Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Новый закон о бухучете. Интервью с Виталием Палий

 

Новый закон о бухучете. Интервью с Виталием Палий

 

 

Виталий Палий: «Сегодня менеджер, который не знает финансов, такой же менеджер, как я, извините, священник церкви в Ковентри»

16 мая 2006 был обнародован вариант проекта закона о бухучете, разработанный фондом НСФО под руководством Виталия Палия, заслуженного деятеля в области бухгалтерского учета, автора многих книг, д.э.н., профессора, зампредседателя Методологического совета по бухгалтерскому учету Минфина России, члена экспертного совета НСФО. Ознакомившись с документом, мы отправились за разъяснениями к автору.

Дементьева Светлана
Источник: Журнал "Двойная запись"

- Виталий Федорович, зачем понадобилось срочно переделывать закон о бухучете? Чем плох тот, что действует сейчас?

- Он принят почти 10 лет назад.

загрузка...

 

 

За время, прошедшее с тех пор, страна перешла в другую эпоху. Давайте вспомним, что было в 1996 году, когда принимался нынешний закон о бухучете, и сравним с тем, что есть сейчас. Тогда мы семимильными шагами шли к дефолту 1998 года. Теперь у нас стабильные экономика, бюджет, законодательство. Тогда было несколько глав Гражданского кодекса, теперь мы имеем полный ГК РФ. Тогда о Налоговом кодексе речи не было, теперь целых две части в наличии. И так далее. Всякий закон должен соответствовать времени, в котором работает. А значит, закон о бухучете переделывать нужно. Кроме того, сейчас мы подошли к рубежу, когда можно и нужно активно применять международные стандарты. В действующем законе, равно как и в других правовых актах, о них ни слова. То есть МСФО сейчас фактически находятся вне российского правового поля. Есть и другие моменты, свидетельствующие о необходимости переделки. Например, вопросы гражданского общества: насколько государство может вмешиваться в бухгалтерский учет, который ведется на частном предприятии? Так сказать, управлять предпринимательской деятельностью? Я предприниматель: что хочу, то и делаю. Учет - мое личное внутреннее дело. Другой вопрос - отчетность.

- Почему «другой»?

- Потому что публичная бухгалтерская отчетность рассчитана на внешних пользователей, и они не могут диктовать составителю отчетности, какую информацию хотят получить. Поэтому закон и должен стоять на защите этих вот бесправных пользователей, сказать составителю отчетности: ты должен делать то-то и то-то, так-то и так-то. Вообще, закон должен изменить свою сущностную характеристику: не только о бухгалтерском учете, но также, и это главное, о финансовой отчетности. Именно ее должно регулировать государство. Отчетность - это результат. Главное, чтобы он был правдивым и понятным пользователям. Как этого достичь - второй вопрос.

- Я слышала, что проект, разработанный вами, не единственный…

- Да, есть еще один, разработанный Институтом профессиональных бухгалтеров России. Сейчас имеется две точки зрения о том, каким должен быть новый закон. Фонд НСФО считает, что в нем основное внимание должно быть уделено вопросам регулирования учета и отчетности, а технические и методологические детали должны быть зафиксированы в подзаконных актах. ИПБР рассматривает вопрос более широко. Считает нужным включить туда не только регулирование, но и его предмет: как нужно вести учет, составлять отчетность, какие требования должны предъявляться к главному бухгалтеру и т.п. Эти два проекта рано или поздно встретятся, и нужно будет найти компромисс между ними. Я этот компромисс вижу, но уверен, что главным вопросом закона должен быть именно вопрос регулирования.

- А что это вдруг сразу две достаточно серьезных организации ринулись писать новый закон? Был заказ из Минфина?

- Причем тут Минфин? Он не обладает законодательной инициативой.

- Но не просто же так вы стали его писать?

- Конечно, нет. Так сложились обстоятельства. Это веление времени. Летом прошлого года Минфин принял среднесрочную концепцию развития учета и отчетности, где роли профессиональной общественности в законотворчестве уделялось особое внимание, были разговоры о разработке нового закона и в Минфине, и в Госдуме, которая, кстати, обладает законодательной инициативой. Кроме того, и ИПБР, и НСФО - наиболее заинтересованные организации, собравшие наиболее заинтересованных людей. Конечно, толчок от Минфина был, но это ведомство занимает такую позицию: пишите-пишите, если что хорошее напишите, мы рассмотрим.

- Да, если судить по словам Александра Бакаева, Минфин действительно относится к этому несколько скептически. Может, г-н Бакаев думает, что профессиональное сообщество ничего хорошего не напишет?

- Ну, это у него такой стиль общения. На самом деле, в Минфине, и Бакаев в том числе, заинтересованы в принятии нового закона. Потому что без него ту концепцию, которую они разработали, исполнить невозможно. Просто они хотят некой состязательности процесса. Я думаю, что эта позиция не самая худшая, тем более что и в самом правительстве нет единства мнений, например, по вопросам перехода на МСФО. Минэкономразвития занимает одну позицию, Минфин другую.

- А в Минфине ваш проект видели?

- Да, конечно, мы отправляли туда. Я лично не присутствовал на рассмотрении, но знаю, что отдельные его аспекты обсуждались.

- Вот вы сейчас затронули тему перехода на МСФО - собственно, это одна из целей, ради которых проект закона и создавался. Меня в нем смутила одна вещь, цитирую: «к компетенции негосударственного органа регулирования относятся… осуществление экспертизы МСФО, их перевода на русский язык с последующим представлением… уполномоченному органу на одобрение». Вопрос: зачем переводить стандарты, когда официальный русский перевод есть? Его можно приобрести на сайте лондонского Совета по МСФО.

- Фокус в том, что для нас этот перевод не является официальным. Наша Конституция гласит, что бухгалтерский учет находится в ведении федеральной власти. Это означает, что перевод должен быть официально утвержден нашим нормативным актом. Кроме того, тот вариант, что имеется в лондонском Совете, - статичный. МСФО же постоянно обновляются, а значит перевод нужно поддерживать в актуальном состоянии. Я думаю, за основу возьмем тот перевод, что есть, а потом посмотрим.

- Ага, а вот фраза «с последующим представлением… уполномоченному органу на одобрение»… Здесь у меня сразу два вопроса. Уполномоченный орган - это Минфин? А негосударственный - фонд НСФО?

- Я не знаю, уполномоченный госорган должно утвердить правительство, негосударственный, кстати, тоже. Я думаю, что это будет Минфин, судя по тому, как это делалось до сегодняшнего дня. Но, может, завтра не станет Минфина, вот как во Франции: там у них объединенное министерство экономики и финансов, - и уполномочат кого-нибудь другого.

- А НСФО?

- То же самое. Если правительство утвердит, хорошо. Нет, - значит, выберут другую организацию. Она все равно должна быть. Главное, чтобы она была и независимой, и в то же время не имела бы массового членства, чтобы на ней не висел груз какой-то односторонности. То есть в нее должны входить не только бухгалтеры, финансисты, а вообще представители всех пользователей отчетности, в том числе и представители государства.

- Как раз Минфин-то в НСФО и не входит…

- Я думаю, этот вопрос решаем. И вообще, проблема не в Минфине, а в госпредставительстве. Если правительство сочтет его достаточным, хорошо. Нет, значит, нет. Вообще, хотелось бы взаимопонимания с Минфином. Чтобы он больше работал на партнерских основаниях, а не по принципу «как я сказал, так и будет». Негосударственная организация по регулированию бухучета - это шаг к грамотному гражданскому обществу, и очень бы не хотелось, чтобы законодатели все вернули на старые позиции, которые существуют до сегодняшнего дня.

- Допустим, особых разногласий с Минфином не будет. Почему для согласования с ним разработанных негосударственной организацией национальных стандартов, перевода международных и прочих документов, в законопроекте отведено три месяца? Думаете, этого достаточно?

- Во-первых, потому, что согласование не должно затягиваться на какие-то беспредельные сроки. Конечно, в процессе обсуждения мы можем прийти не к трем, а к четырем месяцам, или даже пяти. Проблема не в том, что три месяца - это какой-то срок невыносимый, проблема в том, что этот срок должен быть. И поскольку разработка документов - прерогатива негосударственной организации, и Минфин должен будет их только одобрять, то в случае пропуска им трехмесячного срока, проект будет считаться одобренным по умолчанию. В случае неодобрения, будет нужен мотивированный официальный отказ. Мы документ доработаем и представим снова. Если и после этого следует отказ, - создаем согласительную комиссию. Но уж если и она не найдет компромисса, идем в правительство, его слово - последнее. Таким способом будут вводиться в действие в нашей стране и международные стандарты, и национальные, и Положение о ведении бухгалтерского учета, разработка которого предусмотрена законопроектом.

- Так ведь у нас уже есть одно Положение, оно что, тоже устарело?

- Да, его тоже нужно будет переделать, ведь в проекте, как вы могли убедиться, не прописан ряд положений, которые есть в действующем законе: о первичной документации, ответственности, порядке ведения учета и т.д. Это все вопросы технические. Они не нужны в законе. Они будут в Положении. В законе - регулятивные моменты, в ПБУ - методологические.

- Давайте поподробнее поговорим о технических вопросах. Взять хотя бы ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности. Она и сейчас прописана в законе о бухучете туманно, в законопроекте о ней ни слова, а как это будет выглядеть в новом варианте Положения?

- В ныне действующем законе ответственность эта разделена поровну между руководителем и главным бухгалтером. Сейчас проблема усложняется в связи с тем, что мы хотим регулировать не сам бухгалтерский учет, а финансовую отчетность, составляемую на его базе. Кто должен ее составлять и за нее отвечать? Главбух или руководитель? Я как руководитель отвечаю перед акционерами и им представляю эту отчетность. Поэтому я заинтересован в том, чтобы не бухгалтер, которому я верю, доверяю, составлял отчетность, а я сам… Вот ваш фотограф меня сейчас фотографирует, может, мне эти фотографии не понравятся, но сделать я уже ничего не смогу, он за меня уже подумал, как лучше меня вашим читателям представить. То же самое и в отчетности. Бухгалтер за меня все уже написал, а потом акционеры мне скажут: нет, ты нам не годишься, и поставят нового директора, президента, руководителя. Поэтому он и является лицом, наиболее заинтересованным в качестве отчетности.

- Но сам же он ее составлять не будет…

- Почему?

- Не сможет, руководитель - это же не бухгалтер...

- Как не сможет? Так ему тогда надо уходить с этого поста.

- Но он же не финансовый специалист…

- Это неважно. Нефинансовые специалисты кончились в советское время, когда нарком был обязательно инженером или партийным работником. Сегодня менеджер, который не знает финансов, - такой же менеджер, как я, извините, священник церкви в Ковентри. Я не знаю этих порядков и правил, значит, я там не могу работать.

- Но все равно, на практике отчетность составляет именно бухгалтер.

- Да это неважно, это технические вопросы. Бухгалтер - просто исполнитель. Его задача - собрать данные и обобщить информацию. А уж как эти данные интерпретировать, располагать, - должен решать руководитель. Поэтому в этом проекте об ответственности бухгалтера вообще ничего не сказано, и вполне сознательно. Ответственность должен нести первый руководитель. А за свои промахи бухгалтер будет отчитываться перед ним.

- Ясно. Еще вопрос на тему МСФО. В Госдуме лежит проект о консолидированной финансовой отчетности, принятый в двух чтениях, но почему-то потом заброшенный. Он тоже регламентирует моменты перехода на МСФО, но с вашим законопроектом там имеются существенные расхождения. Например, в нем речь идет о переводе на МСФО только консолидированной отчетности групп компаний, акции которых котируются на биржах.

- Ситуация такая. На МСФО переходить надо? Надо. Для этого нужна законодательная база. Вносить поправки в закон о бухучете, его переписывать - долго и сложно, поэтому и был сделан вот этот вот промежуточный шажок - законопроект, о котором вы говорите. Но теперь готов проект закона о бухучете, и поскольку с первым проектом возникли какие-то разногласия, его, может, и вообще принимать не будут. Что касается консолидированной отчетности, нашим проектом охвачена вся финансовая отчетность: и индивидуальная, и консолидированная, и прочая. Прописывать детали - раздувать закон. И потом, если я крупный холдинг типа «Лукойла», то моя индивидуальная отчетность особо никому не интересна. Всех интересует консолидированная, индивидуальная - внутреннее дело. Но совсем отказаться от нее нельзя, ведь это основа для составления сводной отчетности.

- А по каким стандартам нужно составлять индивидуальную отчетность? Я ведь могу составить ее по национальным правилам, потом консолидировать и трансформировать в МСФО, а могу сразу составлять по МСФО и консолидировать без трансформации. Судя по вашему проекту, по МСФО надо составлять всю отчетность?

- Вопрос действительно сложный. Но вы поняли правильно. Я считаю, что переводить на МСФО нужно всю систему. Взять тот же «Лукойл». Они составляют свою индивидуальную отчетность по российским стандартам, консолидированную - по международным. Перевод осуществляется посредством трансформации. А иностранцы говорят: такая отчетность не вызывает у нас стопроцентного доверия, все-таки она не цельная, а склеена. Так что индивидуальная отчетность лучше составлять тоже по МСФО, но, естественно, для публичных компаний, малому российскому бизнесу это не нужно. Не знаю, пройдет или нет такая инициатива. Посмотрим.

- Что будет со сроками перехода? У вас публичные компании переходят с 2007 года. В законопроекте о консолидированной финансовой отчетности - с 2005-го.

- Если мы затянем принятие законопроекта, то этот седьмой перейдет на восьмой или даже девятый год. А вообще, это чисто технический расчет. Нужно время. Во-первых, необходимо принять закон. Далее, нужен перевод, который пока не утвержден. Вот когда все это будет сделано, можно будет сказать: начинайте. Но ведь для того, чтобы начать с 2007 года, как прописано в законопроекте, фактически отчетность надо составить и за 2006 год, так как МСФО требуют представлять показатели в сравнении хотя бы за один предыдущий год. А сейчас уже 2005-й на дворе. Вот и считайте сами.

- А как вы вообще расцениваете шансы на прохождение проекта, и каковы, на ваш взгляд, возможные сроки его принятия?

- Как я уже сказал, есть два варианта: наш и ИПБР. Сначала нужно прийти к некому единому компромиссному варианту, потом обсудить это с Минфином и внести в правительство. На разработку ушло четыре месяца. Я думаю, надо еще как минимум столько же, чтобы внести проект в Госдуму. А там уже все будет зависеть от работы наших законодателей. Вы же понимаете, у них тоже свои интересы. Я надеюсь, в следующую весеннюю сессию его рассмотрят. И, как и задумывалось, он вступит в силу с 2007 года.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Новый закон о бухучете. Интервью с Виталием Палий":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Новый закон о банке россии: плюсы и минусы

Опубликовано: Журнал "Банковское дело в Москве" / Юлия ГОЛИКОВА, к.э.н., доцент Марина ХОХЛЕНКОВА, к.э.н. Московская банковская школа Банка России Первая версия закона о Банке России, принятая в декабре 1990 года, вошла в историю как документ, впервые давший ему независимость от правительства и определивший его роль как главного звена двухуровневой банковской системы.

» Банки и кредиты - 4148 - читать


Как выиграть суд и не остаться при этом в «дураках»: новое законодательство об исполнительном производстве!

© ИА Клерк. Ру, аналитический отдел / Судебное решение, которое не может быть реализовано на практике, не имеет реальной юридической силы.

» Юриспруденция и Право - 2512 - читать


Новый закон о бухучете нажил влиятельных противников

ИА «Федеральное агентство финансовой информации» / В. П. Хвориков, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации» 28 ноября 2006 года исполняется 10 лет со дня принятия первого в истории нашего государства Закона о бухгалтерском учете.

» Бухгалтерия и аудит - 1855 - читать


Новый закон о бухучете – шаг назад

Материал предоставлен журналом Консультант / Елена Федорцова, эксперт «Консультанта» В Госдуму поступил еще один законопроект, который называется «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». Он предлагает новый подход к введению в России национальных стандартов. Два возможных пути перехода на МСФО обсуждали участники II Национального Конгресса «Современный этап реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации: анализ и перспективы», ...

» Бухгалтерия и аудит - 1822 - читать


Подготовлена новая редакция закона о бухучете

Российская Газета / Ирина Колодина В 2005 году Минфин России совместно с профессиональным сообществом подготовит новую редакцию закона о бухгалтерском учете. Сроки установлены жесткие - за три месяца проект закона должен быть разработан, только в этом случае его успеют принять в будущем году. Отметим, что это не первая попытка переписать закон о бухучете: три года назад законопроект уже разрабатывался, но окончательный вариант так и не был подготовлен.

» Бухгалтерия и аудит - 2045 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Новый закон о бухучете. Интервью с Виталием Палий

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru