Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Инвентаризация проведена. Что дальше? Бухгалтерский и налоговый учет итогов

 

Инвентаризация проведена. Что дальше? Бухгалтерский и налоговый учет итогов

 

 

Опубликовано Журнал "Московский бухгалтер" N11/2002г.

Оформление результатов инвентаризации не менее важно, чем само ее проведение. Бухгалтеры, которые не часто сталкиваются с этим процессом, иногда даже побаиваются отражать в учете итоги проверки. Ведь не известно, каких проблем от инвентаризации можно ожидать. Но если жизнь заставит…

Доверяй, но проверяй
С чего начать подведение итогов?

загрузка...

 

 

Необходимо сравнить остатки материальных ценностей, зафиксированных в бухучете предприятия, с остатками, выявленными в результате инвентаризации. Если есть расхождения (в любую сторону!) - составляется сличительная ведомость. Она может быть напечатана или написана от руки, но по определенным формам, которые утверждены Госкомстатом России*:
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18);
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19).

На ценности, которые не являются собственностью организации (например, арендованные или находящиеся на ответственном хранении) составляются отдельные ведомости. Стоимость товарно-материальных ценностей в ведомости указывается в соответствии с их оценкой в бухучете.
Результаты текущей инвентаризации отражают в учете того месяца, когда она была закончена. Итоги годовой - в бухгалтерском отчете за год.
Итак, в ходе инвентаризации могут обнаружиться недостачи, излишки и пересортица. Рассмотрим все эти проблемы поподробнее.

Недостачи
На складе не хватает товаров, в кассе - денег, в сейфе - ценных бумаг. Все это и называется недостачей.
В этом случае необходимо назначить заседание комиссии, проводившей инвентаризацию. Она должна определить причины выявленных недостач и, по возможности, установить виновных. Материально ответственные лица должны написать объяснительные записки. Все выводы, решения и предложения комиссии в обязательном порядке должны быть оформлены протоколом. Его подписывают председатель и члены комиссии, присутствующие на заседании.
Суммы недостач относятся к внереализационным расходам для целей бухгалтерского (п.12 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н) и налогового учета (пп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ), при условии, что виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них денежных средств (и об этом есть постановление). Они учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Иначе за ущерб расплачиваются виновные сотрудники. Предприятие может сразу списать убытки, если решит таковых не искать. Но тогда эти суммы не будут уменьшать налогооблагаемую базу по прибыли.
Потери товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ включаются в материальные расходы. Но те нормы естественной убыли, которые действовали ранее, с 1 января нынешнего года не применяются для целей налогообложения. А новые - еще не приняты. В связи с этим мы пока не рекомендуем бухгалтерам, включать недостачи (даже в пределах старых норм естественной убыли!) в материальные расходы.


* Постановление от 18 августа 1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"

Трудности могут возникнуть у бухгалтера при отражении в учете недостач основных средств. Если не удалось выяснить, кто похитил имущество, то по факту хищения обязательно должна быть проведена инвентаризация, составлен акт об отсутствии имущества и заявление в милицию. Только на основании этих документов основное средство можно списать с баланса. А пока проводятся следственные мероприятия, имущество учитывается по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

П Р И М Е Р 1
По приказу руководителя комиссия рекламно-производственной фирмы "Астра-Профессионал" проводила инвентаризацию. В производственном цехе обнаружилась пропажа плоттера стоимостью 18 000 руб. Амортизация была начислена в сумме 3700 руб. Материально ответственное лицо - начальник цеха К. В. Захаров не смог объяснить пропажу. Был составлен акт о хищении основного средства.
Директор принял решение списать принтер и направить в суд документы о взыскании с начальника цеха его стоимости.
Бухгалтер фирмы должен сделать следующие проводки:
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

- 18 000 руб. - списана первоначальная стоимость плоттера;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 3 700 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 94 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 14 300 руб. (18 000 - 3 700) - остаточная стоимость похищенного плоттера отнесена на потери.
Судом было принято решение взыскать сумму похищенного с начальника цеха, ответственного за сохранность основного средства. К.В. Захаров выплатил деньги.
Бухгалтер делает проводки:
Дебет 73 Кредит 94
- 14 300 руб. - отнесена недостача за счет виновного лица;
Дебет 50 (51) Кредит 73
- 14 300 руб. - отражено добровольное погашение стоимости плоттера;
Но если бы работник отказался, то на основании решения суда директор фирмы издал бы приказ об удержании этой суммы из его зарплаты*.
Дебет 70 Кредит 73
- 14 300 руб. - сумма ущерба удержана из заработка.
Если суд принимает решение об отказе во взыскании ущерба с виновного лица, то сумма недостачи списывается на финансовые результаты.
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 94
- 14 300 руб. - недостача отнесена на финансовые результаты.

