Любой хозяйствующий субъект, будь то организация или индивидуальный предприниматель, имеющий зарегистрированные в установленном порядке[1] транспортные средства, является плательщиком транспортного налога. При этом применение налогоплательщиком специальных налоговых режимов также не освобождает его от уплаты данного налога.
С. А.
Королев /эксперт журнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»/
На практике при исчислении и уплате транспортного налога возникает немало вопросов, ответы на которые следует искать не только в Налоговом кодексе, но и в разъяснениях контролирующих органов, а порой и в арбитражной практике.
В этой статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы, даны советы, приведены примеры, которые, несомненно, помогут налогоплательщикам в сложных ситуациях при исчислении и уплате транспортного налога.
Кто уплачивает транспортный налог?
Основным критерием, по которому хозяйствующему субъекту присваивается статус налогоплательщика в целях применения гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, является регистрация транспортного средства. Данный вывод следует из положений ст. 357 НК РФ. В соответствии с ней плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Обратите внимание: арбитражная практика также подтверждает данные выводы. Так, при рассмотрении дел арбитражные судьи, как правило, указывают, что транспортные средства, не зарегистрированные в установленном законом порядке, не являются объектом обложения транспортным налогом (постановления ФАС ЦО от 03.04.2006 № А68-АП-279/12-05, ФАС ВВО от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548). Следует также отметить Постановление ФАС СЗО от 14.12.2006 № А05-7361/2006-22, согласно которому транспортные средства, находящиеся на балансе общества, но не зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, не облагаются транспортным налогом. По мнению судей, незарегистрированное транспортное средство не может беспрепятственно передвигаться по российским дорогам, следовательно, оно не будет воздействовать на состояние дорог общего пользования, поэтому экономических оснований для обложения такого транспортного средства налогом нет.
Схожей позиции при решении подобного рода вопросов придерживаются и контролирующие органы (Письмо Минфина РФ от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15). По мнению финансового ведомства, если организация приобретает грузовые автомобили в качестве комплектующих средств и регистрирует их в установленном порядке в органах ГИБДД, то их следует рассматривать как объекты обложения транспортным налогом. Как считают чиновники, обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации, а не фактического использования транспортного средства. Плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, – его владелец.
Следует также отметить Письмо Минфина РФ от 13.02.2007 № 03-05-06-04/05, в котором указано, что если судно не зарегистрировано ни в одном из реестров судов РФ, то оно не является объектом обложения транспортным налогом. Также, по мнению чиновников, в отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), плательщиком транспортного налога является фрахтователь судна. На него не распространяется действие пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, согласно которому не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Данная льгота также не распространяется на иностранное лицо, имеющее в собственности грузовое судно.
Обратите внимание: в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, также не являются объектом обложения транспортным налогом.
При заключении договора лизинга
В Письме Минфина РФ от 12.12.2006 № 03-06-04-04/52 даны разъяснения по исчислению налога в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга. В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ[2] такое транспортное средство может быть зарегистрировано или на лизингодателя, или на лизингополучателя. Так, по мнению Минфина, если по договору лизинга транспортные средства, зарегистрированные на лизингодателя, временно переданы по месту нахождения лизингополучателя и временно поставлены на учет в ГИБДД по его местонахождению, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту их государственной регистрации. Если по соглашению сторон лизингодатель поручает лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя, то в регистрационных документах должны быть указаны сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован на организацию (см. также Письмо Минфина РФ от 06.03.2006 № 03-06-04-04/07).
В Письме Минфина РФ от 20.01.2005 № 03-06-04-04/1 разъясняется, в каком порядке уплачивается транспортный налог, если лизингодатель не является резидентом РФ, а лизингополучатель, наоборот, является. По мнению чиновников, в этом случае плательщиком транспортного налога будет лизингополучатель, на которого в соответствии с законодательством РФ временно зарегистрировано транспортное средство.
Предприниматели?
