Различного рода скидки - один из самыхљ распространенных методов привлечения покупателей. Экономическая эффективность этого метода - забота руководства компании. Бухгалтеру же надо заранее просчитать возможные налоговые последствия, а также позаботиться о правильном оформлении торговых операций со скидками.
Скидки разные нужны
Нормативного определения видов скидок нет, но есть деление, сформированное практикой. От того, какого рода скидка используется, зависит отражение операции в учете.
Существуютљ скидки к праздникам, когда принято делать подарки.
Супермаркеты в своей работе часто используют скидку при покупке товаров на определенную сумму. Ведь заходя в супермаркет с егољ огромным ассортиментом покупатель не ограничивается приобретением одного товара. А скидка при покупке на определенную сумму стимулирует покупателя 'дотянуть' до установленного уровня.
Также скидки могут быть предоставлены сетью магазинов в определенное время или определенный день (временная скидка).
Если организации необходимо быстрее реализовать определенный вид товара используются так называемые бонусные скидки. Бонусные скидки выражаются не в денежном эквиваленте, а в товарном. Например, при покупке двух предметов, третий предоставляется бесплатно.
Широко распространены скидки при предЪявлении дисконтной карты определенного магазина. Наличие карты психологически влияет на решение покупателя прийти именно в этот магазин и купить товар со скидкой.
Существует и такая замечательная для потребителя ведь, как распродажи. Когда выходит новая версия, модель, коллекция товаров, для предприятий торговли распродажа - весьма удобный способ реализации устаревших моделей. Так же распродажи осуществляются для продажи сезонного товара (сезонные скидки), когда такой товар (например, меховые изделия, зимняя и летняя обувь и т.п.) не был реализован в срок и на него снизился спрос. В таких случаях торговые предприятия вынуждены продавать товары по сниженным ценам (то есть со скидками). Для того чтобы предоставить покупателям сезонные скидки, товар необходимо уценить.*
Цену снижаем, но про налоги не забываем
Предоставление торговой скидки является обычной коммерческой практикой, как в оптовой, так и в розничной торговле. Это всего лишь уменьшение ранее заявленной продавцом цены. При этом стоимость товара с учетом скидки и будет являться ценой, предусмотренной договором купли-продажи (ст.492 ГК РФ). Скидки относятся на уменьшение валового дохода (прибыли).
На какую же сумму можно осуществлять скидку от первоначальной цены? На любую - гражданское законодательство не ограничивает продавца в пределах снижения цены товаров, работ, услуг.
Но необходимо учитывать, что налоговые органы могут 'придраться' к продавцу на основании статьи 40 НК РФ, в которой установлены принципы определения ценыљ товаров, работ, услуг.
Да, по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, и пока нељ доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Но следует помнить, что при отклонении цены более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). При выявлении отклонения они вправе доначислить налог и пени.
Поэтому во избежание разногласий с налоговыми органами мы можем посоветовать устанавливать максимальный размер скидки вљ 20 процентовљ от уровня обычной цены (если цены держатся на уровне средних рыночных).
Впрочем, при спорах с налоговиками можно сыграть на том, что скидки обусловлены маркетинговой политикой, организации-налогоплательщика. Илиљ сезонными и иными колебаниями спроса. Ведь эти факторы налоговые органы обязаны учитывать при расчете рыночной цены. На эти и другие обстоятельства, перечисленные в п.3 ст. 40 НК РФ, налогоплательщик вправе сослаться, защищая свои интересы.
Запасемся документами
Как уже было сказано, обоснованием применения скидок может быть маркетинговая политика организации. Действительно,љ одним из элементов маркетинговой политики является разработка методов стимулирования продаж путем предоставления различных видов скидок.
Установленные организацией цены, размеры и период применения скидок должны быть обоснованы, т. е. подтверждены соответствующими расчетами. В обязательном порядке они должны быть закреплены в специальных внутренних документах. Это может быть приказ или распоряжение руководителя организации. Кроме того, указание на формирование цены сделки с учетом скидок в рамках проведения маркетинговой политики также необходимо отразить в тексте договора купли - продажи товаров, реализуемых со скидкой, в счете на оплату товара. Это является доказательством того, что цена товара не занижена вследствие иных причин.
Если отсутствуют фактические обстоятельства, обусловливающие необходимость предоставления скидок, либо не оформлены соответствующие документы, налоговые органы могут не принять во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику. В такой ситуации налоговые органы могут принять решение о доначислении налога и пеней с применением установленных статьей 40 НК РФ методов расчета рыночной цены. Причем такая позиция сформировалась как у главного налогового ведомства, так и у региональных управлений (см., например, письмо МНС России от 15.08.01 ? ВГ-6-02/621, письмо УМНСљ РФ по Москве от 22.11.01 ? 03-12/53959).
