«Хочется дать совет всем налогоплательщикам: прежде, чем отказать налоговому органу в предоставлении запрашиваемых документов, хорошо подумайте о возможных последствиях, которые могут наступить в случае неисполнения требования инспекции», - Такое обращение разместили Воронежские налоговики на своем сайте. Предлагаем ознакомиться с полным текстом письма.
О порядке проведения встречных проверок
Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок.
Встречная проверка является самостоятельной формой налогового контроля и не относится ни к категории камеральной, ни к категории выездной.
Статьей 87 Налогового Кодекса РФ определено, что если при проведении
камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость
получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора),
связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Данная форма налогового контроля и является встречной проверкой, которая проводится в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика с целью подтверждения действительности документов, представленных проверяемым налогоплательщиком.
Исходя из положений ст.87 Налогового кодекса РФ, встречная проверка не является выездной налоговой проверкой, но может быть проведена в рамках налоговой проверки посредством истребования у вышеназванных лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Т.е. потребовать представления документов налоговики могут как от проверяемого налогоплательщика, так и от других лиц, чья деятельность с ним связана.
При этом на встречные проверки Налоговым кодексом РФ не распространен ни принцип запрета повторных проверок, как это предусмотрено той же ст.87 НК РФ для выездных налоговых проверок, ни ограничение проведения их во времени, как это предусмотрено ст.88 НК РФ для камеральных налоговых проверок.
Соответственно, проведение встречной проверки не затрагивает налоговых интересов организаций, у которых истребуются документы, и поэтому встречная проверка может проводиться вне зависимости от проведения выездных и камеральных проверок данных организаций.
Встречная проверка состоит в истребовании налоговым органом документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющихся у других лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей), выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с последующим сопоставлением их данных с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит императивной нормы, предусматривающей проведение встречной проверки конкретным налоговым органом.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 “О налоговых органах РФ” определено, что налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ.
Определение налогового органа, которым должна проводиться встречная проверка, производится в порядке, установленном ведомственными инструктивно-методическими документами ФНС России либо в форме непосредственного указания (поручения) нижестоящему налоговому органу со стороны вышестоящего органа.
Ведомственными инструктивно-методическими документами до определенного времени было предусмотрено, что в случае, если лицо, в отношении которого проводится встречная проверка, состоит на учете в другом налоговом органе, то налоговый орган, осуществляющий выездную налоговую проверку, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении встречной проверки в налоговый орган другого субъекта Российской Федерации, на территории которого данное лицо состоит на налоговом учете.
И уже этот налоговый орган, получивший запрос на проведение встречной проверки, организовывал проведение всех необходимых действий по осуществлению налогового контроля в форме проведения встречной проверки состоящего у него на учете налогоплательщика.
Такая практика проведения встречных проверок была распространена до недавнего времени.
Однако многие налогоплательщики Воронежской области обратили внимание на то, что с начала текущего года в их адреса стали поступать требования о представлении документов от налоговых органов, расположенных в других регионах Российской Федерации, о чем свидетельствуют нередкие звонки от возмущенных налогоплательщиков в Управление. С чем же это связано?
Положения Налогового Кодекса РФ не содержат норм, ограничивающих право проведения налоговыми органами других субъектов РФ встречных проверок налогоплательщиков, не состоящих на учете в данных налоговых органах.
В декабре 2004 года Приказом ФНС России утвержден внутриведомственный документ - Регламент проведения встречных проверок, который конкретизировал порядок их проведения и определил, что встречная проверка должна осуществляться налоговым органом, непосредственно проводящим налоговую проверку налогоплательщика (за исключением ряда случаев, когда встречные проверки необходимо проводить налоговым органам по месту учета контрагентов).
В связи с изложенным, проведение встречной проверки с истребованием у контрагента проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) и иных лиц документов о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), имеющих отношение к предмету соответствующей налоговой проверки, вправе осуществлять как налоговый орган, на территории которого состоит на учете лицо, в отношении которого проводится данная проверка, так и налоговый орган, непосредственно осуществляющий проверку налогоплательщика (плательщика сбора).
Встречные проверки могут быть организованы не только налоговым органом по месту налогового учета организации, у которой истребуются документы, но и любым налоговым органом, у которого возникала необходимость проверить взаимоотношения своих налогоплательщиков с иными лицами при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.
Отсюда следует, что встречная проверка может проводиться налоговым органом вне зависимости от местонахождения контрагентов налогоплательщика, поскольку осуществляется путем запроса необходимых документов и не предусматривает присутствия проверяющих на территории контрагентов. При этом лицо, обладающее необходимой информацией о финансово—хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах.
Таким образом, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную и камеральную проверку.
Поэтому налоговый орган, расположенный в другом регионе РФ, вправе истребовать у налогоплательщика, состоящего на учете в налоговых органах Воронежской области документы для проведения встречной проверки.
Порядок проведения встречных проверок, изложенный в ст.87 НК РФ, не предусматривает вынесение и принятие налоговым органом решения о проведении встречной проверки, оформляемого в виде документа, с содержанием которого надлежит ознакомить налогоплательщика, как это делается при назначении выездных налоговых проверок.
Встречная проверка проводится путем истребования соответствующих документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Налоговым кодексом РФ не установлен специальный порядок истребования документов для проведения встречной проверки.
Следовательно, истребование налоговым органом документов для проведения встречных проверок производится в общеустановленном порядке– в соответствии со ст.93 НК РФ. Т.е. налогоплательщику должно быть направлено требование о представлении документов, которое, в свою очередь, и является документом, подтверждающим организации, у которой истребуются документы на встречную проверку, необходимость проведения этой встречной проверки. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Налоговым кодексом РФ не определены критерии отнесения тех или иных документов к документам, относящимся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). В результате налоговый орган, истребующий документы, вправе сам определять круг и перечень истребуемых документов, а также относятся данные документы к деятельности проверяемого налогоплательщика или нет.
В случае если налогоплательщиком не представлены документы, необходимые для проведения камеральных или выездных проверок иных лиц, деятельность которых связана с деятельностью данного налогоплательщика, он подлежит привлечению к налоговой ответственности.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Размер штрафа, который грозит налогоплательщикам, ослушавшимся требования налоговиков и не представившим документы, в отличие от п.1 ст.126 НК РФ, не зависит от количества не представленных организацией документов и ограничен фиксированной суммой - 5 тыс. рублями.
Особо следует отметить, что хотя п.1 ст.126 НК РФ прямо не предусмотрена ответственность за несвоевременное представление запрошенных документов, нарушение срока их представления, указанного в требовании о представлении документов, может быть квалифицировано налоговым органом как иное уклонение от предоставления документов со сведениями о налогоплательщике с наложением штрафа, предусмотренного п.2 ст.126 НК РФ.
Решение о привлечении лица к ответственности за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе указанного лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, предусмотренной ст.126 Налогового кодекса РФ, принимает налоговый орган, производящий истребование документов, в порядке, установленном ст.101.1 НК РФ.
Помимо привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст.126 НК РФ, руководители данных организаций или индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок, либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Непредставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление их в неполном объеме или в искаженном виде, признается административным правонарушением в области налогов и сборов и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда в соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов осуществляется налоговым органом, проводившим встречную проверку.
Учитывая все вышеизложенное, хочется дать совет всем налогоплательщикам: прежде, чем отказать налоговому органу в предоставлении запрашиваемых документов, хорошо подумайте о возможных последствиях, которые могут наступить в случае неисполнения требования инспекции.
Главный госналоговый инспектор отдела контрольной работы
Управления ФНС России по Воронежской области - Дягилева И.В.
Статья получена: Клерк.Ру