Конечно, индивидуальные предприниматели являются плательщиками транспортного налога. Однако в отношении них следует учесть следующее. Дело в том, что в гл. 28 НК РФ не упоминается об индивидуальных предпринимателях и она регулирует порядок налогообложения организаций и физических лиц. А поскольку в целях применения налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 11 НК РФ), напрашивается вывод о том, что предприниматели, исчисляя и уплачивая транспортный налог, должны руководствоваться порядком, установленным для физических лиц.
Напомним, налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог по итогам налогового периода (календарного года) согласно п. 1 ст. 360 НК РФ на основании уведомлений[3] налогового органа. Другими словами, индивидуальный предприниматель не участвует в расчете суммы транспортного налога, не заполняет и не сдает налоговую декларацию, а также не сообщает налоговому органу сведения, необходимые для исчисления данного налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления (например, по почте заказным письмом).
Когда налог уплачивать не надо
Рассмотрим некоторые ситуации, при которых хозяйствующие субъекты освобождаются от уплаты транспортного налога.
Если вы – сельхозпроизводитель
Действительно, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, перевозки и внесения минеральных удобрений, оказания ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Минфин в Письме от 05.06.2006 № 03-06-04-02/22 ответил на вопрос сельхозпроизводителя о том, нужно ли уплачивать налог, если вышеперечисленные транспортные средства используются им, в том числе, не по назначению (в других целях). По мнению чиновников, основными критериями непризнания объектом налогообложения вышеназванных транспортных средств являются соответствие хозяйствующего субъекта понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Поэтому при соблюдении вышеназванных условий в отношении транспортных средств, указанных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, сельхозпроизводителю налог уплачивать не нужно независимо от того, в каких целях он их использует дополнительно.
Обратите внимание: сельскохозяйственный товаропроизводитель должен подтверждать свой статус путем представления в налоговый орган расчета стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции (Письмо УФНС по МО от 06.10.2006 № 19-42-И/1164@). Причем покупные товары в этом расчете не учитываются.
Напомним, сельхозпроизводителем признаются физические или юридические лица, производящие сельхозпродукцию, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции (ст. 1 Федерального закона № 193-ФЗ[4] ).
Если налогоплательщик не подтвердит статус сельхозпроизводителя, то по истечении налогового периода транспортный налог уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога пени начисляются на общих основаниях.
Схожей позиции при рассмотрении таких споров придерживаются и арбитражные суды. Так, в Постановлении ФАС ПО от 25.01.2007 № А65-14601/2006-СА2-8 судьи заняли сторону налоговых органов и сочли правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, так как организация не подтвердила статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Перепродажа транспортных средств
Если деятельность налогоплательщиков связана с торговлей транспортными средствами, то есть автомобили приобретаются для последующей перепродажи, то в отношении таких транспортных средств налог также не уплачивается[5] .
В случае кражи (угона)
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, также не являются объектом обложения транспортным налогом (постановления ФАС ПО от 16.05.2006 № А12-30480/05-С29, ФАС СЗО от 10.03.2006 № А13-8082/2005-19).
В отношении данной ситуации скажем о Письме УФНС по г. Москве от 29.03.2005 № 18-08/1/20366, в котором чиновники разъяснили налогоплательщику, какие документы являются основанием для пересчета транспортного налога. По мнению налоговиков, это справка об угоне транспортного средства, подтверждающая данный факт, выданная органами МВД (ГУВД, УВД, ОВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Если налогоплательщик представил копию справки, инспекция направляет запрос в орган МВД с просьбой подтвердить факт угона транспортного средства.
База для исчисления налога
Под налоговой базой по транспортному налогу понимают, в частности, мощность двигателя, выраженную во внесистемных единицах мощности – лошадиных силах, которая определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (ст. 359 НК РФ).
Обратите внимание: в технической документации транспортного средства может быть указана разная мощность в зависимости от различных режимов эксплуатации двигателя. При этом следует учитывать, что в целях применения ст. 361 «Налоговые ставки» НК РФ для исчисления налога из технической документации берутся максимальные значения мощности двигателя, независимо от режимов его эксплуатации (Письмо Минфина РФ от 11.02.2005 № 03-06-04-04/09).
