Дарья ЕВСТИГНЕЕВА
Исполнительный директор
ООО «Файюм»
Торгинспекция или, говоря официальным языком, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли РФ – известная «страшилка» для организаций. Хотя на самом деле основными задачами этого органа являются контроль над:
- нормами и правилами торговли и общественного питания;
- порядком применения цен по отдельным группам товаров;
- качеством и безопасностью товаров.
Сотрудники торгинспекции обязаны бороться со злоупотреблениями в торговле, общественном питании и не допускать поступления на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Торгинспекции рассматривают жалобы граждан на качество товаров, а также нарушения в работе торговых предприятий и предприятий общественного питания.
В соответствии с положением о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 27.05.93 № 501; в ред. постановления Правительства РФ от 17.04.01) для выполнения поставленных задач Госторгинспекция вправе проверять все организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждан, реализующих, производящих товары или услуги.
Они также вправе производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества.
По порядку
Федеральным законом от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – закон № 134-ФЗ) установлены общие требования к порядку проведения проверок. Вкратце напомним их.
Проверка проводится на основании приказа или распоряжения (т. е. распорядительного акта), в котором указываются, в частности:
- фамилия, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятия;
- наименование (или фамилия) субъекта, подлежащего проверке;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
- правовые основания проведения мероприятия (в том числе нормативно-правовые акты, соблюдение которых подлежит проверке);
- дата начала и окончания мероприятия.
Распорядительный акт (его заверенная копия) предъявляется одновременно со служебным удостоверением. Продолжительность проверки не может превышать одного месяца, и срок этот может быть продлен еще на месяц руководителем контролирующего органа по причине необходимости проведения специальных исследований (экспертиз и т. д.).
Проверки могут быть плановые (не более раза в два года в отношении одного субъекта) и внеплановые.
Внеплановые мероприятия могут проводиться, помимо прочего, в случаях обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными лицами, связанными с невыполнением последними обязательных требований закона, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами о наличии признаков таких нарушений.
Данный случай назначения внеплановой проверки содержит два основания. Первое - жалобы заинтересованных лиц на нарушение обязательных требований их контрагентами по договорам. Второе – получение информации от незаинтересованных лиц (причем информация должна быть подтверждена документально). Анонимные обращения не могут быть основанием для проведения внеплановых проверок.
Полномочия
Территориальные управления Госторгинспекции вправе:
- проверять соблюдение правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца. По согласованию с Госстандартом России возможны проверки качества продукции непосредственно у изготовителя;
- контролировать порядок применения цен по отдельным группам товаров;
- проверять правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
- принимать меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;
- приостанавливать реализацию некачественных товаров и услуг.
Помимо вышеперечисленных прав должностные лица торгинспекций также могут также:
- контролировать качество товаров (услуг), соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также проверку наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров или оказываемых услуг установленным требованиям;
- давать заключения по просьбе продавца или потребителя о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
- получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие необходимые материалы.
Должностные лица торгинспекции составляют акты и дают предписания, обязательные для исполнения:
- об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;
- о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
- о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции.
По результатам проверок должностные лица торгинспекции могут передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей. Они также могут выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
Акт
На основании статьи 9 закона № 134-ФЗ по результатам любого мероприятия по контролю проверяющим должностным лицом должен быть составлен акт установленной формы в двух экземплярах.
Желательно, чтобы формулировка выявленных нарушений соответствовала обязательным требованиям нормативно-правовых актов, соблюдение которых и проверялось согласно документу о назначении проверки. Если по результатам проверки принимается решение об ответственности какого-либо лица, то желательно, чтобы было указано правовое основание ответственности.
Напомним, что подписание акта проверки – право проверяемого лица, а не его обязанность. Но если вы отказываетесь от подписи, то целесообразно указать мотивы такого отказа.
К итоговому акту должны быть приложены акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов, протоколы (заключения) проведения исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения проверяющих лиц и работников, на которых возлагается ответственность за обнаруженные нарушения, другие документы и их копии. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.
О протоколе
При выявлении административного правонарушения проверяющим должностным лицом составляется протокол и дается предписание об устранении выявленных нарушений. Протокол составляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях.
Протоколы составляются уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции соответствующего органа. Органы Госторгинспекции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.19. КоАП РФ «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений».
Копия протокола немедленно после составления вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе.
В статье 28.8 КоАП РФ установлен срок направления протокола для рассмотрения дела - в течение суток с момента составления протокола или устранения недостатков протокола. Недостатки должны быть устранены не позднее 3-х суток со дня поступления составителю протокола.
Если правонарушение влечет административный арест, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.
Определены случаи, когда протокол не составляется, а наказание налагается на месте совершения правонарушения. Статья 28.6 КоАП РФ к таким случаям относит, когда за совершенное административное правонарушение назначается:
- предупреждение;
- административный штраф, размер которого не превышает размер 1 МРОТ;
- административный штраф, размер которого не превышает 10 МРОТ (по делам о нарушении таможенных правил).
Если после выявления административного правонарушения в некоторых областях законодательства осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных затрат времени, проводится административное расследование. По окончании административного расследования также составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.
Ответственность гражданско-правовая
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – закон № 2300-1). Нет смысла целиком комментировать его, поэтому остановимся на наиболее важных моментах.
Изготовитель (исполнитель или продавец) отвечает за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) (ст. 12 закона № 2300-1).
Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет такую же ответственность, как за продажу товара ненадлежащего качества (п. 1-4 ст. 18, п. 1 ст. 29 закона № 2300-1), за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда. При этом предполагается, что у потребителя отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Статьей 13 закона № 2300-1 установлена ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей.
За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) возмещает убытки, причиненные потребителю, в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке. При удовлетворении судом законных требований потребителя, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% от суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Статья 14 закона № 2300-1 разъясняет порядок возмещения имущественного вреда потребителю. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда не зависит от того, состоял ли потребитель в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Кроме того, статья 16 закона № 2300-1 предусматривает недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Статьей 18 закона № 2300-1 предусмотрена ответственность за продажу потребителю товара ненадлежащего качества.
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, то эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.
Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен новым товаром, т. е. товаром, не бывшим в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Административная ответственность
Статья 23.49 КоАП РФ устанавливает, что органы торгинспекции рассматривают следующие виды административных правонарушений:
- нарушение правил хранения и реализации продуктов животноводства;
- незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена;
- продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;
- нарушение порядка ценообразования;
- обман потребителей;
- нарушение иных прав потребителей;
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров;
- нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;
- нарушение правил реализации, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
Рассмотрим наиболее частые правонарушения.
Статьей 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил хранения и реализации продуктов животноводства. Речь в данном случае идет не только о мясе, но также и о молоке, шкурах забитых животных и т. п. Установлены следующие штрафные санкции:
- 3-5 МРОТ (для должностных лиц);
- 30-50 МРОТ (для юридических лиц).
Следующие штрафы взимаются за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке (п. 1 ст. 14.4 КоАП РФ):
- 20-30 МРОТ (для должностных лиц);
- 200-300 МРОТ (для юридических лиц).
Если виновный продает товары, выполняет работы, оказывает населению услуги с нарушением установленных санитарных правил (норм, гигиенических нормативов и т. д.) или без сертификата соответствия (п. 2 ст. 14.4 КоАП РФ), то проверяющие вправе оштрафовать его на:
- 40-50 МРОТ (должностные лица);
- 400-500 МРОТ (юридические лица).
Кроме того, возможна конфискация предметов административного правонарушения.
Статьей 14.6. КоАП РФ предусмотрена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. д.) на продукцию (товары, услуги), предельных цен, завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Перечни этих товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239. Эти нарушения наказываются следующими штрафами:
- 40 - 50 МРОТ (должностные лица);
- 400 - 500 МРОТ (юридические лица).
Статьей 14.7. КоАП РФ предусмотрена ответственность за обман потребителей. Он может заключаться в:
- обвешивании потребителей (виновное лицо занижает вес против указанного в чеке, накладной и т. п. документе, реально отпуская меньшее количество товара (в результате недолива, недовеса, недовложения);
- обмеривании (виновный, отпуская товар, нарушает такие его параметры как длина, ширина, высота, габариты);
- обсчете (цена отпускаемого товара завышается);
- введении в заблуждение относительно потребительских свойств товара или услуги (виновный умалчивает о тех свойствах товара, которые неприемлемы для данного потребителя, либо приписывает товару несвойственные ему качества)
Обманом считается и ложная информация о наличии соответствующей лицензии, сертификата товара, искаженные данные в расчете о стоимости услуги, лекарства, товара, неисполнение обязательств, которые отражены в договоре. От обмана при нарушении законодательства о рекламе обман, предусмотренный статьей 14.7 КоАП РФ, отличается тем, что здесь он имеет место непосредственно в ходе совершения сделки.
За данное правонарушение предусмотрены штрафы:
- от 10 до 20 МРОТ (для должностных лиц);
- от 100 до 200 МРОТ (для юридических).
Ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы установлена статьей 14.8 КоАП РФ.
Пункт 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за заключение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (о продаже товаров в нагрузку, об оказании сопутствующих услуг, навязывании дополнительных работ и т. п.):
- 10-20 МРОТ (для должностных лиц);
- 100-200 (для юридических лиц).
Непредставление льгот и преимуществ, установленных законом (ветеранам, инвалидам, многодетным матерям и т. д.) (п. 3 ст. 14.8 КоАП РФ):
- 5-10 МРОТ (для должностных лиц);
- 50-100 (для юридических лиц).
Нарушение правил розничной торговли алкогольной и спиртсодержащей продукции (п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ):
- 30-40 МРОТ (должностные лица), с конфискацией алкогольной и спиртсодержащей продукции или без таковой;
- 300-400 МРОТ (юридические лица), с конфискацией продукции или без.
Уголовная ответственность
Уголовным законодательством предусмотрена ответственность по статье 200 «Обман потребителей». Правонарушение становится преступлением, если причинен значительный ущерб. Нужно помнить о том, что уголовное законодательство считает значительной довольно мелкую сумму. В примечании к статье 200 УК РФ значительным называется ущерб в сумме более 1/10 часть МРОТ, а крупным ущербом – не менее 1 МРОТ. Как видим, вероятность «попадания под статью» весьма велика.
За совершение этого преступления установлена ответственность в виде:
- штрафа от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев или
- обязательных работ от 180 до 240 часов или
- исправительных работ от 1 до 2 лет.
Возможность обжалования
Напомним, что в статье 15 закона № 134-ФЗ изложены общие положения о праве проверяемых на обжалование актов и действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 16 закона № 134-ФЗ установлены некоторые права объединений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иных некоммерческих организаций по защите прав и законных интересов предпринимателя при осуществлении их контроля государственными органами:
- обращаться в органы прокуратуры с просьбой о принесении протеста на противоречащие закону нормативно-правовые акты федеральных и субъектов РФ органов исполнительной власти, а также органов местного с самоуправления;
- обращаться в суд в защиту прав предпринимателей, в том числе и неопределенного крута физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 12 закона 134-ФЗ органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее исполнение своих функций и служебных обязанностей, совершение противоправных действий (бездействия). Статьей 14 закона 134-ФЗ установлено право на возмещение вреда, возникшего вследствие действия (бездействия) должностных лиц, контролирующих органов при проведении контроля.
Статья получена: Клерк.Ру