Скидки в рознице и в опте
Бухгалтерский учет скидок зависит от момента предоставления скидки и цены товара, по которой он отражен в бухгалтерском учете (покупным или продажным ценам).
Если покупатель единовременно приобретает товар в количестве или сумме, необходимой для получения скидки, то продавец фиксирует реализацию товаров и определяет выручку по цене со скидкой (п. 6.5 ПБУ 9/99 'Доходы организации'). Торговая организация (оптовая или розничная), учетной политикой которой предусмотрено ведение учета товаров по покупным ценам без использования счета 42, не отражает в бухгалтерском учете отдельной проводкой предоставленную в момент покупки товара скидку. Такое ведение учета характерно для оптовой торговли.
Пример 1.
Первоначальная стоимость партии товара составляет 120 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб. Организация оптовой торговли отгрузила покупателю всю партию товара. Договором предусмотрена скидка 10 процентов. Фактическая отпускная цена составляет 108 000 руб., в т. ч. НДС - 18 000 руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
-108 000 руб. - отражена выручка отљ продажи товара (по продажной цене с учетом скидки);
Дебет 90-3 Кредит 68
- 18 000 руб. - начислен НДС с оборота по реализованным товарам.
Факт предоставления скидки отражается в бухгалтерском учете специальной проводкой лишь тогда, когда учет реализуемых товаров ведется по продажным ценам. В этом случае предоставленная скидка сторнируется проводкой по дебету счета 41 в корреспонденции с кредитом счета 42. В дальнейшем проводки отражают реализацию товара исходя из цены фактической реализации.
Необходимость составления сторнировочной проводки обЪясняется тем, что вариант учета товаров по продажным ценам предполагает соответствие стоимости товаров, отраженных на счете 41, ценам их фактической реализации покупателям. Это правило положено также в основу расчета величины реализованной торговой наценки. Следовательно, отсутствие при предоставлении скидок соответствующих корректировок продажной стоимости товаров приведет к завышению сумм реализованной торговой наценки.
Пример 2.
Розничная торговая организация учитывает товар по продажным ценам. Покупная цена товара составляет 84 000 руб., в т.ч. НДС - 14 000 руб. Торговая наценка на товар равна 50 000 руб. На всю партию товара предоставляется скидка 10 процентов. Весь товар реализован за 108 000 руб., в т.ч. НДС - 18 000 руб. Скидка предоставляется в момент продажи товара. Для упрощения расчета налоги с продаж, на пользователей автодорог и расходы на продажу не рассматриваются.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 41 Кредит 60
- 70 000 руб. - оприходован товар от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
- 14 000 руб. - учтен НДС по приобретенному товару;
Дебет 41 Кредит42
- 50 000 руб. - начислена торговая наценка на приобретенный товар;
Дебет 50 Кредит 90-1
- 108 000 руб. - отражена выручка от продажи товара (по продажной цене с учетом предоставленной скидки);
Дебет 90-3 Кредит 68
- 18 000 руб. - начислен НДС с оборота по реализованным товарам;
Дебет 41 Кредит 42
- 12 000 руб. - сторнирована сумма скидки, предоставленной покупателю с продажной цены товара;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 108 000 руб. - списана стоимость проданных товаров
Дебет 90-2 Кредит 42
- 38 000 руб. (50 000 - 12 000) - отражена реализованная торговая наценка
Дебет 90-9 Кредит 99
- 20 000 руб. (38 000 - 18 000) - определен финансовый результат от реализации товара со скидкой.
Часто, когда организация оптовой торговли продает партию товара, она предоставляет бонусные скидки - например, отдает бесплатно одну партию или единицу товара.љ Налоговые органы могут расценить эту операцию как безвозмездную передачу товаров, которая подлежит налогообложению у обеих сторон сделки - как у оптового продавца, так и у оптового покупателя.
Поэтому во избежание разногласий с налоговыми органами мы рекомендуем при предоставлении бонусных скидок не выписывать отдельные документы на бесплатный товар без указания стоимости, а включить этот товар в обычном порядке в основной документ на отгрузку всей партии. В таком случае сумма предоставленной бонусной скидки будет соответствовать уменьшению торговой наценки всей партии.
Фомичева Л. П., аудитор КА "Форум";Лучший бухгалтер России 2000
E-mail: l_fom@mail.ru, FomichevaL@msk.sibal.ru
љ
Опубликовано в "Учет. Налоги. Право." 20/2002
* в данной статье не рассмотрены вопросы учета уценки товаров.
Статья получена: Клерк.Ру