Оксана Гавшина, корреспондент журнала
Не секрет, что у каждой налоговой, а зачастую и инспектора, свои требования к отчетности. Возьмут ли отчетность без отметки отделения статистики? Нужна ли доверенность на сдачу баланса? Кто должен уведомлять фонды об изменениях в учредительных документах? Эти и другие вопросы я решила лично выяснить у работников столичных ИМНС.
Достучаться до небес
Сначала со своими вопросами я направилась во вторую налоговую инспекцию города Москвы (она была ближе всего) и тут же столкнулась с проблемой: на входе путь мне преградил охранник и настоятельно потребовал предъявить паспорт. Все мои данные он старательно записал в тетрадочку, не забыв уточнить, в какой именно отдел и по какому вопросу я направляюсь. После долгого мытарства по кабинетам с непреодолимым желанием добиться ответа хотя бы на один вопрос я направилась к начальнику инспекции. Увы, там мне тоже было отказано. А при выходе из кабинета меня уже поджидали люди в форме. Отобрав документы и препроводив в комнату охраны, мне объявили, что я задержана за несанкционированное проникновение на территорию налоговой инспекции.
После долгого выяснения отношений оказалось, что о желании встретиться со своим налоговым инспектором налогоплательщик должен предупреждать заранее: необходимо созвониться с налоговиком и оговорить день и час, в которые он может назначить аудиенцию. На этот день вам заказывается пропуск, и вы беспрепятственно можете пройти к кабинету и занять очередь. Если же вы не предупредили о своем приходе заблаговременно, хотя бы потому, что просто не знаете, к какому именно инспектору записаться на прием, то пройти на территорию налоговой вы не имеете права. Если вы все еще продолжаете упорствовать и заявляете, что ждать несколько дней вы никак не можете и что ваш вопрос срочный, вам предложат обсудить свою проблему с инспектором по внутреннему телефону, в порядке общей очереди, разумеется.
Позже Зоя Данильчук, руководитель ИМНС № 2, комментируя установленный порядок работы уже в телефонном разговоре, заявила, что, по ее мнению, никаких неудобств для налогоплательщика тут нет, поскольку жесткий контрольно-пропускной режим компенсируется ударной работой операционного отдела. Предполагается, что налогоплательщик, желающий получить консультацию по интересующему его вопросу, может в любой удобный для него день и час (с понедельника по пятницу, с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00) прийти в инспекцию и в нужном окошечке получить квалифицированное разъяснение. Такой отдел, действительно, есть. Правда, из 6-8 запланированных окошек работает только одно, да и то только по вопросам государственной регистрации юридических лиц. По остальным вопросам там «справок не дают».
Так что если ваш вопрос к сотрудникам второй налоговой не терпит отлагательства, лучше разыскать ее телефон на сайте УМНС России по г. Москве в интернете (www.mosnalog.ru) и позвонить - потратите меньше времени и нервов. Правда, может случиться так, что на вопрос, нужна ли отметка органа статистики при сдаче баланса, вам могут ответить, что это секретная информация, разглашать которую налоговый инспектор не вправе. Неизвестно ведь, налогоплательщик вы на самом деле или, может быть, шпион. Например, в ИМНС № 43 опасливо относятся к телефонным звонкам и вежливо просят прийти в налоговую и лично задать свои вопросы.
Справедливости ради отмечу, что такой беспорядок царит не во всех налоговых. Например, в ИМНС № 4 по ЦАО г. Москвы тоже организован операционный отдел. При этом из примерно двадцати окошек примерно двадцать и работает. Поэтому и очереди к инспекторам значительно меньше. Правда, это, скорее, исключение из правила.
Что требует налоговая?
Проникнуть в кабинет инспектора - только половина дела. Неожиданно может обнаружиться, что тут платежечка не приложена, тут штампика не хватает, и прочее, и прочее. Потому как требования свои не только у каждой налоговой, но зачастую и у каждого налогового инспектора.
Например, на вопрос, требуется ли доверенность на сдачу отчетности, инспекторы отвечали по-разному. В ИМНС № 4 и № 7 сказали, что баланс может сдать кто угодно: хоть курьер, хоть шофер - и никакой доверенности от него требовать не станут. В некоторых налоговых, в частности № 1, без доверенности отчетность примут только у главбуха фирмы. Отметим, что требование это правомерно и основано оно на главе 4 Налогового кодекса, в которой устанавливается необходимость документального подтверждения полномочий представителя организации. Поэтому доверенность на всякий случай лучше иметь.
Надо заметить, что некоторые налоговые инспекции, в частности четвертая, не принимают у налогоплательщика баланс без отметок на нем отделения статистики, как-то туманно объясняя свои требования соглашением со статуправлением. Мол, к сожалению, до органов статистики вся информация от налогоплательщиков не всегда доходит, вот мы им и помогаем... Правда, при чем здесь налогоплательщик? Да, отчетность в органы статистики должна сдаваться (п. 1 ст. 15 закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ), но если этого не произошло, налоговый орган не вправе отказать в принятии документов у налогоплательщика. Бухгалтерская и налоговая отчетность должна быть принята в любом случае (п. 5 ст. 15 закона № 129-ФЗ, а также ст. 80 НК РФ). В большинстве же налоговых сказали, что никаких штампов и печатей не требуют, кроме печати самой организации.
Нет единого мнения у налоговиков и по вопросу уведомления внебюджетных фондов об изменениях в учредительных документах налогоплательщика. Кто это должен делать? Подавляющее большинство налоговиков заявили, что налоговая с фондами не работает и информацию передавать не обязана, поэтому налогоплательщикам придется делать это самостоятельно. Только в ИМНС № 7 согласились посодействовать организации. Действительно, до недавнего времени пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливалась обязанность организаций сообщать в территориальные органы фондов об изменениях в учредительных документах. Но этот пункт был упразднен Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2004 г. А в соответствии с действующим принципом «одного окна» вполне логично предположить, что налоговики должны теперь не только осуществлять первичную регистрацию юрлиц в фондах, но и уведомлять фонды об изменениях в учредительных документах. Вот только не все инспекторы об этом знают.
Кстати, если ваша организация по какой-либо причине не представила декларацию в Пенсионный фонд, налоговая инспекция штрафовать за это не вправе. Среди опрошенных мной налоговиков никаких разногласий по этому вопросу не возникло. По идее, это прерогатива Пенсионного фонда, но в Федеральном законе № 167-ФЗ нет статьи, по которой организацию можно привлечь к ответственности за непредставление декларации. Зато должностному лицу, виновному в данном нарушении, отвечать все-таки придется. По статье 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, в налоговые, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда должностному лицу грозит штраф от трех до пяти МРОТ, физлицу - от одного до трех МРОТ.
И хотя пенсионная декларация не относится к налоговой отчетности, но ее можно назвать документом, «необходимым для налогового контроля». Ведь величина пенсионных взносов учитывается при расчете ЕСН.
За слишком частую подачу исправительных налоговых деклараций тоже не оштрафуют: оснований нет, заявляют налоговики (ст. 81 НК РФ, регламентирующая порядок представления исправительных деклараций, не предусматривает подобного правонарушения). Однако такое «поведение» предприятия, скорее всего, вызовет подозрения и может повлечь за собой тщательную проверку документации компании.
Кстати, во многих инспекциях «настоятельно просят» при подаче исправительной декларации прилагать копии платежных поручений о доплате налога и пеней. В ИМНС № 7 по ЦАО г. Москвы мне заявили, что без приложения платежек декларацию вообще принимать не будут. Такое требование налоговиков незаконно (в ст. 81 НК РФ не говорится о таких дополнительных документах, необходимых при сдаче исправительной декларации). К счастью, большинство опрошенных инспекторов это признают, подчеркивая, что «это не требование, а просьба» (документы необходимы налоговикам для быстроты и точности расчетов).
Ни для кого не секрет, что налоговики в обязательном порядке требуют приносить в налоговую приказ об учетной политике. И все опрошенные инспекторы это подтвердили. А вот на каком основании - ответить затруднились. А ведь в законодательстве такого правила нет. Но бухгалтеры все равно исправно носят каждый год требуемый документ. Ведь если не принесешь, налоговая попросит письменно. Тогда уже не отвертеться: за непредставление в установленный чиновниками срок требуемого документа НК РФ предусмотрен штраф, правда небольшой - 50 рублей (ст. 126 НК РФ).
В большинстве своем налоговики считают, что, если фирма применяет упрощенную систему налогообложения, приказ об учетной политике приносить не обязательно, однако некоторые, например ИМНС № 1, считают, что «упрощенцы» в этом смысле не исключение и приказ представить все равно придется.
А вот сдавать декларацию по налогу на доходы физических лиц ПБОЮЛ, работающим по «упрощенке», не надо. Об этом заявили во всех обойденных мною ИМНС («упрощенцы» освобождены от уплаты налога на доходы физлиц). Тем же, кто сдает форму 3-НДФЛ, в обязательном порядке необходимо представить полный реестр документов, подтверждающих расходы. Реестр должен содержать название, число и сумму по каждому документу. «И никаких группировок, - в один голос заявили налоговики, - реестр должен быть составлен полностью. Даже если документов несколько сотен». Представлять документы вместе с декларацией не требуется. Они могут понадобиться только для сверки данных. «Будем проверять все, если потребуется», - заявили во второй налоговой. Сотрудники же четвертой инспекции, наоборот, утверждают, что «налоговый инспектор - тоже человек, и в определенных ситуациях мы готовы пойти навстречу. Возможно, такой объемной работы проводить не придется».
Статья получена: Клерк.Ру