Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » НДС: Взять и отменить

 

НДС: Взять и отменить

 

 

"Ведомости" / Сергей Штогрин

Разнонаправленные, иногда даже хаотичные действия отличали налоговую политику последних лет. Без какой-либо общей стратегии она была направлена на решение сиюминутных проблем. Теперь стало очевидным, что подобные налоговые новации не приносят ожидаемых результатов. А значит, налоговая реформа подошла к очередному рубежу.

Позитивные ожидания от снижения налоговых ставок перестают оправдываться.

загрузка...

 

 

В прошлом году, например, был отменен налог с продаж и на два пункта снижена ставка НДС. Ожидалось, что это снижение станет стимулом для роста отечественной экономики, но она, к сожалению, на этот стимул никак не отреагировала. Видимо, нужно предпринимать что-то иное.

Сейчас обсуждается идея еще большего снижения НДС. Одни предлагают снизить ставку с нынешних 18% до 15%, другие — до 13%. Можно предугадать, что произойдет в случае резкого снижения ставки НДС. Разумеется, сократятся доходы бюджета. Особенно чувствительным падение доходов будет в первые несколько месяцев, когда уплачиваться налог будет по сниженной ставке, а возмещаться и приниматься к зачету по старой, более высокой.

Одновременно со снижением основной ставки предлагается ликвидировать льготную 10%-ную ставку на основные продукты питания и товары для детей, что приведет к увеличению налога на товары первой необходимости. Надеюсь, никому не нужно объяснять, что цены на эти товары возрастут.

Итак, в первую очередь от снижения НДС пострадают бюджет и обычные граждане. В обмен экономика получает дополнительный ресурс, который очень приблизительно можно оценить в 200-250 млрд руб. По замыслу авторов идеи снижения ставки НДС этот ресурс предприятия должны направить на свое развитие, модернизацию, что, в конечном счете, должно привести к общему росту экономики. Сбудутся ли в очередной раз эти ожидания? Есть большие сомнения. Один неудачный эксперимент в прошлом году мы уже провели.

Кроме того, при столь низкой ставке существование НДС вообще теряет всякий смысл, поскольку затраты государства на администрирование налога становятся сопоставимы с поступлениями в бюджет. Сегодня государство тратит значительные силы и средства для сбора НДС и все равно не может решить всех проблем. К примеру, наиболее болезненными проблемами являются невозмещение НДС экспортерам и незаконное возмещение налога через различные схемы. В первом случае потери несут добросовестные налогоплательщики, во втором — государство. Причем плохо как первое, так и второе.

Правительство одновременно со снижением базовой ставки НДС предлагает еще больше усложнить и без того чрезвычайно сложное администрирование этого налога. Обсуждаются экзотические проекты введения специальных НДС-счетов, создания единой базы счетов-фактур для тотального контроля за всеми операциями налогоплательщиков. Очевидно, что все это потребует дополнительных расходов со стороны государства и налогоплательщиков, но вряд ли поможет разрешить существующие проблемы.

Похоже, что мы в принципе идем неверным путем. Стратегическая ошибка была сделана еще в начале 90-х гг., когда состоялся выбор в пользу сложного европейского налогового законодательства по НДС. Приняв негодную для нас модель, мы довольно быстро убедились в том, что она работает плохо, и, вместо того чтобы отказаться от нее, стали придумывать экзотические способы ее модернизации, которых нет нигде в мире.

Сейчас российский НДС является не налогом собственно на добавленную стоимость, а налогом на выручку предприятия. Решение о том, какая часть этого оборотного налога и в какие сроки может быть возвращена налогоплательщику, часто принимается налоговым инспектором. Причем это решение принимается им, исходя из собственного понимания нашего сложного и запутанного налогового законодательства. Наверное, многие налогоплательщики могли убедиться в том, что мнение работников налоговых органов часто отличается от содержания Налогового кодекса. В конечном счете сумма подлежащего уплате налога определяется не только его ставкой, но еще и служебным рвением налогового инспектора, выполняющего “политические” установки руководства. И чем в этой ситуации поможет механическое снижение ставки НДС?

Есть и другой важный аспект — проблема пропорционального распределения налоговых доходов по территории России. Раньше часть НДС уплачивалась в федеральный бюджет, остальное — в территориальные. Поскольку налоговая база НДС образуется там, где создается добавленная стоимость, расщепление налога обеспечивало относительно справедливое распределение доходов по уровням бюджетной системы. Сейчас налог полностью зачисляется в федеральный бюджет. Из-за того что регионы не сумели найти другие такие же надежные источники доходов, возник значительный дисбаланс доходов бюджетов разных уровней. Эту проблему пытались решить самыми разнообразными способами, но так и не решили. Например, для перераспределения поступлений от акцизов на алкоголь и бензин были внедрены особые схемы уплаты, которые не внесли ничего, кроме дополнительных проблем для государства и налогоплательщиков.

Еще более экзотическая конструкция разрабатывается сейчас по акцизам на табачные изделия. Исключительно для табака разрабатывается сложный акциз, часть которого будет уплачиваться табачными фабриками, а рассчитываться налог будет исходя из розничной стоимости. По сути это своеобразный аналог налога с продаж или НДС. И это лишь для того, чтобы дешевые сигареты сделать еще чуть дешевле, а дорогие — несколько дороже.

Большинство из перечисленных проблем можно было избежать, если бы налоговое законодательство развивалось иным путем. Напомню, до 2004 г. в стране действовал налог с продаж, налоговая база которого почти совпадала с базой НДС. Налог с продаж зачислялся в региональные бюджеты и обеспечивал более или менее справедливое распределение бюджетных доходов, так как чем больше на данной территории потреблялось товаров и услуг, тем большая сумма налога уплачивалась в региональный бюджет. Этот налог был отменен, когда только устоялась практика его администрирования, возросли поступления в бюджет, а региональные власти получили стабильный источник доходов.

Может быть, следует отменить НДС, а взамен вернуть налог с продаж, увеличив его ставку и расширив налоговую базу? При этом, разумеется, следует откорректировать пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.

Преимущества налога с продаж очевидны:

налоговая нагрузка переносится из сферы производства на сферу потребления;

налоговые платежи распределяются по территории РФ пропорционально потреблению товаров и услуг;

отпадает необходимость внедрения и применения экзотических схем налогообложения не только по НДС, но и по акцизам на алкоголь, нефтепродукты, табачные изделия;

товары первой необходимости, как и сейчас, облагаются по пониженной ставке налога;

территориальные бюджеты получают надежный источник доходов, и это стимулирует региональные власти более пристально контролировать торговлю и сферу услуг, принимать дополнительные меры для улучшения собираемости налога;

преодолеваются все изъяны действующего НДС, в том числе проблема экспортного НДС, налогообложения авансовых платежей, отвлечение оборотных средств предприятий с длительным циклом производства;

в сфере производства сокращается поле для уклонения от налогов, исчезает огромное количество организаций, паразитирующих на незаконном возмещении НДС;

создаются дополнительные стимулы для борьбы с одним из основных источников черной наличности — неучтенными оборотами в сфере торговли и услуг.

Переход от НДС к налогу с продаж может занять около трех лет. Это позволит довольно плавно перейти на новую систему уплаты налогов.

Автор — заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "НДС: Взять и отменить":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Доверенности на авто могут отменить

ГИБДД и МВД России призывает отменить рукописные доверенности, чтобы снизить количество угонов, так как преступники очень часто, воруя автотранспорт, просто выписывают сами себе доверенность от руки и могут спокойно проезжать мимо работников ГИБДД. МВД и ГИБДД уже разработали документы, которые позволят внести необходимые поправки в Гражданский кодекс РФ (статья 185). Напомним, что так называемые «рукописные» доверенности были разрешены с 1 сентября 1995 года, когда для упр ...

» Разное - 5627 - читать


Доверенности отменят!

• По мнению руководства МВД России, из-за рукописных доверенностей участились угоны машинВозможно в самом ближайшем будущем «рукописные» доверенности будут отменены. По крайней мере, спикер Госдумы Борис Грызлов поддержал эту идею. А практика показывает, что это означает поддержку данного предложения и большинством в Думе.

» Разное - 2326 - читать


ГИБДД отменяет палки

Министр внутренних дел России Борис Грызлов решил избавиться от системы так называемых «палок», которая существует в ГИБДД. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, необходимо сказать, что традиционно эффективность деятельности работников ГАИ - ГИБДД оценивалась по количеству выявленных правонарушений. За каждое мелкое правонарушение гаишник ставил в свой блокнотик галочку или палочку (отсюда и «палка»), за крупное выявленное нарушение типа езда без прав – несколько палок.

» Разное - 1839 - читать


Об отмене методички по применению НДС

"Документы и комментарии" / О признании утратившими силу Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации Приказ Федеральной налоговой службы от 12. 12. 05 № САЭ-3-03/665 ФНС России отменила методичку по применению НДС.

» Бухгалтерия и аудит - 1617 - читать


Зачем отменять НДС?

На прошедшей 27 января 2004 года конференции «Банки на рынке ипотечного кредитования: состояние и перспективы» Госстрой РФ выступил с инициативой освободить юридических лиц от уплаты НДС при заключении сделок на рынке недвижимости. По нынешнему налоговому законодательству жилье, продаваемое физическим лицам, не облагается налогом на добавленную стоимость. Зато юридические лица при покупке-продаже недвижимости обязаны платить НДС.

» Ипотека - 2259 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » НДС: Взять и отменить

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru