Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Комментарий к Федеральному Закону РФ 58-ФЗ от 06.06.05

 

Комментарий к Федеральному Закону РФ 58-ФЗ от 06.06.05

 

 

Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 06.06.05 № 58-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"


Формирование первоначальной стоимости основных средств

Не оставил законодатель без внимания нормы Налогового кодекса, посвященные налогообложению амортизируемого имущества. Не секрет, что в старой редакции они содержали неудачные формулировки, позволяющие, к примеру, двояко толковать положения о формировании первоначальной стоимости основных средств. С них и начнем.

Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств и правила начисления амортизации по ним в целях налогообложения прибыли определены в ст. 256-259 и 322-323 НК РФ.

загрузка...

 

 

В бухгалтерском учете этим вопросам посвящены Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и принятые в соответствии с ним Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.
Большим вопросом для бухгалтерских работников всегда был порядок включения в первоначальную стоимость основных средств в целях налогового учета сумм налогов и иных обязательных платежей. Эти правила оказались несколько иными, чем привычные и, что говорить, экономически более обоснованные, чем требования, содержащиеся в документах нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Правила формирования первоначальной стоимости основных средств в бухгалтерском учете, содержащиеся в ПБУ 6/01, позволяют включать в первоначальную стоимость основных средств большой перечень налогов, сборов и т.п., например:
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
- таможенные пошлины.

Таким образом, в целях бухгалтерского учета все налоги, кроме возмещаемых (НДС, акцизы), должны быть включены в первоначальную стоимость.
Правилами формирования первоначальной стоимости основных средств в налоговом учете (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ) определено, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение. сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом. То есть законодатель не пошел по пути более или менее подробного перечисления возможных затрат, которые необходимо включать в первоначальную стоимость. Не стал он перечислять и конкретные налоги, которые не включают в первоначальную стоимость основных средств. Указано лишь, что они должны либо подлежать вычету, либо учитываться в составе расходов в соответствии с требованиями НК РФ. В связи с этим возникла иллюзия, что кодекс пошел по формальному пути, позволив не включать в первоначальную стоимость те суммы, которые прямо указаны в законе в качестве расходов.

Если в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса, то их не нужно включать в первоначальную стоимость основных средств. Этот подход в правоприменительной практике был расширен и распространен не только на налоговые платежи, но и на некоторые другие затраты. В подпункте 40 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов названы платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости. Следовательно, такие затраты не должны включаться в первоначальную стоимость основных средств. При этом было начисто забыто, что Налоговый кодекс требует включения в первоначальную стоимость всех фактических расходов, которые объективно необходимы для доведения основного средства до состояния, в котором оно пригодного для использования.

Такой расширительный подход вызвал бурное отторжение у тех специалистов, которые не захотели принять необъяснимые с экономической точки зрения подходы в вопросах формирования первоначальной стоимости. Они вполне логично и обоснованно заявили, что "налоговая" судьба тех или иных платежей зависит от того, когда - до или после ввода в эксплуатацию - организация понесла эти расходы. То есть они распространяли на налоговые отношения закрепившийся в бухгалтерской практике подход. В качестве примера можно привести Письмо УМНС по г. Москве от 29.06.04 №?26-12/43056. Мотивировка позиции автора письма заключалась в следующем: все расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, пригодного к эксплуатации, вне зависимости от их отнесения к тем или иным элементам расходов, должны учитываться в первоначальной стоимости объекта основных средств.

Учитывая, что для определенных объектов основных средств их эксплуатация невозможна без соответствующей государственной регистрации, расходы по регистрации следует рассматривать как расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, пригодного к эксплуатации.
В случае, когда указанные расходы осуществляются после того, как объект введен в эксплуатацию и эксплуатируется, они учитываются в составе косвенных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Как уже было отмечено, сторонники второго подхода исходили из чисто формального принципа: если тот или иной вид платежа прямо назван в качестве расхода в ст. 264 НК РФ, то он не должен включаться в первоначальную стоимость основных средств. Пример - Письмо МФ РФ от 11.03.04 № 04-02-05/3/16. Вопрос был о судьбе платежей за регистрацию прав на недвижимое имущество. Автор письма на основании того, что эти платежи прямо поименованы в пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ, пришел к следующему выводу: платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество учитываются в составе прочих расходов и не формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества.