Иногда на практике в технической документации транспортного средства мощность двигателя указывается только в метрических единицах мощности (кВт). В таком случае в соответствии с п. 19 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС РФ № БГ-3-21/177[6] , метрические единицы мощности (киловатты) необходимо перевести во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы). Для этого мощность двигателя, выраженную в киловаттах, необходимо умножить на переводной коэффициент, равный 1,35962 (1 кВт = 1,35962 л. с.). При этом округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Обратите внимание: налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству (п. 2 ст. 359 НК РФ). В отношении водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или по которым не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется отдельно по видам (категориям) транспортных средств.
От чего зависит ставка налога?
Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности их двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства соответственно (п. 1 ст. 361 НК РФ). Поэтому принадлежность объекта налогообложения к той или иной категории транспортных средств имеет важное значение при выборе налоговой ставки, в соответствии с которой будет исчисляться транспортный налог.
Обратите внимание: ни Налоговый кодекс, ни, как правило, законы субъектов РФ не устанавливают критерии отнесения того или иного транспортного средства к определенной категории.
Вместе с тем чиновники рекомендуют налогоплательщикам (письма Минфина РФ от 05.12.2005 № 03-06-04-04/47, от 22.11.2005 № 03-06-04-02/15) пользоваться Сравнительной таблицей категорий транспортных средств[7] (далее – Сравнительная таблица). Так, в соответствии с данным документом к категории легковых автомобилей (категория «В») относятся механические транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), и грузов с максимальной массой не более 3,5 т.
Под грузовыми автомобилями (категория «С») следует понимать механические транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой от 3,5 до 12 т и более 12 т.
Следует отметить, что правомерность применения Сравнительной таблицы при определении категории транспортных средств в целях исчисления транспортного налога подтверждена арбитражной практикой (Постановление ФАС СЗО от 26.06.2006 № А05-21211/05-26). К тому же данный документ составлен с учетом положений Конвенции о дорожном движении[8] .
При определении категории транспортных средств в целях исчисления транспортного налога судьи считают возможным (Постановление ФАС УО от 23.08.2006 № Ф09-7335/06-С1) руководствоваться Классификатором ОКОФ[9] (см. также п. 16 Методических рекомендаций[10] ). Однако, по мнению Минфина (Письмо № 03-06-04-02/15), данный документ следует применять в целях исчисления и уплаты транспортного налога лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.
Периоды разные нужны, периоды всякие важны
В соответствии с п. 2 ст. 360 НК РФ в целях исчисления транспортного налога отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы налогового периода (календарного года), по итогам которых налогоплательщики должны уплатить в бюджет суммы авансовых платежей по транспортному налогу. Следует отметить, что региональные законодатели при принятии соответствующего закона вправе не устанавливать отчетные периоды не только для организаций (п. 3 ст. 360 НК РФ), но и для отдельных категорий граждан (п. 6 ст. 362 НК РФ).
Исходя из положений ст. 360, 363 НК РФ, можно сделать вывод: если законом субъекта РФ не предусмотрено, что отчетные периоды по транспортному налогу не установлены и не определены порядок и сроки уплаты авансовых платежей, то у организаций не возникает обязанность по их исчислению и уплате на территории этого субъекта РФ, а также по представлению в налоговые органы соответствующих налоговых расчетов по авансовым платежам (см. также Письмо Минфина РФ от 15.03.2006 № 03-06-04-04/08).
Обратите внимание: если у налогоплательщика в каком-либо из отчетных периодов возникал объект налогообложения, то в последующие отчетные периоды он обязан представлять нулевые расчеты авансовых платежей по транспортному налогу до окончания налогового периода (Постановление ФАС ЦО от 15.07.2005 № А54-387/2005-С8).
Соответственно, налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ), по результатам которого организации представляют в налоговый орган итоговые декларации по транспортному налогу за год.
Как нам впрок исчислить налог?
Организации по истечении каждого отчетного периода самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей по налогу в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Исключением является тот случай, когда при установлении налога законодательные органы субъектов РФ не определяют отчетные периоды. В данном случае авансовые платежи по транспортному налогу не исчисляются и, соответственно, не уплачиваются.
При исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам года, следует учесть, что она определяется как разница между исчисленной суммой налога за год и уплаченными по итогам отчетных периодов суммами авансовых платежей по налогу.
Суммы авансовых платежей по транспортному налогу рассчитываются не нарастающим итогом, то есть при определении размера доплаты за год бухгалтеру следует вычесть из годовой суммы налога все три суммы авансовых платежей.
Если транспортное средство регистрируется (снимается с регистрации) в течение налогового (отчетного) периода, то при исчислении суммы транспортного налога (авансового платежа) бухгалтер должен применить коэффициент. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на фирму, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации и снятия с нее принимается за полный. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца он равен одному полному месяцу (см. также письма Минфина РФ от 04.07.2006 № 03-06-04-04/28, от 08.06.2005 № 03-06-04-04/26).
При расчете суммы авансовых платежей по транспортному налогу бухгалтер может воспользоваться формулой:
А = Нб х Сн х 1/4, где:
А – сумма авансового платежа;
Нб – налоговая база;
Сн – ставка налога.
Если в течение квартала фирма снимала с учета автомобиль (или, наоборот, регистрировала его в Госавтоинспекции), то авансовый платеж нужно рассчитывать с учетом специального коэффициента (Кф), который определяют по формуле:
Кф = Км / 3, где:
Км – количество месяцев в квартале, когда транспорт числился за налогоплательщиком.
Пример 1.
ОАО «Волга» с 2006 г. имеет в собственности зарегистрированный на него легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 180 л. с. Организация 20.03.2007 сняла с учета автомобиль и продала его ООО «Меридиан», которое, в свою очередь, 26.03.2007 зарегистрировало автомобиль на себя.
В I квартале 2007 года автомобиль числился за ОАО «Волга» в течение трех полных месяцев – января, февраля, марта. В таком случае Км равен трем месяцам, и, соответственно, коэффициент (Кф) составит 1 (3 мес. / 3 мес.)
В регионе, где работает организация, ставка налога на автомобиль такой мощности равна 50 руб./л. с. Следовательно, ОАО «Волга»
за I квартал перечислит авансовый платеж по транспортному налогу в сумме 2 250 руб. (180 л. с. х 50 руб./л. с. х 1 х 1/4).
У ООО «Меридиан» в I квартале автомобиль числился в течение одного полного месяца – марта. Следовательно, Км равен одному месяцу, и, соответственно, Кф – 0,333 (1 мес. / 3 мес.).
В регионе, где находится ООО «Меридиан», ставка налога на автомобиль мощностью 180 л. с. составляет 50 руб./л. с. Следовательно, оно уплатит аванс по транспортному налогу за I квартал в сумме 749 руб. (180 л. с. х 50 руб./л. с. х 0,333 х 1/4).
Иначе дела обстоят в случае, если организация снимает с учета транспортное средство и регистрирует (перерегистрирует) его на себя по новому месту учета в течение одного месяца в связи с переездом в другой субъект РФ.
При этом применяется все тот же коэффициент, однако расчет его производится в ином порядке. Месяц снятия с учета и месяц постановки на учет транспортного средства в целях исчисления транспортного налога
учитывать как два полных месяца организация не должна, поскольку положения п. 3 ст. 362 НК РФ, касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия с регистрации транспортного средства за полный календарный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства. Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих рассчитывать транспортный налог исходя из фактического количества дней, когда транспортное средство числилось за организацией. Следовательно, организация должна исчислить сумму налога за полный месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано в прежнем регионе, и уплатить ее в бюджет того же региона. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перерегистрации этого транспортного средства в новом регионе, организация должна исчислить транспортный налог и уплатить его в бюджет по новому месту учета.
Обратите внимание: данной позиции придерживаются как контролирующие органы (Письмо Минфина РФ от 29.08.2006 № 03-06-04-04/36), так и арбитражные суды (Постановление ФАС ПО от 15.06.2006 № А65-35070/2005-СА1-29).
Пример 2.
Организация имеет в собственности зарегистрированный на нее легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 100 л. с.
