Без шуток и преувеличений объявляем: с 1 января 2004 года должна наступить новая эра в истории взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
1 января вступил в силу федеральный закон, который перестраивает систему государственной регистрации налогоплательщиков и страхователей, а также постановки на налоговый учет. Это закон от 23.12.03 № 185-ФЗ, уже в названии которого фигурирует производное от слова "совершенство": "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (опубликован в приложении "Официальные документы" № 1, 2004).
Главное новшество закона - система "одного окна", которую так долго обещали народу налоговики. Работает она и для юридических лиц, и для индивидуальных предпринимателей.
Предположим, организация подает документы на государственную регистрацию и о постановке на учет в налоговый орган. Все вы знаете, что за этим следует утомительная беготня по внебюджетным фондам. Теперь же волнения по поводу своевременной регистрации страхователя возьмет на себя налоговый орган. Именно налоговики, получившие заявительные документы от фирмы, обязаны обеспечить следующую последовательность действий: провести госрегистрацию налогоплательщика, внести сведения о нем в соответствующий государственный реестр, поставить на налоговый учет. И главное - в течение пяти дней со дня госрегистрации отправить необходимые документы для регистрации страхователя во внебюджетные фонды. В эти же пять дней фискалы должны выдать или отправить по почте "новообращенной" организации или предпринимателю свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, а также уведомление о свершении этих судьбоносных событий. Таким образом, юридическому лицу остается только посетить орган Госкомстата для получения кодов статистики и поспешить в банк, чтобы открыть расчетный счет.
Однако бросается в глаза, что закон № 185-ФЗ предусматривает издание большого количества подзаконных актов. Волей-неволей возникает вопрос: начнет ли работать сказочная система "одного окна" с 1 января 2004 года при отсутствии разнообразных форм документов и порядков работы? Специалисты департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России на прошлой неделе убеждали корреспондента "УНП", что несоблюдение формальностей не помешало "одному окну" открыться без скрипа. "Мы направили в налоговые органы для работы проекты тех документов, которые разработаны во исполнение закона № 185-ФЗ и сейчас проходят процедуру утверждения. Мы это сделали, чтобы не тормозить систему "одного окна". И сейчас механизм реально работает, несмотря на то, что формальности до конца не соблюдены", - заявили нам в МНС России. При этом налоговики заверяют, что в ближайшее время все неурядицы будут улажены, соответствующие документы подписаны и разосланы по инспекциям.
Было бы несправедливо умолчать о других сенсациях закона № 185-ФЗ. Во-первых, "одно окно" распахнет створки не для всех налогоплательщиков. Во-вторых, в законе обнаруживаются новации, которые коснутся всех граждан, а не только тех, кто ведет предпринимательскую деятельность. В-третьих, нацелившись на совершенствование процедур госрегистрации, законодатели заодно провели большую терминологическую "чистку" законодательства.
Вернемся к пункту "во-первых". Порядок регистрации страхователей, который обновлен в законах о внебюджетных фондах, не будет единым для всех страхователей. Некоторым категориям - организациям по месту нахождения обособленных подразделений, частным нотариусам, адвокатам, физлицам, заключившим трудовые договоры с работниками, - придется самостоятельно подавать заявления о регистрации в Фонде обязательного медицинского страхования, Пенсионном фонде и Фонде социального страхования РФ. Например, по местонахождению обособленных подразделений организации должны подать документы на регистрацию в качестве страхователей в органы ФСС и ФОМС России в 30-дневный срок со дня создания обособленного подразделения. Порядки регистрации упомянутых категорий страхователей будут утверждены подзаконными актами.
Теперь о более приятных новшествах. Российские налогоплательщики более не обязаны докладывать налоговым органам о смене местонахождения или места жительства. Прежде статья 23 НК РФ не только вменяла это в обязанность, но и устанавливала жесткий 10-дневный срок для такого уведомления. Теперь же информирование налоговиков о "миграции" налогоплательщиков - это целиком и полностью забота самих же госорганов, которые ведают соответствующими вопросами. Например, гражданин сменил место прописки: налоговики должны сами провести постановку россиянина на учет в другой инспекции на основании данных, полученных от органов внутренних дел, а налогоплательщику остается лишь дождаться официального уведомления о свершившемся факте.
Что же касается упомянутой терминологической чистки, то приведем такой пример: в Налоговом кодексе до сих пор было крайне невнятное определение места жительства - "место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает". Теперь же в статье 11 НК РФ появилась четкая формулировка: место жительства - это адрес (наименование субъекта РФ, населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Статья получена: Клерк.Ру