Такую же судьбу уготовило и суммам государственных пошлин Письмо МФ РФ от 30.03.05 № 03-03-01-04/1/137, содержится следующая аргументация: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса.

Согласно пункту 10 статьи 13 Кодекса государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.
Таким образом, расходы на уплату государственной пошлины включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией.
Мы вынуждены констатировать, что специалисты из налогового ведомства оказались в большей степени экономистами, чем представители. Минфина.
В связи с тем, что такого подхода придерживается Минфин, нетрудно догадаться, что налогоплательщики чаще использовали именно его рекомендации как руководство к действию.

Однако нельзя не заметить, что, увлекшись "пропагандированием" максимально полной очистки первоначальной стоимости основных средств в налоговом учете от сумм всевозможных обязательных платежей, Минфин несколько исказил действие нормы п. 1 ст. 257 НК РФ. Он несколько небрежно обращается с юридической квалификацией государственной пошлины. Обращаем внимание наших читателей на то, что в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ не подлежат включению в первоначальную стоимость только налоги. Слова "сбор" в этом подпункте нет.

Общеметодологический подход к анализу положений о формировании первоначальной стоимости основных средств в налоговом учете, применяемый Минфином, предполагает расширительное толкование перечня платежей, не подлежащих включению в первоначальную стоимость. В рамках этого подхода Минфин сделал вывод и в последнем письме и, видимо, понимает натянутость своей позиции. Именно поэтому он ограничился обращением к ст. 13 НК РФ, в которой государственная пошлина действительно отнесена к федеральным налогам и сборам. Но все же к чему: к налогам или сборам? Буквальное толкование п. 1 ст. 257 НК РФ позволяет сделать вывод, что эта разница является юридически значимой для правильного определения первоначальной стоимости основных средств.
Автор письма не обращается ни к общему определению сборов, данному в п. 2 ст. 8 НК РФ, ни к гл. 253 "Государственная пошлина" НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Уже одного этого достаточно, чтобы понять, что государственная пошлина относится к федеральным сборам, но никак не к налогам. Не оставляет сомнений и п. 1 ст. 33316 НК РФ, в котором прямо сказано, что "государственная пошлина - сбор.".

Таким образом, государственная пошлина, уплаченная до введения в эксплуатацию объекта основных средств, должна включаться в его первоначальную стоимость, как это происходит в бухгалтерском учете.

Оставим за пределами комментария выяснение причин, почему Минфин, казалось бы, по профилю экономическое ведомство, так экономически волюнтаристски толкует положения, заложенные в ст. 257 НК РФ. Скажем лишь то, что законодателя, видимо, не удовлетворил такой подход, и он решил покончить с ним, четко указав, что в первоначальную стоимость основных средств включаются все фактически произведенные в связи с его приобретением, сооружением, изготовлением, доставкой и доведением до состояния, в котором оно пригодно для использования, расходы за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, с 1 января 2006 года с различными толкованиями одних и тех же норм налогового законодательства, касающихся формирования первоначальной стоимости основных средств, будет покончено. И это, несомненно, плюс. Второй плюс: с 1 января 2006 года можно будет без споров с налоговыми органами сравнять бухгалтерскую первоначальную стоимость основных средств и их налоговую стоимость. Минус один и, может быть, для некоторых организаций существенный. Если раньше разноголосица трактовок п. 1 ст. 257 НК РФ позволяла налогоплательщикам одномоментно списывать некоторые суммы, связанные с приобретением основных средств, то с 1 января 2006 года и их придется "долго и нудно" списывать посредством начисления амортизации.

Поступление бывших в употреблении объектов основных средств в качестве вклада в УК или в порядке правопреемства: установление срока полезного использования

Порядок определения срока полезного использования (СПИ) по бывшим в употреблении объектам основных средств в гл. 25 НК РФ был предусмотрен только п. 12 ст. 259 НК РФ. Он касался всех приобретенных основных средств. Законодатель решил уточнить порядок расчета срока полезного использования бывшего в употреблении основного средства, поступившего в организацию в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, дополнив ст. 259 НК РФ п. 14. Новый владелец будет вправе установить такой срок равным сроку, установленному предыдущим собственником, и уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Данные о сроке полезного использования, сроке фактической эксплуатации ОС у предыдущего собственника для целей налогового учета могут быть отражены в Акте о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1) в соответствующих графах, предусмотренных для целей бухгалтерского учета (дополнительных).
Таким образом, новая норма соответствует п. 12 ст. 259 НК РФ в части возможности учета срока эксплуатации основного средства у бывшего собственника при установлении СПИ. Отличие в том, что налогоплательщик, покупая основное средство, бывшее в эксплуатации, в соответствии с п. 12 ст. 259 НК РФ сам определяет срок полезного использования этого объекта в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, и вычитает из него срок, в течение которого это основное средство находилось у бывшего собственника. При получении бывшего в употреблении основного средства в качестве вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства новый собственник лишен всякой свободы в определении срока полезного использования объекта, принимая срок таким, каким установил предыдущий собственник.

Новый порядок, установленный п. 14 ст. 259 НК РФ применяется с 15.07.05 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.05.

Неотделимые улучшения арендованных основных средств: налоговый учет

Законом № 58-ФЗ внесено дополнение в п. 1 ст. 256 НК РФ, согласно которому капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенные с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Пункт 5 ПБУ 6/01 относит к основным средствам капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. В Налоговом кодексе ранее не содержалось аналогичной нормы.
Неотделимые улучшения могут быть произведены как с согласия арендодателя, так и без его согласия. В последнем случае арендатор не может рассчитывать на компенсацию произведенных затрат. Изменения коснулись лишь налогового учета неотделимых улучшений, осуществленных с согласия арендодателя, поэтому в нашем комментарии мы и остановимся лишь на этом случае.

В соответствии с п. 2 ст. 623 ГК РФ арендатор имеет право после окончания срока договора на возмещение стоимости неотделимых улучшений, произведенных с согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды. Таким образом, возможны две ситуации. В первой арендатор получает от арендодателя компенсацию понесенных при осуществлении неотделимых улучшений затрат, во второй - нет. При этом ранее это различие не было существенным. И в том, и в другом случае налоговые органы отказывали в признании таких затрат в целях налогообложения прибыли.

Как неоднократно указывало в своих письмах финансовое ведомство, неотделимые улучшения не могут быть отнесены к основным средствам у арендатора в целях налогообложения прибыли, и налоговый учет у арендатора таких затрат на осуществление неотделимых улучшений в арендованное имущество не предполагался. Например, в последних письмах Минфина от 04.05.05 № 03-03-01-04/2/74 и от 28.03.05 № 03-06-01-04/177 на этот счет говорится вполне определенно и категорично: для целей налогообложения неотделимые улучшения арендованного помещения не могут классифицироваться как основные средства арендатора, амортизация по ним не начисляется.

В обоснование этой точки зрения было указано на то, что:
- учет таких расходов у арендатора не предусмотрен гл. 25 НК РФ;
- капитальные вложения (например, в виде модернизации, реконструкции и т.п.) могут быть списаны через амортизацию в налоговом учете только в собственное имущество, а арендуемое имущество находится в собственности арендодателя;
- к амортизируемому имуществу относится только имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, чего нельзя сказать об объекте договора аренды и неотделимых улучшениях такого объекта.

Что на это можно сказать? Первый мотив отказа в принятии затрат на неотделимые улучшения в целях налогового учета вызывает возражение по той причине, что гл. 25 НК РФ не перечисляет всех возможных видов расходов. А если мы вспомним об открытом перечне расходов, содержащихся в ст. 264 и 265 НК РФ, то вопрос может возникнуть только один: к какой категории расходов следует отнести эти затраты, если они удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ? Но с этим моментом в анализируемой нами ситуации, на наш взгляд, все в порядке. "Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода" - так сказано в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Для арендатора неотделимое улучшение является отдельным объектом, который в основном удовлетворяет требованиям, изложенным в п. 1 ст. 256 НК РФ. Проблема в данном случае лишь в праве собственности. Именно на этом моменте и базируется третье возражение Минфина. Действительно, с точки зрения гражданского права признать неотделимые улучшения как объект, находящийся на праве собственности у арендатора, проблематично. Неотделимые улучшения тем и отличаются от отделимых, что не могут быть отделены от основного объекта без его разрушения, то есть не обладают самостоятельным свойством гражданской оборотоспособности.

