А.Е. Смирнов, эксперт "УНП"
Приказом от 22 января МНС и МВД договорились о том, как они будут сотрудничать при проведении налоговых проверок, а также обмениваться информацией о выявленных нарушениях и преступлениях. Приказ получил № 76/АС-3-06/37 и 26 февраля успешно прошел регистрацию в Минюсте России (регистрационный № 5588).
Своим возникновением этот документ обязан, как это ни странно, налоговой полиции. Точнее - ее ликвидации.
Ведь именно налоговая полиция до лета прошлого года занималась налоговыми преступлениями, а соответственно и взаимодействовала с налоговыми органами. Теперь же эти функции перешли к МВД, и, согласно обновленной редакции статьи 36 Налогового кодекса (см. Федеральный закон от 30.06.03 № 86-ФЗ), право участвовать в налоговых проверках и получать от налоговиков информацию перешло к органам внутренних дел. Комментируемым приказом как раз и утвержден порядок такого взаимодействия. И надо заметить, что ничего хорошего от объединения двух ведомств налогоплательщику ждать не приходится.
Проверяем вместе
Комментируемый приказ установил четкий порядок и основания для привлечения милиции к участию в налоговой проверке. Так, пригласить милиционеров налоговики могут, если у них есть данные о таких налоговых нарушениях, проверку которых можно провести только с участием специалистов-ревизоров или оперативных сотрудников МВД. Кроме того, сотрудников ОВД можно привлечь и в качестве специалистов. К сожалению, в приказе не говорится, что это могут быть за нарушения, которые требуют участия милицейских специалистов. Скорее всего речь идет о случаях подделки бухгалтерских документов, фальсификации документов и т. п. Например, участие специалистов-ревизоров может понадобиться при проверке обоснованности сметы строительства.
Радует лишь то, что приказ обязывает налоговиков предельно четко формулировать причину привлечения к проверке сотрудников ОВД. Более того, если такая причина не сформулирована, начальник ОВД должен будет отказать в направлении на проверку своих подчиненных.
Помимо этого пригласить милицию поучаствовать в проверке можно, если она назначена по материалам, полученным из ОВД, либо если это необходимо для обеспечения безопасности проверяющих.
О том, что назначена именно совместная проверка, налогоплательщик узнает уже в первые ее минуты. Ведь в постановлении о назначении выездной проверки, которое обязательно предъявляется налогоплательщику, будут указаны и сотрудники милиции. И это, пожалуй, единственное существенное отличие такой проверки от обычной. Ведь проводится она по правилам НК РФ. Точно так же по правилам НК РФ оформляются ее результаты и происходит их обжалование.
Нашел - поделись с соседом
Но большая часть документа посвящена все же не совместным проверкам, а порядку обмена информацией между МВД и МНС. Так, согласно приказу, налоговики должны сообщать милиционерам о выявленных признаках преступлений. А милиционеры в свою очередь должны делиться с налоговиками компроматом, который на преступление "не тянет", но является налоговым нарушением. Проследим, как должен работать информационный обмен.
Предположим, милиционеры при проведении своих мероприятий обнаружили налоговое нарушение, которое преступлением не является. Значит, милиции тут делать больше нечего, но сведения о нарушении они должны передать в налоговую. Причем милиция должна не просто сообщить, что "кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет", а обязана указать наименование организации, ее ИНН и КПП, адрес, а также четко расписать, какие именно нарушения обнаружены. Без этих сведений налоговая инспекция не обязана проверять поступившую информацию.
Получив же из милиции правильно составленное сообщение, налоговая инспекция в десятидневный срок должна назначить либо выездную, либо камеральную проверку. Не проводить проверку она вправе только если это запрещено НК РФ (например, этот период уже проверялся).
Таким образом, работа сотрудников ОВД (иногда даже скрытая от глаз налогоплательщика) может обернуться для налогоплательщика вполне реальной налоговой проверкой.
Ну а чего ждать налогоплательщику, если при налоговой проверке налоговики обнаружат сведения о преступлении? В таком случае приказ обязывает их передать сведения в милицию. Правда, делается это уже после завершения налоговой проверки и вынесения руководителем инспекции (его заместителем) итогового решения.
В своем сообщении налоговики должны также указать все сведения о налогоплательщике и выявленном нарушении. Кроме того, налоговики должны приложить документы, подтверждающие нарушение. Вдобавок именно налоговики должны будут рассчитать сумму неуплаченных налогов, а также их долю в общей сумме налогов, подлежащих уплате (напомним, что это необходимо для решения вопроса о том, является ли нарушение преступлением). Помимо этого налоговики должны позаботиться о получении копий приказов о назначении на должность лиц, отвечающих за финансово-хозяйственную деятельность организации. И это далеко не весь перечень документов о налогоплательщике, которые налоговики должны передать в ОВД. Например, налоговики должны передать милиционерам копии всех жалоб налогоплательщика, а также судебных решений, принятых по результатам проверки. И все это делается за спиной налогоплательщика! Так что налогоплательщику надо быть готовым к тому, что обычная налоговая проверка может иметь для него куда большие последствия, чем доначисление налогов, пеней и штрафа. Причем все его аргументы в свою защиту будут заранее известны милиционерам.
А это уже является нарушением прав налогоплательщика, в том числе и права на защиту. Ведь предоставляя в ходе проверки документы налоговым органам (что он обязан делать по НК РФ), налогоплательщик фактически передает милиции доказательства против себя самого (чего он не обязан делать по УПК РФ и Конституции).
Разрешите ознакомиться
Но самое интересное авторы припрятали в самом конце приказа. Речь идет о том, что скрывается за витиеватой формулировкой "предварительное ознакомление сотрудников органов внутренних дел с материалами". На деле это означает, что налоговики, в ходе проверки обнаружившие преступление, могут сообщить об этом в ОВД и не дожидаясь окончания проверки. В таком случае сотрудники милиции получают право знакомиться с материалами проверки, а также "давать рекомендации" по дальнейшему ходу проверки и закреплению доказательств. Таким образом, механизм "предварительного ознакомления" позволяет милиционерам фактически участвовать в проверке (конечно, без выезда на место). Но при этом в отличие от совместной проверки налогоплательщик даже и не догадывается, что им уже интересуются компетентные органы, что опять же существенно нарушает его право на защиту.
Статья получена: Клерк.Ру