Еще один часто возникающий у бухгалтеров вопрос - что делать с суммами НДС, уплаченными за похищенное имущество, если они уже возмещены из бюджета? Согласно п. 2 ст.171 НК РФ, их необходимо восстановить.

П Р И М Е Р 2
Обнаружена недостача материалов на складе стоимостью 3000 руб. Сумма НДС, которая была уплачена при приобретении этих материалов, возмещена из бюджета полностью.
Руководитель фирмы издал приказ - виновных лиц не разыскивать, недостачу списать за счет финансовых результатов.
Бухгалтер делает следующие проводки:
Дебет 94 Кредит 10

- 3000 руб. - отражена недостача материалов;
Дебет 94 Кредит 68 "Расчеты с бюджетом по НДС"
- 500 руб. (3000 руб. х 20%) - восстановлен НДС, который ранее был возмещен из бюджета;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 94
- 3500 руб. - недостача отнесена за счет финансовых результатов.


* Подробнее о том, как взыскать с работника сумму причиненного ущерба, можно прочитать в статье "Обчищай"…но возмещай" на стр. ***.

Многие московские организации сейчас страхуют ценное и дорогостоящее имущество на случай порчи или хищения. Если такое имущество похитят, то бухгалтеру необходимо сначала списать первоначальную стоимость основного средства и начисленную амортизацию. Затем компенсировать потери от хищения за счет полученного от страховой организации возмещения.

П Р И М Е Р 3
В ООО "Московские дворики" был похищен автомобиль первоначальной стоимостью 300 000 руб. Сумма начисленной амортизации - 120 000 руб. По факту хищения была проведена инвентаризация, составлен акт и заявление о хищении. Страховая организация перечислила возмещение в размере 200 000 руб.
Бухгалтер делает такие проводки:
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

- 300 000 руб. - списана первоначальная стоимость автомобиля;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 120 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 180 000 руб. (300 000 - 120 000) - потери материальных ценностей по страховым случаям;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию"
- 200 000 руб. - получено возмещение от страховой организации;
Дебет 51 Кредит 94
- 180 000 руб. - компенсированы потери за счет полученного от страховой организации возмещения;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- 20 00 руб. (200 000 - 180 000) - отражено превышение суммы возмещения над величиной потерь от хищения.
По условиям договора страхования право требования с виновного лица суммы причиненного ущерба принадлежит страховой организации. ООО "Московские дворики" не может требовать возмещения, даже если виновное лицо установлено.

Вполне возможно, что милиция все же разыщет, например угнанный автомобиль фирмы, и вернет имущество владельцу. Такое основное средство не может считаться ни безвозмездно полученным, ни неучтенным объектом, обнаруженным во время проведения инвентаризации. Единственный документ, по которому можно определить его стоимость, - акт списания основного средства. Именно по цене, указанной в этом документе, нужно оприходовать возвращенное имущество. Сумма начисленной амортизации также восстанавливается.
Если в организации, пока имущество разыскивалось, проводилась переоценка основных средств, то возвращенного имущества она не касается.
Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание. Если сотрудника напрасно обвинили в краже и расплатился за чужие "грехи", то бухгалтеру в учете придется отразить факт возврата такому сотруднику суммы, которую он платил за похищенное, а также оприходовать найденное "похищенное" имущество. Рассмотрим порядок отражения в учете возвращенного имущества.

П Р И М Е Р 4
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что похищенный и списанный с баланса плоттер был возвращен. По акту списания его первоначальная стоимость - 18 000 руб., а сумма начисленной амортизации - 3 700 руб.
Если сумма похищенного имущества числится на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", то бухгалтер "Астра-Профессионал" должен сделать такие проводки:
Дебет 01 Кредит 94

- 14 300 руб. - восстановлена остаточная стоимость плоттера;
Дебет 01 Кредит 02
- 3 700 руб. - восстановлена сумма начисленной амортизации.
Если сумма ущерба была списана на финансовые результаты, то проводки будут такие:
Дебет 01 Кредит 91
- 18 000 руб. - восстановлена первоначальная стоимость плоттера;
Дебет 91 Кредит 02
- 3 700 руб. - восстановлена сумма начисленной амортизации.
Возврат денег начальнику цеха в бухгалтерском учете нужно оформить следующим образом:
Дебет 94 Кредит 50 (51)
- 14 300 руб. - возвращена начальнику цеха сумма возмещенного им ущерба;
Дебет 91 Кредит 94
- 14 300 руб. - убытки от хищения плоттера отнесены за счет финансовых результатов.

Кстати, милиция может разыскать и застрахованное имущество. Как привило, в этом случае найденное возвращается страховой фирме или фирме-владельцу (зависит от условий договора со страховщиком).

Излишки
Недостачи обнаруживаются, конечно, чаще. Но бывают и такие случаи, когда в ходе инвентаризации находится ранее неучтенный предмет. Кстати, не известно еще, что же проще учесть для бухгалтера. Ведь в этом случае нужно определить цену, по которой его приходовать.
Цена таинственно появившегося предмета определяется по текущей рыночной стоимости - сумме денежных средств, которые организация может за него получить при продаже. Редко обнаруживается совершенно новое имущество. То есть нужно еще и определить его износ. Заключение делается по техническому состоянию обнаруженного предмета.
Сумма обнаруженных излишков включается в состав внереализационных доходов (п.20 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

П Р И М Е Р 5
В ООО "Затон" при инвентаризации обнаружены ранее не учтенные материалы и излишек денег в кассе на сумму 250 руб. Текущая рыночная стоимость материалов - 1 800 руб. (по объявлениям о продаже, опубликованным в СМИ).
Руководитель фирмы издал приказ - материалы и излишки кассы оприходовать.
Бухгалтер должен сделать в учете следующие проводки:
Дебет 10 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"

- 1 800 руб. - оприходованы выявленные в результате инвентаризации материалы;
Дебет 50 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- 250 руб. - оприходован излишек кассы.

Пересортица
Кроме недостатков и излишков может выявиться и так называемая пересортица - неправильный учет товаров одного сорта в составе другого. Согласно п. 5.3. "Методических рекомендаций по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, недостачу одного товара можно зачесть за счет излишка другого.

П Р И М Е Р 6
В результате инвентаризации на складе мебельной фирмы "Затон" обнаружилась недостача 4 письменных столов цвета "орех" по цене 2 625 руб., а также нашлись лишние 3 стола цвета "красное дерево" по цене 3 500 руб.
Общая сумма выявленной недостачи 10 500 руб. (2 625 руб. х 4 шт.), излишка - 10 500 руб. (3 500 руб. х 3 шт.).
В данном случае недостачу столов одного цвета можно зачесть за счет излишка столов другого цвета.
Бухгалтер должен сделать изменения в аналитике счета 41 "Товары".>>>
Статья получена: Клерк.Ру

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Инвентаризация проведена. Что дальше? Бухгалтерский и налоговый учет итогов":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Бухгалтерский и налоговый учет операций с ценными бумагами в банках в 2002 г. Каковы различия?

Наступивший год ознаменовался вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), определяющей порядок исчисления налога на прибыль и ведения налогового учета. Понятие учета в целях налогообложения было введено впервые. Таким образом, налицо прецедент, ведущий фактически к разделению учетных процедур и устанавливающий собственные правила учета хозяйственных операций, применяемые при исчислении налогов./Е.

» Банки и кредиты - 3736 - читать


Бухгалтерский и налоговый учет операций с ценными бумагами в банках в 2002 г. Каковы различия? (Часть 2)

Бухгалтерский и налоговый учет расходов. В чем разница? 1.љ"Свернутый" принцип бухгалтерского учета и "развернутый" принцип налогового учета доходов и расходов.

» Банки и кредиты - 3142 - читать


Авансовые платежи — особенности бухгалтерского и налогового учета

Березкин И. В. Опубликовано в номере:

» Бухгалтерия и аудит - 8081 - читать


Бухгалтерский и налоговый учет покупки ККМ

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 / Из пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н следует, что контрольно-кассовая машина (ККМ) должна учитываться в составе основных средств, так как срок ее службы - более одного года: 4. Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве осно ...

» Бухгалтерия и аудит - 6251 - читать


Бухгалтерский и налоговый учет больничных

АКДИ "Экономика и жизнь" / Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.

» Бухгалтерия и аудит - 2565 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Инвентаризация проведена. Что дальше? Бухгалтерский и налоговый учет итогов

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru