Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
Н.В. Голубева,
советник налоговой
службы Российской Федерации III ранга
Уплата земельного налога за
земли, занятые территориальными автомобильными дорогами общего пользования,
числящиеся на балансе главных управлений автомобильных дорог
В
соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"
от обложения земельным налогом полностью освобождены земли, занятые федеральными
автомобильными дорогами общего пользования.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько проездных частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) установлено, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов транспорта и объектов дорожного хозяйства земельные участки предоставляются для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; установления полос отвода автомобильных дорог.
К землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог). В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией.
Вышеперечисленные земли, а именно земли, предоставленные для размещения федеральных автомобильных дорог и их конструктивных элементов и дорожных сооружений, для размещения их автовокзалов и автостанций, других объектов федерального автомобильного транспорта и установленных полос отвода федеральных автомобильных дорог, освобождаются от обложения земельным налогом.
В то же время за земли, занятые территориальными автомобильными дорогами общего пользования, в том числе с установленными полосами отвода территориальных автомобильных дорог, земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации о земельном налоге.
Что касается положений п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" , в соответствии с которым от обложения земельным налогом полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, то необходимо отметить следующее.
Главные управления автомобильных дорог являются исполнительными органами власти. Оформление конкретного земельного участка на исполнительный орган власти не означает, что данный земельный участок предназначен для обеспечения деятельности вышеуказанного органа власти. В рассматриваемом случае земельные участки хотя и предоставляются исполнительному органу власти, но предназначены не для обеспечения его деятельности, а для размещения автомобильных дорог общего пользования (а не только для пользования данного органа власти).
Применение ставок земельного налога при отнесении населенных пунктов в течение года к другой категории поселений
В Российской Федерации земли подразделяются по целевому назначению на семь категорий земель. Отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую устанавливается ст. 8 ЗК РФ. В соответствии со ст. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) к городским поселениям отнесены города и рабочие, дачные, курортные поселки, а к сельским поселениям - села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные поселения. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав жителей и являющиеся служебными объектами в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и тому подобное), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных органов, с которыми вышеуказанные поселения связаны в административном, производственном и территориальном смыслах. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса территории за пределами границ поселений определены как межселенные территории.
Черта поселений устанавливается на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Вопросы разработки, согласования и утверждения проекта черты поселений регулируются в основном Градостроительным кодексом. Черта сельских поселений утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования (за исключением проектов черты городов федерального значения) утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий. Включение земельных участков в черту поселений не прекращает прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Проекты черты городских и сельских поселений, других муниципальных образований должны утверждаться с учетом мнения граждан, интересы которых при этом затрагиваются (ст. 36 Градостроительного кодекса).
Согласно ст. 10 и 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 18 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений земельный налог в текущем году взимается с налогоплательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений (например, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу либо рабочий поселок отнесен к городу).
При упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта на территории упраздненного населенного пункта новая ставка должна применяться со следующего года.
Освобождение от уплаты земельного налога санаторно-курортных, оздоровительных учреждений и учреждений отдыха, расположенных на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов и используемых для рекреационных целей
В соответствии с п. 15 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.
Статьей 96 ЗК РФ установлено, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранности их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Лечебно-оздоровительная местность - это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Согласно ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются организации, осуществляющие деятельность по профилю санаторно-курортных и оздоровительных учреждений и учреждений отдыха (в том числе баз отдыха). При этом имущество организации должно находиться в государственной, муниципальной и (или) профсоюзной собственности.
Организации, основными видами деятельности которых не является санаторно-курортная и оздоровительная деятельность или организация массового отдыха населения, на балансе которых находятся отдельные объекты санаторно-курортного и оздоровительного профиля и (или) в состав которых входят структурные подразделения, ведущие вышеуказанную деятельность, не могут быть признаны санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями и учреждениями отдыха. Такие организации подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Вместе с тем организации, полностью освобожденные от уплаты земельного налога на основании ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" , освобождаются от уплаты земельного налога и за земли, занятые их базами отдыха.
Возможность предоставления льготы по земельному налогу участникам боевых действий в Афганистане
В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
Категория граждан, отнесенных к участникам Великой Отечественной войны, установлена Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Основанием для предоставления им льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны". В удостоверении делается запись "ветеран-участник". Вышеуказанные лица, не получившие удостоверение ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года. В этом случае для вышеназванной категории граждан основанием для предоставления льготы служат удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 10.11.1978 N 907; удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27.02.1981 N 220; удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением Совмина СССР от 12.05.1988 N 621; удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 14.05.1985 N 416. В удостоверениях производится отметка о праве на льготы, установленные ст. 15 и 17 Федерального закона "О ветеранах". Порядок оформления и выдачи удостоверений вышеназванным гражданам определен Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Минтруда России от 11.10.2000 N 69.
Согласно Федеральному закону "О ветеранах" граждане, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане при исполнении служебных обязанностей в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года, отнесены к ветеранам боевых действий.
Таким образом, вышеуказанные категории граждан не отнесены Федеральному закону "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны.
Кроме того, Федеральному закону "О ветеранах" не содержит нормы о распространении социальных гарантий и льгот участников Великой Отечественной войны на лиц, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане при исполнении служебных обязанностей в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.
Вместе с тем ст. 16 вышеуказанного Федерального закона установлено, что льготы по налогообложению в соответствии с законодательством предоставляются ветеранам боевых действий из числа следующих лиц:
- военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников вышеуказанных органов, работников Минобороны СССР и работников Минобороны Российской Федерации, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах;
- военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
- военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Однако нормы ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" не являются нормами прямого действия и носят отсылочный характер.
Закон РФ "О плате за землю" не предусматривает льготы для вышеуказанных лиц (кроме военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более).
В соответствии с п. 3 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Поэтому граждане, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане при исполнении служебных обязанностей в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года, могут воспользоваться частичной льготой по земельному налогу при условии, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, руководствуясь ст. 13 и 14 Закона РФ "О плате за землю", примут решение о предоставлении льгот по земельному налогу отдельным категориям налогоплательщиков в пределах суммы налога, находящейся (остающейся) в их распоряжении.
Уплата земельного налога организациями жилищно-коммунального хозяйства в случае приобретения гражданами в собственность жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда
В соответствии со ст. 1 и 15 Закона РФ "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога и арендной платы за землю являются документы, удостоверяющие право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Для организаций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) такими документами являются технические паспорта, выдаваемые организациями технической инвентаризации, свидетельства на право собственности на землю, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей и другие. В технических паспортах, в частности, указывается площадь земельных участков, занимаемых постройками (жилой фонд), в том числе нежилыми помещениями, и площади земельных участков, обслуживающих эти постройки.
Организации ЖКХ являются плательщиками земельного налога за земли, находящиеся в их пользовании, включая земли, необходимые для эксплуатации жилищного фонда и нежилых строений, находящихся на их балансе. Если их земельные участки расположены на территории города или поселка, то они уплачивают земельный налог согласно ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которой налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв.м в 2003 году и не менее 57,02 коп. за 1 кв.м - в 2004 году.
В случае продажи отдельных помещений в зданиях (приобретения гражданами жилых помещений в собственность) отчуждение доли земельных участков пропорционально доле площади этих помещений в зданиях не происходит. Поэтому плательщиком земельного налога продолжает оставаться юридическое лицо, которому согласно ранее выданным документам была произведена передача всего земельного массива в собственность или пользование. При этом порядок самостоятельной уплаты земельного налога гражданами за квартиры, находящиеся в их личной собственности, не установлен.
Таким образом, организации ЖКХ, являющиеся балансодержателями жилого фонда, должны уплачивать земельный налог за весь земельный участок под жилым домом.
Статья получена: Клерк.Ру