Учеников можно научить некоторым приемам самовоспитания личности через отношение к другим, а именно:
- всегда стараться считаться с интересами других, иногда делать попытку даже подчинять собственные интересы коллективным стремлением, пожеланием;
- никогда не начинать беседу с товарищем из подчеркивания его слабых сторон, лучше начинать с положительного, что есть в личности ровесника, а потом переходить к его отрицательным сторонам;
- воспитывать в себе умение слушать собеседника, вникать в его переживание, пробовать "ставить” себя на его место;
- всегда уважать чувство достоинства товарища, ровесника, каким бы он ни был;
- воспринимать человека таким, каким он есть;
- Не искать в нем только отрицательные черты или, наоборот, не делать из него идеала.
Позицию трудновоспитуемого подростка, который, как правило, не совпадает с позицией педагогически управляемых учеников, следует деликатно корректировать. Педагог использует ситуации, которые стихийно создаются в ученическом коллективе, строит их с учетом своих знаний и опыта. Методом создания ситуации моделируются определенные условия, за которые ученику необходимо раскрывать свои взгляды, поступки, принимая во внимание общественную мысль, нормы и правила поведения в школе, обществе и национальные традиции.
Подавая трудновоспитуемому ученику помощь, ставя его в соответствующие его проблемам и интересам, способностям и психологическим качествам проблемные ситуации, педагог стимулирует проявление таких привлекательных психологических, социально-психологических черт, как адекватная самооценка, ответственность, гуманность, активность.
Классный руководитель создает условия для накопления морально-этического опыта в процессе межличностных взаимодействий с ровесниками, взрослыми, учит ориентироваться в сложных ситуациях, помогает придерживаться социально желательного поведения.