Однако если обратить внимание на данное в п. 1 ст. 256 НК РФ определение амортизируемого имущества, то нельзя не заметить, что законодатель обращается с категорией "право собственности", образно говоря, как "слон в посудной лавке". Любой юрист знает, что право собственности - это вещное право, и говорить о закреплении на нем результатов интеллектуальной деятельности, по крайней мере юридически, безграмотно. Однако нематериальные активы оказались в перечне объектов, которые должны в обязательном порядке находиться у налогоплательщика для возможности учета их в составе амортизируемого имущества на праве собственности. Но на это обстоятельство мало кто обращает внимание, понимая право собственности в контексте п. 1 ст. 256 НК РФ расширительно. Почему-то Минфин не захотел распространить такое расширительное толкование этой категории на объекты, созданные как неотделимые улучшения арендованного имущества, и не заметил, что списать на расходы можно не только амортизируемое имущество, но и другие экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Именно из последнего момента исходил ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.01.05 № А56-11741/04. Суть дела такова: налогоплательщик произвел неотделимые улучшения в арендованное имущество и списал осуществленные затраты через амортизацию. Налоговиков такой подход не устроил, и они исключили указанные суммы из расходов. Налогоплательщик обратился в суд, который указал:

в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих доходы, предусмотрены статьей 252 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера и направления деятельности организации подразделяются на внереализационные расходы и расходы, связанные с производством и реализацией. К последним в соответствии со статьей 263 НК РФ относятся и прочие расходы, перечень которых установлен статьей 264 НК РФ и который - в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 этой статьи - не является исчерпывающим.
Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ налогоплательщик праве отнести к прочим расходам другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Понесенные Банком расходы не относятся к расходам, не учитываемым в целях определения облагаемой налогом на прибыль базы.
Как следует из материалов дела, Банк арендовал по договору субаренды от 07.09.2000 нежилые помещения и в целях приспособления названных помещений для банковских целей произвел за свой счет в сумме 5 083 281 руб. 57 коп. их отделку и устройство необходимых и неотделимых улучшений в субарендованное имущество. В декларации по налогу на прибыль Банк указал произведенные им улучшения в составе расходов на амортизацию поэтапно, а не в составе прочих расходов.
Однако, как обоснованно установил суд первой инстанции, ошибочное указание Банком в декларации затрат на неотделимые улучшения арендованного имущества в составе расходов на амортизацию, а не в составе прочих расходов, не приводит к занижению облагаемой налогом на прибыль базы, поскольку расходы двух разных групп уменьшают налогооблагаемую прибыль за 2002 год.

В рассмотренном деле по условиям договора аренды арендатору не полагалась компенсация затрат на неотделимые улучшения от арендодателя.
Новые правила предусматривают в этом случае начисление арендатором амортизации в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются последним в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Так определено в новой редакции п. 1 ст. 258 НК РФ.

Как оценивать эти нововведения с точки зрения положения налогоплательщика? Положительно, если учесть, что раньше НК РФ вообще оставлял эту ситуацию вне поля зрения. Отрицательно, если учесть, что в суде налогоплательщикам чаще всего удавалось отстоять свое право на принятие этих затрат в налоговом учете. Этот минус будет еще больше, если внимательнее посмотреть на содержание нововведений. Законодатель "привязал" срок полезного использования неотделимых улучшений к сроку полезного использования арендованных объектов. С учетом того, что подобные улучшения осуществляются в основном на объектах недвижимости, которые относятся к амортизационным группам с большими сроками полезного использования, а амортизацию можно начислять только в течение срока действия договора аренды, то наш пессимизм понятен. Достаточно сказать, что в приведенном нами выше примере из арбитражной практики дело не решилось бы для налогоплательщика столь удачно, если бы действовали сегодня новые нормы НК РФ.
В заключение отметим, что эти нововведения будут действовать с 01.01.06.

Учет расходов лизингодателя в отношении лизингового имущества

Федеральным законом № 58-ФЗ внесены изменения в НК РФ в части учета расходов, связанных с лизинговыми операциями. Законодатель уточнил перечень прочих расходов, включив в него затраты лизингодателя на приобретение имущества, переданного в лизинг, а также рассмотрел порядок учета этих расходов, когда имущество, переданное по договору лизинга, учитывается на балансе лизингополучателя.

