Проблема трудного воспитания - это, прежде всего, проблема отношения к личности с определенным отклонением в поведении со стороны окружающих. Именно поэтому корректирование поведения трудновоспитуемых учеников в коллективе и через коллектив происходит как положительно направленное воспроизведение системы гуманных отношений такого ученика с окружающими его людьми и вместе с тем как процесс духовного становления всех личностей, которые принимают участие в образовательном процессе. Классическим и пока что неопровержимым методом являются изучение поведения ученика в специально подобранных психологических ситуациях, которые создают условия для оптимального, максимального изучения его нравственности, духовности.
Прежде всего, трудновоспитуемый ученик должен реагировать на положительные эмоции. Поэтому классному руководителю следует авансировать положительное отношение к ученикам младшего подросткового возраста.
Дело личностного отношения к поступкам ученика необходимо дополнять такими ситуациями, как "организация успеха в обучении”, "включение в интересную деятельность”, при этом важно предоставлять ему возможность ощутить личностную ответственность за свои действия, которые у него ассоциируется с такими психическими качествами, как ощущение взрослости, самоутверждения. На эти и подобные положительные особенности характера трудновоспитуемого ученика должен опираться педагог при проведении с ним коррекционной работы. В широком плане она заключается в разъяснении ученику его психических особенностей, привлечении к их самоанализу, наблюдению за собственными действиями, их результатом дальнейшего осмысления и саморегулирование своего поведения.
Это разрешит ученикам свести к минимуму ошибки в собственных реакциях, действиях, поступках, выработать адекватный тип поведения с ровесниками и взрослыми.
Воспитательная деятельность классного руководителя в этом направлении может осуществляться за такой ориентировочной программой:
- Изучение уровня развития классного коллектива;
- Изучение взаимоотношений учеников между собой, с учителями и родителями;
- Изучение общественной мысли, расположений духа и традиций классного коллектива;
- Изучение степени влияния на учеников неформальных лидеров и микро групп;
- Изучение степени влияния на учеников формального активного класса;
- Изучение индивидуальных психологических качеств "трудных учеников”.