Прежде всего, в планах финансового ведомства – разработать методические рекомендации по формированию учетной политики для целей налогообложения. В них будут разъяснения по всем случаям, в которых Налоговый кодекс позволяет выбирать между разными вариантами учета. При этом компанию обяжут обозначить свой выбор в каждом таком случае и представить приказ о налоговой учетной политике в инспекцию. Кроме того, не исключено, что налогоплательщикам придется указывать выбранные способы учета в декларациях по налогу на прибыль и НДС – в их формах появится специальный раздел для этого. За нарушение этих правил планируется ввести ответственность.
Кроме того, Минфин намерен наложить «разумные ограничения» на частоту смены методов учетной политики с тем, чтобы воспрепятствовать «уклонению от налогообложения посредством варьирования методов учета». Разработчики документа ссылаются на опыт США. Местные компании, которые в течение последних пяти лет уже однажды меняли какой-либо элемент учетной политики, сделать это еще раз могут только с разрешения налоговиков. Те могут отказать, если сочтут единственной целью изменения метода учета стремление сэкономить на налогах.
Финансовое ведомство также хочет ограничить использование отдельных вариантов учета. Особое беспокойство у чиновников вызывает кассовый метод учета доходов и расходов при расчете налога на прибыль (другие элементы учетной политики, в которых Минфин усмотрел слишком большие возможности для налоговой оптимизации, см. во врезке). Разработчики документа предлагают при сделках между взаимозависимыми компаниями запретить покупателю учитывать расходы до тех пор, пока контрагент, применяющий кассовый метод, не учел доходы (то есть фактически до оплаты покупки). Это сделает невозможным схему, при которой покупатель на методе начисления снижает налогооблагаемую прибыль на «бумажные» расходы, тогда как продавец (кассовый метод) не платит налог, «дожидаясь» оплаты.
Чтобы помешать компаниям минимизировать свои налоговые выплаты с помощью подконтрольных фирм, использующих кассовый метод, Минфин также ратует за то, чтобы «отлучить» такие фирмы от уплаты НДС.
При всем при этом чиновники не намерены ограничивать свободу налогоплательщиков в таких «творческих» элементах учетной политики, как, например, перечень прямых и косвенных расходов и порядок оценки незавершенного производства. То же самое касается методики раздельного учета входного НДС по облагаемым и необлагаемым этим налогом операциям. «Унифицировать данные методики с целью сокращения возможностей налогового планирования невозможно», – говорится в документе.
Сергей Новиков, корреспондент «УНП»
Еще три «подозрительных» элемента учетной политики
1. Формирование стоимости покупных товаров
Статья 320 Налогового кодекса, по мнению чиновников, предоставляет налогоплательщикам слишком большие возможности по налоговому планированию.
2. Формирование стоимости внеоборотных активов
Налоговый кодекс (пп. 1 п. 1 ст. 264) позволяет не включать в первоначальную стоимость актива налоговые и таможенные платежи, связанные с его приобретением, списывая их напрямую в качестве прочих расходов.
3. Формирование резерва расходов на ремонт
В Минфине считают «нецелесообразным» выделение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, так как оно открывает возможности по дополнительному снижению налоговой базы (п. 2 ст. 324 НК РФ).
Статья получена: Клерк.Ру