, что объем работы уже не тот, который был при вашем приеме на работу, – наивно. Какими бы радужными ни были ваши отношения, в глубине души каждый начальник считает, что «бухгалтерия только чаи гоняет».
Разделение труда
Если зарплатомер или интуиция подсказывает вам, что просьба о прибавке к жалованью будет расценена руководством как наглость, добейтесь уменьшения ваших обязанностей. Но не за счет коллег, с которыми вы работаете уже не первый год.
Не попадайтесь в психологическую ловушку «несправедливого» разделения труда. Если вы надрываетесь, выверяя дебиторку-кредиторку, утрясаете проблемы с банком и налаживаете отношения с налоговой – это не означает, что бухгалтер по материалам или зарплате отдыхает. Нет такой силы, которая бы заставила работника выполнять работу за другого.
Нередко корень проблемы нехватки времени в том, что большую часть рабочего дня вы работаете непроизводительно. Незачем, например, тратить битый час на дозвон к должнику, если это можно поручить секретарю.
Выполняйте только бухгалтерские функции, как бы ни хотелось руководству сделать вас по совместительству еще и курьером. Найдите подходящего пенсионера или студента, готового работать за небольшую зарплату, и обоснуйте руководству необходимость дополнительной штатной единицы.
Говорить, что вы ничего не успеваете из-за постоянных разъездов, – значит навлечь на себя начальственный гнев. Лучше вооружиться маркером и отметить в книге покупок все счета-фактуры, которые вы внесли на основе факсовых сообщений или переговоров по телефону. Сделайте акцент, что вы это делали для того, чтобы уменьшить НДС.
Расскажите руководителю, что налоговая планирует усилить камеральные проверки и ждать, пока оригиналы придут по почте, – опасно. Внушительный список недостающей первички, подытоженный суммой, заставит даже очень скупого руководителя согласиться, что зарплата курьера – мизер, который стоит заплатить за спокойствие.
Как правило, взятый на время курьер в скором времени превращается в постоянного работника, а иногда подобное начинание приводит к тому, что на фирме появляется целая курьерская служба.
При случае уговорите руководителя взять помощника бухгалтера, чтобы тот вбивал первичку в программу. Удачный момент – налоговая или иная проверка, когда вам как никогда нужно заниматься именно интеллектуальным трудом. Аврал пройдет, а свободное время у вас останется. Его можно использовать, чтобы взять подработку: учет на небольшой фирме или у предпринимателя.
Наталья ЛЕЙМАН
Источник материала: «Расчет»
Статья получена: Клерк.Ру