В марте 2007 г. фирма переехала в другой регион. Организация 20.03.2007 сняла с учета автомобиль в прежнем регионе, а 25 марта зарегистрировала в новом.
В данном случае в I квартале 2007 года автомобиль числился за организацией по старому месту регистрации в течение трех полных месяцев – января, февраля, марта.
Коэффициент составил 1 (3 мес. / 3 мес.).
В этом регионе ставка налога на автомобиль такой мощности –
20 руб./л. с.
Следовательно, сумма авансового платежа по транспортному налогу за I квартал 2007 года в бюджет прежнего региона составила 500 руб.
(100 л. с х 20 руб./л. с. х 1 х 1/4).
Начиная со II квартала перечислять авансовые платежи организация будет в бюджет нового региона.
Сделал дело – гуляй смело
Уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов налогоплательщики должны по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ сроки уплаты авансовых платежей по налогу для организаций устанавливаются местными законодателями без ограничений, а срок уплаты транспортного налога не может быть определен законами субъектов РФ ранее 1 февраля. Поэтому в случае нарушения сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу взыскиваются пени за каждый день просрочки (письма ФНС РФ от 07.03.2006 № 21-5-05/31@, Минфина РФ от 13.02.2006 № 03-06-04-02/02).
Вместе с тем некоторые арбитражные суды с позицией контролирующих органов не соглашаются. Так, ФАС УО в Постановлении от 07.09.2006 № Ф09-7876/06-С1 признал недействительным решение налоговиков о привлечении к ответственности налогоплательщика, в том числе за неуплату пеней по просроченным авансовым платежам, сославшись на Определение КС РФ от 04.07.2002 № 200-О. При этом судьи указали, что позиция налогового органа противоречит смыслу авансовых платежей как платежей до истечения налогового периода, обусловленных необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета.
Однако есть арбитражная практика не в пользу налогоплательщиков. Так, ФАС ПО в Постановлении от 21.11.2006 № А55-8206/06 занял позицию налоговиков и признал правомерным требование об уплате пеней за просроченные авансовые платежи (см. также Постановление ФАС ЦО от 29.06.2006 № А54-9116/2006-С3).
В Письме Минфина РФ № 03-06-04-04/08 отмечено, что при возникновении споров, связанных с установлением субъектом РФ более раннего срока уплаты транспортного налога по сравнению с предусмотренным п. 1 ст. 363 НК РФ, то есть до 1 февраля, арбитражные суды правомочны решать, какой закон – федеральный или субъекта РФ – подлежит применению в таких случаях. Арбитражные суды, в свою очередь, как правило, предпочтение отдают законам федерального уровня (постановления ФАС СЗО от 18.01.2007 № А42-3506/2006, ФАС МО от 08.08.2006 № КА-А40/7393-06).
Если есть филиалы
Иногда у бухгалтера организации возникает вопрос: куда уплачивать транспортный налог, если автомобиль зарегистрирован на головную организацию в одном муниципальном образовании и передан для эксплуатации в филиал, расположенный в другом муниципальном образовании? Для ответа на него обратимся к Письму Минфина РФ от 12.10.2006 № 03-06-04-04/43, в котором сделан вывод: в подобных ситуациях транспортный налог следует уплачивать по месту нахождения головной организации. При этом Минфин ссылается на следующие законодательные нормы. Так, согласно п. 1 ст. 363 НК РФ авансовые платежи и налог уплачиваются по месту нахождения транспортных средств, при этом порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов РФ. Местом нахождения имущества для транспортных средств признается место их государственной регистрации, а при его отсутствии – место нахождения (жительства) собственника имущества (пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). Далее в соответствии с п. 22 Правил регистрации автомототранспортных средств[11] регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц согласно их государственной регистрации. Следовательно, по мнению финансистов, уплату транспортного налога следует производить по месту государственной регистрации автомобиля, то есть по месту нахождения головной организации.
Не забудем отчитаться
Обязанность по представлению декларации по транспортному налогу исполняют все организации, на которых в установленном действующим законодательством порядке зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Напомним, на индивидуальных предпринимателей такая обязанность не распространяется, так как они уплачивают данный налог на основании уведомления налогового органа (см. выше).
Таким образом, если на фирму зарегистрированы транспортные средства, не являющиеся объектом обложения налогом в соответствии со ст. 358 НК РФ, то налоговое законодательство не требует представлять в отношении них налоговые декларации. Вместе с тем некоторые налоговики на местах с такой позицией не согласны. Так, в Письме УФНС по МО от 07.02.2006 № 19-42-И/0127 указано, что организации, имеющие транспортные средства, не являющиеся объектом обложения налогом в соответствии со ст. 358 НК РФ, представляют в налоговый орган налоговые декларации по транспортному налогу без исчисления сумм налога, но с указанием кода льготы.
Однако, по мнению автора статьи, налоговые органы в данном случае не учитывают положения пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) только в том случае, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Более того, арбитражные суды поддерживают налогоплательщиков при решении подобных вопросов (Постановление ФАС МО от 07.03.2006 № КА-А41/1340-06).
Крайний срок представления налоговой декларации по транспортному налогу – 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть
за I квартал – не позднее 30 апреля, за II квартал – не позднее 31 июля, за III квартал – не позднее 31 октября.
Новые формы отчетности
Следует отметить, что с 1 января 2007 года изменились форма расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендации по ее заполнению. Так, в силу п. 2 Приказа Минфина РФ № 179н[12] новую форму документа следует применять начиная с отечности за I квартал 2007 года. Изменениям подвергся титульный лист расчета по авансовым платежам, в котором не надо отражать данные об основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и коде города, но необходим код вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности[13] (ОКВЭД). Также на титульном листе и в разделе 1 расчета больше не требуется проставлять подпись главного бухгалтера организации. Новая форма предусматривает, что расчет помимо руководителя организации может быть подписан представителем налогоплательщика. Правда, в этом случае при заполнении титульного листа необходимо указать наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика, и приложить к расчету копию данного документа (п. 3 Приказа Минфина РФ № 179н). В частности, это касается доверенности.
Обратите внимание: также Приказ Минфина РФ № 180н[14] изменил форму налоговой декларации по транспортному налогу, представляемой налогоплательщиками по итогам налогового периода, и порядок ее заполнения.
Ответственность налогоплательщика
Если налогоплательщик по каким-либо причинам не уплачивает транспортный налог или уплачивает его не в полном размере в установленные налоговым законодательством сроки, то его могут привлечь к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. Также если налоговикам удастся доказать, что налоговое правонарушение было совершено налогоплательщиком умышленно, то сумма штрафа может составить 40% неуплаченной суммы (п. 2 ст. 122 НК РФ).
За неуплату транспортного налога могут арестовать автомобиль. В некоторых регионах (например, в Нижегородской области) сотрудники Управления Федеральной службы судебных приставов совместно с налоговыми органами и ГИБДД начали арестовывать автомобили организаций, у которых есть долг по транспортному налогу. Правомерность своих действий чиновники мотивируют ст. 47 НК РФ и ст. 45 Федерального закона № 119-ФЗ[15] . Вышеприведенные законодательные нормы позволяют взыскивать недоимку путем ареста и продажи имущества.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа по ст. 119 НК РФ (Постановление ФАС ПО от 25.01.2007 № А65-14601/2006-СА2-8, ФАС УО от 12.07.2006 № Ф09-5964/06-С1).
[1] Государственная регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
[2] Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
[3] Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 31.10.2005 № САЭ-3-21/551@.
[4] Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
[5] В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
[6] Приказ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
[7] Сравнительная таблица категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приказ МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств»).
[8] Конвенция о дорожном движении заключена в Вене 08.11.1968 и ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII.
[9] Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.
[10] Письмом Минфина РФ от 16.06.2006 № 03-06-04-04/24 установлено, что методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговыми органами.
[11] Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 27.01.2003 № 59.
[12] Приказ Минфина РФ от 19.12.2006 № 179н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 48н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению».
[13] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст.
[14] Приказ Минфина РФ от 19.12.2006 № 180н «О внесении изменений в приказ Минфина РФ от 13.04.2006 № 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения».
[15] Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Статья получена: Клерк.Ру