Федеральная налоговая служба вплотную занялась проблемой организации доступа к оперативной и достоверной информации о фирмах и коммерсантах. Теперь такие данные можно получить непосредственно «из первых рук». Однако не бесплатно.
В большинстве крупных компаний безопасность ставится во главу угла. Зачастую такие фирмы имеют собственные спецслужбы, в обязанности которых входит сбор информации о деловых партнерах.
В последнее время этот вид сведений стал популярен и у организаций, относящихся к среднему и малому бизнесу. Ведь по мере развития экономических механизмов компании взаимодействуют со все большим числом контрагентов, среди которых могут оказаться недобросовестные. В свете «отгремевших» определений Конституционного Суда недобросовестность приобретает налоговый оттенок. Так, если партнер фирмы не заплатит НДС в бюджет, инспекторы могут отказать организации в вычете по налогу.
При разработке бизнес-планов, проведении переговоров и заключении сделок могут быть полезны сведения из государственных реестров. Например, нужно выяснить, действительно ли предполагаемый деловой партнер является индивидуальным предпринимателем. К счастью, проблема недостаточной информированности бизнеса заинтересовала налоговых работников.
Главное – информация
С 1 января все желающие могут получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде. Так сказано в приказе Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 г. № САЭ-3-09/7. Напомним, что эти труднопроизносимые аббревиатуры расшифровываются как Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Информация из реестров делится на общедоступную и с ограниченным доступом. Ограничения на распространение информации об организациях и ПБОЮЛ установлены в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, контролерам нельзя делиться паспортными данными коммерсантов и сведениями о банковских счетах фирм и ПБОЮЛ.
Получить полные сведения могут государственные учреждения, а также органы власти и местного самоуправления. Частным организациям или гражданам нельзя запрашивать у инспекторов такую информацию. Они могут получить от ФНС только общедоступные сведения о юридическом лице, а именно:
- наименование;
- организационно-правовую форму;
- адрес (место нахождения);
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях (участниках);
- о размере уставного капитала;
- о полученных лицензиях;
- данные о филиалах и представительствах;
- ИНН, КПП, ОКВЭД фирмы;
- номер и дату регистрации в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования.
А вот перечень сведений, которые «частники» могут запросить из ЕГРИП об индивидуальных предпринимателях:
- фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения;
- гражданство;
- место жительства;
- данные о полученных лицензиях;
- ИНН, дату постановки на учет и коды ОКВЭД;
- номер и дату регистрации в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования.
Сведения по «смешным» ценам
При получении доступа к информации из реестров не понесут затрат только государственные учреждения – для них он будет бесплатным. А вот частным фирмам и предпринимателям придется оплатить услуги Федеральной налоговой службы.
Если электронные сведения заинтересовали «частника», он должен подать заявку по форме, приведенной в приложении к приказу № САЭ-3-09/7, вместе с копией платежного поручения.
Желающие получить доступ к данным реестров должны подать заявку и подтверждающий оплату документ. У налоговиков будет пять дней, чтобы принять положительное решение или отказать в доступе.
В случае если решение было положительным, заявитель будет уведомлен об этом. И по прошествии еще одного пятидневного срока можно будет получить доступ к самой информации.
Отказать в выдаче сведений могут по нескольким основаниями. Например, неправильно оформлено заявление, не подтверждена оплата соответствующим документом или информация, которую запросила организация, не является общедоступной, а значит, не может быть выдана частным лицам.
Форма предоставления сведений также различается в зависимости от того, кем является заявитель. Так, государственные учреждения могут получить их на дисках, дискетах (которыми они сами обязаны обеспечить), по электронной почте со средствами шифрования, а также через интернет. «Частникам» доступен только последний способ – ни на дисках, ни по почте информацию им получить не удастся.
Если фирме разрешен доступ, ей выдается логин и пароль для просмотра определенных разделов официального сайта ФНС. Реквизиты авторизации действуют в течение года, и использовать их можно только с одного рабочего места. Такая система исключает приобретение пароля «вскладчину» и последующее совместное использование.
В интернете копии ЕГРЮЛ и ЕГРИП обновляются еженедельно. Но не для всех. Дело в том, что приказ ФНС № САЭ-3-09/7 установил два способа получения данных из реестров: «однократное предоставление открытых сведений» и «абонентское обслуживание одного рабочего места».
При «однократном» доступе организация может просматривать сведения, которые были внесены в реестр по состоянию на день его предоставления. Информация в данном случае не обновляется. Стоит это «удовольствие» 50 тысяч рублей за год обслуживания.
За более «продвинутый» доступ с абонентским обслуживанием придется заплатить значительно больше – 150 тысяч рублей в год. Отличие заключается в том, что видимые пользователю реестры еженедельно обновляются «свежими» данными.
Но и для «однократных» пользователей не все потеряно. Контролеры придумали гибкую систему. Реестры все же можно «обновить». Данные будут актуализированы, а стоит эта услуга 5 тысяч рублей. Поэтому если не требуются самые последние сведения, этот вид доступа оптимален с ценовой точки зрения. Например, информацию можно обновлять, скажем, раз в квартал. Тогда суммарные затраты по годовому обслуживанию составят 65 тысяч рублей. Это на 85 тысяч рублей меньше, чем «абонентский» доступ, – экономия получается существенной.
Если годовая подписка на доступ к сведениям из государственных реестров подошла к концу, а фирма или коммерсант намереваются продолжить пользование этой услугой, им придется проделать те же самые действия – подать заявку и произвести платеж согласно прейскуранту налоговой службы.
Мнения
На наш вопрос о том, может ли теперь фирма проверить контрагента на «добросовестность» при помощи полученных от инспекторов данных, Сергей Дуканов, руководитель Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России, ответил следующее: «На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что сведения о добросовестности фирм являются закрытыми. Я считаю, этот вопрос необходимо решать на законодательном уровне. Ведь открытость будет выгодна всем, в том числе государству. На данный момент можно получить следующие общедоступные сведения: легитимна ли фирма, кто директор, имеются ли филиалы, каков размер уставного капитала. Все это можно узнать на сайте ФНС. К сожалению, выяснить что-то еще на данный момент нельзя. И в ближайшее время эта информация останется закрытой, поскольку вопрос ее обнародования пока даже не обсуждается».
Максим Скороходов, финансовый директор московского холдинга, заметил: «Я ознакомился с приказом ФНС № САЭ-3-09/7 и должен сказать, он привел меня в недоумение. Ведь эти сведения не имеют особой ценности. Конечно, и такой информацией я пользуюсь. Но больше полагаюсь на другие источники. Проблема в том, что стоимость доступа к базам ЕГРЮЛ и ЕГРИП явно завышена. 50 тысяч рублей и 5 тысяч за обновление – это слишком много за подобные сведения, не говоря уже о 150 тысячах. По-моему, за такие деньги можно купить практически любую информацию. К тому же ЕГРЮЛ и ЕГРИП на компакт-дисках сейчас продаются буквально на каждом углу. Конечно, сведения там не обновляются еженедельно, это основной недостаток “левых” баз. Но что мешает купить новый диск? К тому же он будет стоить не более одной тысячи рублей, а вовсе не 50 тысяч. Обращаться к услугам ФНС, мне кажется, имеет смысл только очень крупным организациям с большими оборотами, для которых жизненно необходимы именно эти сведения. Да и то, я думаю, им не стоит обновлять данные реестров слишком часто. Ведь цены налоговой службы “кусаются”».
Юрий Калинин, генеральный директор московской торговой компании, так прокомментировал приказ ФНС: «Возможно, цены ФНС кому-то и покажутся завышенными. Но я считаю, что это не так. В моей работе был нелицеприятный случай. Я провел успешные деловые переговоры с представителем фирмы из провинциального городка, заключил контракт на, как мне тогда казалось, выгодных условиях. Сумма сделки была значительной – около 40 тысяч долларов. По условиям договора предоплата, которую мы должны были внести, составляла 10 тысяч условных единиц. Мы заплатили эти деньги и стали ждать поставки товара. Ждем до сих пор. Как оказалось, деловое чутье подвело.
Это была стандартная схема мошенничества. К сожалению, я привык доверять людям еще с советских времен. Несколько лет назад была в ходу поговорка, что у нас в стране важны «контакты, а не контракты». В последние годы ситуация начала резко меняться. Количество контрагентов постоянно увеличивается, и теперь далеко не все из них мои старые друзья и знакомые. Вот и приходится отдавать приоритет юридически оформленным соглашениям. Позднее, сделав запрос в ЕГРЮЛ, я выяснил, что такой организации попросту не существовало. Думаю, если инвестировать в систему электронного доступа около 2000 долларов, эти средства окупятся. Если бы я тогда мог заплатить за доступ и “пробил” контрагента по базе еще на этапе заключения договора, не потерял бы эти деньги. Экономить на информации не стоит. Ведь такая “экономия” неизбежно приведет к огромным убыткам».
Данил ПОПОВ
Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №1 2005 г.
Статья получена: Клерк.Ру