Рассмотрим подробнее нововведения и их последствия для налогоплательщика. В действующей редакции пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ говорится о том, что расходы лизингополучателя в виде лизинговых платежей за принятое в лизинг имущество можно учитывать в качестве прочих расходов, и рассмотрена ситуация, когда данное имущество учитывается на балансе лизингополучателя. Но в лизинговой операции участвует и другой субъект - лизингодатель. Дополнения в НК РФ касаются именно его расходов. Законодателем уточнено, что расходы лизингодателя по приобретению имущества, переданного в лизинг, тоже можно учесть в качестве прочих расходов. Если переданное в лизинг имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то у лизингодателя расходами признаются затраты на приобретение имущества, переданного в лизинг.

Уточнение для целей налогового учета перечня прочих расходов в части расходов лизингодателя можно только приветствовать. Но дополнения в пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся не ко всем расходам лизингодателя. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Таким образом, учет некоторых видов расходов лизингодателя, например, расходов, связанных с передачей лизингового имущества лизингополучателю, оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, вновь остался вне поля зрения законодателя. А следовательно, "налоговая" судьба этих расходов вновь будет зависеть от взглядов чиновников фискальных ведомств на трактовку тех или иных норм налогового законодательства или от воли налогоплательщика, его желания отстаивать свои права в суде.

Рассмотрим п. 8.1, которым дополнена ст. 272 НК РФ. В нем указан порядок учета расходов лизингодателя на приобретение имущества, переданного в лизинг, когда имущество, полученное по договору лизинга, учитывается на балансе лизингополучателя. Таким образом, решен больной для налогоплательщиков вопрос о моменте и способе принятия в налоговом учете расходов на приобретение лизингового имущества, а именно о списании его первоначальной стоимости.

Вернемся назад и посмотрим, каким был порядок признания доходов и расходов лизингодателя в рассматриваемой ситуации ранее? В Письме Минфина РФ от 10.06.04 № 03-02-05/2/35 было указано, что сумма выкупной стоимости имущества отражается в составе доходов лизингодателя по мере поступления этих платежей, а в составе расходов - его первоначальная стоимость при переходе права собственности на объект лизинга. Предположим, что выкупная стоимость включена в состав лизинговых платежей равными долями в течение всего срока действия договора. Тогда выкупная стоимость будет отражаться в доходах лизингодателя равными долями в течение указанного срока, а первоначальная стоимость будет учтена в расходах единовременно при передаче объекта в собственность лизингополучателю. В результате не соблюдается принцип равномерности признания доходов и расходов. В комментарии к письму №?03-02-05/2/35 нами были высказаны эти соображения.

В 2005 году выходит Письмо Минфина РФ от 07.02.05 №?03-03-01-04/2/20 , посвященное этой же проблеме, в котором был представлен несколько иной подход: на дату перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга в налоговом учете лизингодателя отражается доход от реализации в виде выкупной стоимости предмета лизинга, а в расходах - первоначальная стоимость предмета лизинга. Такой способ учета более приемлем для налогоплательщика, при нем уже соблюдается принцип равномерности признания доходов и расходов.

Внесенное дополнение в ст. 272 НК РФ перечеркивает оба вышеуказанных способа учета. Смысл нового п. 8.1 заключается в том, что в ситуации, когда имущество, переданное в лизинг лизингополучателю, учитывается у последнего на балансе, расходы лизингодателя по приобретению переданного в лизинг имущества, признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей.

К чести законодателей надо признать, что они нашли, на наш взгляд, наиболее экономически обоснованный подход в налогообложении расходов на приобретение лизингового имущества. Он более предпочтителен с экономической точки зрения по одной причине. Мы уже отметили, что данный подход соответствует принципу равномерности признания доходов и расходов. Однако практика составления лизинговых договоров показывает, что выкупная стоимость в них зачастую либо совсем не указывается, либо указывается в чисто символических суммах. Таким образом, второй подход, высказанный в Письме МФ РФ № 03-03-01-04/2/20, если и позволяет говорить о соблюдении принципа равномерности признания расходов и доходов, то лишь формально. Привязав списание расходов лизингодателя на приобретение лизингового имущества к лизинговым платежам, законодатель, по нашему мнению, нашел максимально обоснованное в этой ситуации решение.

