Документы и комментарии №10, 2004
Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования
Постановление Фонда социального страхования РФ
от 09.03.04 № 22
Зарегистрировано Министерством юстиции РФ
02.04.04 № 5710
Новая инструкция ФСС России устанавливает порядок расходования средств по обязательному социальному страхованию плательщиками ЕСН. Также в отличие от прежнего регулирования нормативно регламентированы порядок расходования средств по соцстраху страхователями, применяющими специальные режимы налогообложения.
Текст документа (в формате doc.)
Выше опубликована новая Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (далее - Инструкция № 22). Она вступила в силу 25 апреля 2004 года. С этого момента утратила силу прежняя Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденная постановлением ФСС России от 9 февраля 2001 г.
№ 11 (далее - Инструкция № 11).
Инструкция № 22 по своему содержанию подробнее Инструкции № 11 и содержит два наиболее значительных отличия.
Во-первых, теперь из нее можно узнать, как следует расходовать средства социального страхования плательщикам, переведенным на уплату не только «вмененки», но и единого сельскохозяйственного налога и «упрощенки». Связано это прежде всего с тем, что с 1 января 2003 года введены в действие главы 261, 262, 263 НК РФ, регулирующие налогообложение при переходе на эти специальные налоговые режимы. Напомним, что организации и предприниматели, перешедшие на эти режимы, не уплачивают единый социальный налог (ЕСН). Но работники таких налогоплательщиков имеют право на получение пособий по социальному страхованию, так же как и работающие у плательщиков ЕСН. Однако порядок расходования средств на выплату пособий будет разный. Ранее это ФСС России разъяснял в письмах. Теперь же все содержится в одном документе. Во-вторых, Инструкция № 22 определила порядок расходования средств на выплату пособий и гражданам, самостоятельно обеспечивающим себя работой (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, фермерам). Напомним, что до 1 января 2003 года эти граждане не получали пособия в случае болезни, по беременности и родам, по уходу за ребенком. С 1 января 2003 года указанные лица могут добровольно уплачивать взносы в ФСС России (Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»; опубликован в «ДК» № 2, 2003; далее - Закон № 190-ФЗ) и соответственно получать пособия, но при условии, что в течение шести месяцев платили взносы в ФСС России. Каким образом это сделать, рассказано в Инструкции № 22.
О КАКИХ ПОСОБИЯХ ГОВОРИТ ИНСТРУКЦИЯ
Отметим, что Инструкция № 22 не затрагивает вопросов расходования средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Действие Инструкции № 22 распространяется на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение. А также на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет и оплату путевок на оздоровление детей работников.
РАСХОДЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА СОЦСТРАХ
Все расходы по обязательному социальному страхованию работодатели осуществляют через свои бухгалтерии (п. 2.4 Инструкции № 22). То есть пособия по социальному страхованию и путевки на оздоровление детей предоставляются работающим гражданам по месту работы.
Но сам порядок расходования средств социального страхования отличается и зависит от того, является работодатель плательщиком ЕСН или нет.
Порядок расходования средств социального страхования для плательщиков ЕСН
Работодатели - плательщики ЕСН расходуют средства социального страхования в счет начисленного ЕСН, подлежащего перечислению в ФСС России (ст. 243 НК РФ). Иными словами, работодатель начисляет ЕСН, уменьшает начисленную сумму на величину расходов по социальному страхованию и разницу перечисляет в федеральное казначейство для последующего зачисления в ФСС России.
Другой порядок установлен, когда начисленный ЕСН оказывается меньше, чем расходы на выплату пособий, или если предоставлена льгота по ЕСН, а также когда страхователь находится в затруднительном финансовом положении. В таких ситуациях страхователь обращается в исполнительный орган ФСС России для выделения сумм на расходы по обязательному социальному страхованию. Рассмотрим это подробнее.
Для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в случае их превышения над суммой ЕСН страхователь представляет расчетную ведомость по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ, утверждена постановлением ФСС России от 1 декабря 2003 г. № 130; опубликована в «ДК» № 2, 2004) или промежуточную расчетную ведомость, письменное заявление, копии платежных поручений, подтверждающих уплату ЕСН (п. 3.3 Инструкции № 22). Вместе с тем исполнительный орган ФСС России может запросить копии документов, подтверждающих произведенные расходы (больничных листков, справок о рождении детей, приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и т. д.). А при необходимости провести камеральную или выездную проверку для подтверждения обоснованности и правильности произведенных расходов.
Если у страхователя есть льготы по уплате ЕСН (п. 1 ст. 239 НК РФ), то средства на расходы по социальному страхованию выделяются ему в пределах предоставленных льгот. В этом случае страхователь представляет вышеуказанные документы, за исключением платежных поручений, подтверждающих уплату ЕСН. Вместо них - документы, подтверждающие предоставление льгот по ЕСН. И в обязательном порядке страхователь должен документально подтвердить правильность и обоснованность расходов.
Средства на выплату пособий исполнительный орган ФСС России может выделить страхователю, когда он имеет задолженность по уплате ЕСН, а средств на банковских счетах нет. Эта ситуация подтверждается выпиской банка об отсутствии средств на счетах. Однако в указанном случае фонд вправе не выделять средства страхователю, а выплатить пособие напрямую работнику (п. 3.7 Инструкции № 22).
Во всех случаях исполнительный орган ФСС России выделяет средства страхователю в течение двух недель после представления всех документов (п. 3.3 Инструкции № 22).
Расходование средств соцстраха страхователями, применяющими спецрежимы
Если работодатель переведен на «упрощенку», «вмененку» или ЕСХН, он не вправе производить расходы по социальному страхованию в счет этих налогов. То есть плательщик не уменьшает начисленные налоги на суммы расходов по социальному страхованию. Следовательно, средства на выплату пособий и оплату путевок на оздоровление детей страхователь получает в соответствующем отделении ФСС России.
Для этого он представляет заявление, промежуточную расчетную ведомость, подтверждающую начисление расходов по обязательному социальному страхованию, копии платежных поручений, подтверждающих уплату соответствующего налога. Также обязательно представить копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по социальному страхованию.
Исполнительный орган ФСС России выделяет средства только после проведения камеральной проверки документов. Проверка не может длиться более 10 дней со дня представления документов (п. 11 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением ФСС России от 29 июля 2003 г. № 87). А решение о выделении средств исполнительный орган ФСС России обязан принять не позднее двух недель со дня представления документов.
Обращаем внимание, что расходы на пособия по временной нетрудоспособности этой категории страхователей будут возмещены только в сумме, не превышающей один МРОТ за полный календарный месяц (600 руб.). Остальную часть пособия страхователь выплачивает за счет собственных средств (ст. 2 Закона № 190-ФЗ, п. 2.6 Инструкции № 22).
Однако такое правило не действует, если страхователь уплачивает добровольные страховые взносы в размере 3 процентов от налоговой базы по ЕСН (порядок добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утвержден постановлением Правительства РФ от 5 марта 2003 г. № 144; опубликован в «ДК» № 7, 2003; далее - Порядок добровольной уплаты взносов). В этом случае пособие по временной нетрудоспособности может полностью выплачиваться за счет средств ФСС России (п. 2.7 Инструкции № 22). То есть расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности страхователь осуществляет в счет начисленных добровольных страховых взносов (так же, как плательщик ЕСН). А если расходы превысили сумму начисленных взносов, фонд выделит недостающую сумму.
Но заметьте, что в счет начисленных взносов можно отнести только суммы пособий по случаям временной нетрудоспособности, причем начавшимся и продолжающимся в период уплаты страховых взносов. Если страхователь перестает уплачивать добровольные страховые взносы, то за счет средств ФСС России он вправе компенсировать расходы на выплату пособий по нетрудоспособности только в пределах одного МРОТ за полный календарный месяц. Причем страхователь не вправе оплачивать пособия по нетрудоспособности свыше одного МРОТ уже с начала месяца, следующего за тем, в котором последний раз он платил добровольные страховые взносы (п. 2.8 Инструкции № 22).
Средства на выплату остальных пособий по социальному страхованию в любом случае (платит страхователь добровольные взносы или нет) выделяются страхователю исполнительным органом ФСС России в полном объеме.
Еще один вопрос, о котором умалчивала Инструкция № 11, ФСС России пояснил в пункте 2.9 Инструкции № 22. Касается он осуществления расходов на обязательное социальное страхование в случае перехода страхователя с «упрощенки» на общий режим налогообложения. В такой ситуации страхователь будет расходовать средства на выплату социальных пособий, оплату путевок в счет начисленного ЕСН. Причем применять указанный порядок нужно с начала того месяца, в котором произошел переход. К сожалению, Инструкция № 22 не разъясняет, как действовать страхователям, переходящим на общий режим налогообложения с других спецрежимов. Но заметим, что на практике в таких случаях действует аналогичный порядок.
РАСХОДЫ НА СОЦСТРАХ ПРИ УПЛАТЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ ВЗНОСОВ ЗА СЕБЯ
Как мы отметили выше, Закон № 190-ФЗ предоставил право предпринимателям и другим физическим лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой (адвокатам, нотариусам), добровольно уплачивать взносы по обязательному социальному страхованию. Тариф такого взноса составляет 3,5 процента от облагаемой базы, определяемой аналогично налоговой базе по ЕСН, то есть доход минус расход, связанный с его извлечением. Причем, чтобы возникло право на получение пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, указанные лица должны уплачивать взносы как минимум в течение шести месяцев до наступления страхового случая.
Средства на выплату пособий указанным гражданам выделяются исполнительным органом ФСС России на основании заявления и копий платежных поручений, подтверждающих уплату взносов в течение шести месяцев до наступления страхового случая и до момента обращения за пособием (п. 4.2 Инструкции № 22). Вместе с тем в фонд нужно представить отчет по страховым взносам за отчетный период и документ, подтверждающий полученный доход (например, книга учета доходов и расходов).
И конечно же, нужно документально обосновать выплату пособия. При выплате пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам доказательством будет правильно заполненный больничный листок. Если выплачивается пособие при рождении ребенка - справка органа загса установленной формы. Для обоснования пособия по уходу за ребенком - документ, подтверждающий прекращение периода по уходу за ребенком (например, копия свидетельства о рождении ребенка, где указана дата рождения, от которой исчисляется отпуск по уходу за ребенком).
Если представленные документы подтверждают право заявителя на получение пособия и правильность его расчета (для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам), исполнительный орган ФСС России выделит соответствующие средства и перечислит их на счет заявителя или почтовым переводом. Причем такое решение фонд, как и в других случаях, принимает не позднее двух недель со дня подачи документов. Обращаем внимание, что оригиналы документов, являющихся основанием для назначения пособий, в исполнительный орган ФСС России не сдаются, а хранятся у получателя пособия (п. 4.5 Инструкции № 22).
УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ
В целом положения об учете средств обязательного социального страхования, об отчетности по расходам и о контроле за их расходованием аналогичны тем, что были в Инструкции № 11.
Учет средств
Все страхователи обязаны учитывать расходы на социальное страхование. В частности, плательщики ЕСН учитывают суммы начисленного налога, зачисляемого в ФСС России, а плательщики добровольных страховых взносов - начисленных взносов (п. 7.2 Инструкции № 22). Кроме того, и те, и другие страхователи обязаны учитывать у себя все произведенные расходы на цели обязательного социального страхования и по иным показателям (например, пособия, путевки), а также расчеты с исполнительными органами ФСС России.
Отчеты о затраченных средствах
О произведенных расходах за счет соцстраха все страхователи обязаны ежеквартально отчитываться перед исполнительным органом ФСС России (п. 5 ст. 243 НК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Для плательщиков добровольных страховых взносов аналогичная обязанность установлена пунктом 17 Порядка добровольной уплаты взносов.
Инструкция теперь указывает, по каким формам предоставляют отчеты не только плательщики ЕСН и налогов по специальным налоговым режимам (форма 4-ФСС РФ), но и плательщики добровольных страховых взносов. Это форма 4а-ФСС РФ (утверждена постановлением ФСС России от 25 апреля 2003 г. № 46; опубликована в «ДК» № 12, 2003).
Контроль за расходами
Так же как и раньше, Инструкция № 22 предусматривает, что исполнительные органы ФСС России контролируют правильность расходования страхователями средств обязательного социального страхования.
В этих целях они вправе проводить выездные (постановление ФСС России от 17 марта 2004 г. № 24 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам») и камеральные (постановление ФСС России от 29 июля 2003 г. № 87 «Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») проверки страхователей. И по результатам не засчитывать в счет ЕСН или добровольных взносов неправильные и необоснованные расходы. Например, когда страхователь неверно исчислил сумму пособия по временной нетрудоспособности или когда отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность расходов (больничный листок).
Заместитель руководителя департамента
правового обеспечения социального страхования
ФСС России
И.Е. Корочкина
Статья получена: Клерк.Ру