Обсуждение правительственных инициатив второго этапа налоговой реформы ощутимо затягивается. По сути дела без проволочек прошел лишь законопроект о повышении налоговой нагрузки на нефтяной сектор промышленности. Предложения по ставкам и шкале регрессии ЕСН, поправки по налогу на прибыль, НДС, налогообложению малого бизнеса и другие пока находятся на разных стадиях законодательного процесса. Некоторые из них даже официально не внесены в Госдуму.
Евгений Васильчук
Российская Газета
Причин тому несколько, и их детальный разбор не является сейчас предметом нашего внимания.
Примечательно другое - последствия налоговых новаций, с точки зрения предприятий, оказываются далеко не однозначно позитивными. По крайней мере так в самых общих словах можно охарактеризовать результаты осуществленного осенью и зимой Институтом комплексных стратегических исследований специального аналитического проекта (руководитель проекта - Юрий Симачев, заместитель директора Межведомственного аналитического центра).
Его полное название: "Микроэкономическая оценка последствий налоговой реформы с учетом ожидаемой реакции экономических агентов". Само исследование базируется на опросе стандартной выборки (панели) промышленных предприятий, регулярно опрашиваемых Институтом экономики переходного периода (руководитель лаборатории конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло). Кстати, результаты этих конъюнктурных опросов ежемесячно в том или ином виде публикуются "Российской бизнес-газетой". При этом используется довольно сложная даже по сравнению с обычным конъюнктурным опросом методология, поскольку исследователям пришлось обобщать ответы предприятий в виде своеобразной многофакторной матрицы. Получить в данном случае какой-либо единый вывод из всего спектра оцениваемых реакций предприятий на предлагаемые изменения представляется весьма затруднительным. Тем не менее в структурированном виде полученные результаты исследования довольно любопытны, несмотря на то, что они, повторим, основаны на суммировании субъективных реакций и ожиданий предприятий. Поэтому далее мы приводим их в сформулированном исследователями виде с минимальными сокращениями. Следует заметить, что в выборку вошли средние и крупные предприятия в основном из обрабатывающих отраслей промышленности - это следует учитывать при рассмотрении полученных исследователями выводов.
Налоги: вид снизу
Прежде всего выяснилось, что большинство промышленных предприятий функционируют в условиях фактически более высокой налоговой нагрузки по сравнению с отраслевыми макрооценками. В среднем по предприятиям выборки налоговая нагрузка на выручку в 2003 году оценивается на уровне 27 процентов. Средневзвешенные значения налоговой нагрузки на выручку и добавленную стоимость предприятий выборки грубо оцениваются на уровне 16 и 34 процентов соответственно.
Уровень налоговой нагрузки на выручку и по микро-, и по макрооценкам выше для отраслей высокого передела. В тройке "лидеров" по наиболее высокой налоговой нагрузке на выручку (в среднем по предприятиям) - предприятия по производству стройматериалов (33 процента), легкой промышленности (31 процент) и машиностроения (27 процентов).
Помимо этого исследователи обнаружили так называемый эффект смещения оценок тяжести налоговой нагрузки в зависимости от размеров предприятия. Поэтому использование только макрооценок для анализа налоговой нагрузки может приводить к неверным решениям с позиций развития предприятий "второго эшелона".
С бюджетом шутки плохи
Бюджетные ограничения для предприятий со стороны налоговой системы в последние годы стали существенно "жестче". Достигнут существенный прогресс в улучшении налогового администрирования просроченной задолженности и выравнивании "жесткости" ограничений со стороны налоговой системы.
Несмотря на заметные позитивные сдвиги в выравнивании жесткости налоговых требований, примерно каждое десятое предприятие выборки является "безнадежным" должником по уплате налогов - объем просроченной задолженности таких предприятий по уплате налогов превышает их полугодовой объем выручки. Сохраняется высокий уровень неоднородности в "жесткости" налоговых требований к предприятиям таких отраслей, как легкая промышленность и машиностроение.
Зарплаты в тени
Доля неофициально выплачиваемой зарплаты в среднем по предприятиям оценивается на уровне 12 процентов (средневзвешенное значение - не более 8 процентов), при этом примерно каждые два из трех респондентов указали на отсутствие практики "теневых" выплат. Однако, отмечая такой относительно невысокий уровень "ухода в тень", необходимо учитывать, что в нашей выборке нет предприятий торговли и сферы услуг.
Прослеживается следующая закономерность - чем предприятие крупнее, тем меньше в среднем доля теневой зарплаты. Конечно, можно было бы предположить, что выплата теневой зарплаты - это реакция небольших предприятий на более высокий уровень налоговой нагрузки. Однако, по мнению исследователей, более высокий уровень теневой зарплаты на меньших по размерам предприятиях есть не только следствие более высокой налоговой нагрузки, но и свидетельство недостатков налогового администрирования, существенно более низкого риска обнаружения "теневых" выплат для небольших предприятий.
Неудобная регрессия
Снижение тех или иных налогов по-разному оценивается предприятиями в зависимости от их отраслевой принадлежности, размера и финансового положения. Снижение ставки налога на прибыль в большей степени снижает нагрузку на эффективно (рентабельно) работающие предприятия и нейтрально по отношению к размерам и отраслевой принадлежности предприятий. Эффект снижения налоговой нагрузки от введения инвестиционной льготы зависит не только от финансового положения, но и от размеров предприятий - данную новацию более позитивно оценивают более крупные компании. Снижение порога и (или) базовой ставки ЕСН нейтрально по отношению к размерам и финансовому положению предприятий, но по-разному воспринимаются фирмами из различных отраслей. И только снижение ставки НДС нейтрально по отношению и к отраслевой принадлежности предприятия, и к его размеру, и к финансовому положению.
В целом единственный вариант реформы ЕСН, который, с одной стороны, устраивает большинство респондентов, а с другой - в равной степени оценивается по степени снижения налоговой нагрузки как лидерами, так и аутсайдерами, - отмена регрессивной шкалы ЕСН при одновременном существенном снижении ставки.
Тоска по льготе
Далее. Сопоставимые по влиянию на уровень бюджетных доходов меры сокращения налоговой нагрузки оказывают принципиально различное влияние на деятельность предприятий.
Снижение ставок НДС или налога на прибыль может привести к широкому по составу позитивных эффектов "отклику" предприятий, однако если в первом случае потенциальные изменения носят больше пассивный характер, то во втором случае наблюдается существенный позитивный сдвиг предприятий к инвестиционной стратегии расширения и диверсификации производства.
Снижение эффективной ставки ЕСН или введение инвестиционной льготы (премии) по налогу на прибыль могут дать весьма сильный, но узконаправленный эффект: в первом случае растет зарплата, во втором случае - инвестиции в основной капитал.
Все рассмотренные налоговые новации не являются достаточно действенным стимулом для предприятий к освоению производства новой продукции.
Долги - прежде всего
В условиях усилившейся налоговой дисциплины снижение ставок НДС или ЕСН мотивирует большинство предприятий (должников по налоговым платежам) в первую очередь к погашению просроченной налоговой задолженности. Погашение задолженности при снижении налоговой нагрузки - позитивный эффект, но при этом он оказывает "запирающее" влияние на такие "отклики" предприятий, как увеличение производства, рост инвестиций, повышение зарплаты.
Данный эффект, по нашему мнению, важно учитывать при проведении оценки возможных последствий налоговой реформы на макроуровне для уточнения величины потерь бюджета и ожидаемых отраслевых эффектов.
Снижение ставки НДС приведет к некоторому смягчению бюджетных ограничений для предприятий и может вызвать рост производства традиционной продукции, но без коренной модернизации производства. Позитивный эффект от снижения ставки НДС может оказаться краткосрочным, при этом будут обеспечены предпосылки преимущественно к ценовой конкурентоспособности.
Общее снижение налоговой нагрузки не обеспечивает необходимой степени трансформации образовавшихся дополнительных ресурсов в распоряжении предприятий в инвестиции.
Отмена инвестиционной льготы при изменении порядка налогообложения прибыли с 2002 года - это одна из серьезных ошибок в ходе налоговой реформы, отрицательно повлиявшая на инвестиционную активность предприятий. Расширение перечня учитываемых при налогообложении прибыли затрат в сочетании с отменой инвестиционной льготы существенно ограничило мотивации предприятий к "показу" прибыли и стало дополнительной предпосылкой к ее занижению.
Премия за инвестиции
Необходимы прямые налоговые стимулы к инвестициям и инновациям, так как требуется интенсивное технологическое перевооружение промышленных предприятий.
В качестве возможного варианта прямых налоговых стимулов предпочтительным представляется введение инвестиционной премии: данная новация более избирательна к видам инвестиций в основной капитал, нежели инвестиционная льгота; может оказаться достаточно эффективной мерой по стимулированию предприятий к освоению производства новой продукции. Особенно значимым введение налоговой премии может оказаться для предприятий с потенциалом динамичного роста.
Все рассмотренные налоговые новации в недостаточной степени способны изменить стереотип поведения предприятий, обеспечить их переход к инвестиционной стратегии развития, даже при существенном сокращении налоговой нагрузки. Важнейшими факторами, определяющими "инвестиционную реакцию" предприятий на снижение налоговой нагрузки, являются:
(1) наличие крупного пакета акций предприятия у внешнего собственника (аутсайдерская модель корпоративного контроля);
(2) более высокий уровень конкуренции с зарубежными фирмами.
Куда ведет ЕСН
Единый социальный налог в силу своей сложной структуры характеризуется широким спектром эффектов, которые по-разному проявляются в зависимости от таких характеристик предприятия, как: отраслевая принадлежность, размер теневой зарплаты, численность персонала, средняя зарплата, возможность применения регрессии, финансовое положение, структура собственности.
Изменение базовой ставки ЕСН обладает более мощным воздействием на уровень налоговой нагрузки и вызывает большее число ответных реакций, чем изменение границ регрессии.
В то же время доминирующими реакциями предприятий на предложенные варианты снижения ЕСН являются повышение зарплаты и сокращение задолженности по налогам, однако структура собственности предприятий оказывает заметное влияние на их "отклик":
(1) для предприятий, которыми владеют менеджеры, несколько сильнее выражена реакция по повышению зарплаты;
(2) для предприятий, где преобладающими собственниками являются миноритарные акционеры, ярко выраженной реакцией является расширение производства;
(3) для предприятий с крупным внешним собственником более выражено стремление увеличить инвестиции в основной капитал.
Итоги
В целом следует признать, что налоговые новации - довольно грубый инструмент влияния на поведение предприятий. Далеко не всегда снижение налоговой нагрузки "автоматически" и полностью перераспределяется на уровне предприятий в те эффекты, которые представляются наиболее значимыми с позиций обеспечения конкурентоспособности.
Статья получена: Клерк.Ру