Он оставил вне поля своего внимания порядок учета в целях исчисления налога на прибыль доходов в виде выкупной стоимости. Может показаться, что новый подход законодателя вновь ведет к нарушению принципа равномерности признания доходов и расходов, но в этом случае перекос интересов окажется в пользу налогоплательщиков. И действительно, если учесть позицию Минфина, высказанную в письме №?03-03-01-04/2/20 относительно признания в доходах лизингодателя выкупной стоимости в момент перехода права собственности (п. 1 ст. 39 НК РФ), то ситуация кардинальным образом изменится: доходы учитываются единовременно в момент перехода права собственности, а расходы в течение срока уплаты лизинговых платежей.

Однако это нарушение принципа равномерности на деле будет лишь формальным, так как возможно только в том случае, если в договоре будет выделена существенная сумма в качестве выкупной цены и оплата ее приурочена к окончанию действия договора. Лизингодателю как экономически более сильной стороне невыгодно оттягивать получение выкупной стоимости предмета лизинга, а следовательно, сроки выплаты в договоре с большей вероятностью будут распределены более или менее равномерно. Практика неуказания в договоре выкупной цены предмета лизинга говорит именно об этом: чаще всего она включается в состав лизинговых платежей потому, что это выгодно лизингодателю. Материальным основанием для возможности невыделения в договоре лизинга выкупной цены является действие п. 1 ст. 28 Закона о финансовой аренде (лизинге), в соответствии с которой в общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, чем очень активно и пользуется лизингодатель.

Заслуживает внимания еще одно обстоятельство. В соответствии с ранее действовавшей позицией Минфина, если договор лизинга не предусматривал перехода права собственности, то расходы лизингодателя на приобретение лизингового имущества так и оставались не учтенными в целях исчисления налога на прибыль. И действительно, нет перехода права собственности, с моментом которого Минфин связывал возможность списания расходов на приобретение предмета договора лизинга, поэтому нет и возможности для принятия этих сумм в налоговом учете. Сложилась парадоксальная ситуация: имущество приобреталось для осуществления деятельности по извлечению дохода, а его первоначальная стоимость не могла быть принята в целях налогообложения прибыли. Новый подход устранил такое положение вещей - лизингодатель в соответствии с новой нормой сможет учесть расходы по приобретению переданного в лизинг имущества в суммах, пропорциональных лизинговым (арендным) платежам, предусмотренным в договоре.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Комментарий к Федеральному Закону РФ 58-ФЗ от 06.06.05":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Вопросы реализации Федерального закона Об обществах с ограниченной ответственностью

АПК РФ 2002 г. отнес к компетенции арбитражных судов споры между акционерами и акционерными обществами, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ, вытекающие из деятельности последних, за исключением трудовых. Названные споры рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются данные участники субъектами предпринимательской деятельности или физическими лицами. Общества с ограниченной ответственностью - разновидность хозяйственных обществ.

» Юриспруденция и Право - 2948 - читать


Глава 24 Единый социальный налог (в ред. Федерального закона от 20.07.04 № 70-ФЗ)

Глава 24 "Единый социальный налог" (в ред. Федерального закона от 20. 07.

» Бухгалтерия и аудит - 2815 - читать


Нет предела совершенству. Путь к нему описан в новом федеральном законе

Без шуток и преувеличений объявляем: с 1 января 2004 года должна наступить новая эра в истории взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами и внебюджетными фондами. 1 января вступил в силу федеральный закон, который перестраивает систему государственной регистрации налогоплательщиков и страхователей, а также постановки на налоговый учет. Это закон от 23.

» Бухгалтерия и аудит - 1767 - читать


Новый Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле.

ИА "Клерк. Ру". Отдел новостей / Юридическая фирма "Клифф" 19 июня 2005 года начинают действовать положения Федерального закона № 173‑

» Бухгалтерия и аудит - 3011 - читать


Анализ чистых активов на основе гражданского кодекса РФ и федерального закона «об акционерных обществах»

Воронина В. М.,к.э.н., доцент Оренбургского государственного университета Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №5 / 2002 Главная задача — использовать результаты анализа чистых активов, чтобы работать в режиме предупреждения нежелательных ситуаций, а не исправления их последствий Чистые активы акционерных обществ – это один из немногих финансовых показателей, фигурирующих в федеральных законах («Об акционерных обществах», «Об оценочной деятельности в Российской Федер ...

» Управление и менеджмент - 5316 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Комментарий к Федеральному Закону РФ 58-ФЗ от 06.06.05

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru