Выездная налоговая проверка по разным причинам может быть приостановлена. При этом период ревизии затягивается. Сколько может длиться проверка, недавно решил Конституционный Суд.
Неясные дополнения
На этот раз камнем преткновения стала статья 89 Налогового кодекса. Она регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.
Законом от 9 июля 1999 г. № 145-ФЗ в эту статью были внесены некоторые поправки. В результате чего появилась фраза «срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика». Это новшество и стало поводом для продления проверок.
Кроме того, налоговики попытались закрепить свое право на продление и в собственноручном документе. Это инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки, утвержденная приказом МНС от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138. В пункте 1.10.2 этого творения чиновников сказано, что по решению руководителя налоговой инспекции или его зама проверка может быть приостановлена. Хотя в Налоговом кодексе о подобных действиях контролеров нет ни слова.
В итоге налоговики получили возможность, придя с визитом, временно приостановить столь неприятную для фирмы процедуру. Например, чиновник заболел или понадобилась проверка контрагентов и т. д. При этом контролеры могут прихватить с собой необходимые документы, которые внимательно изучат на месте. Беспокоиться о том, что срок проверки истечет, им уже не надо. Так выездная проверка незаметно превращается в камеральную, а потом может снова стать выездной.
Ситуация
В связи со встречными проверками у фирмы и предпринимателя были приостановлены выездные налоговые проверки на один и четыре месяца соответственно. По результатам ревизий организация и бизнесмен за разные нарушения были оштрафованы. Пострадавшие посчитали, что налоговики нарушили процедуру выездной проверки, предписанной статьей 89 Налогового кодекса, и обратились в арбитражные суды. Эту инстанцию оба заявителя проиграли. Судьи решили, что закон не содержит запрета на приостановление выездных налоговых проверок. При этом в сроки их проведения включается лишь время фактического нахождения чиновников на территории проверяемого плательщика. Но фирма и предприниматель не согласились с арбитрами и обратились в Конституционный Суд. Заявители просили проверить конституционность статьи 89 Налогового кодекса. Как они утверждали, возможность приостановления выездных налоговых проверок на неопределенный срок ограничивает свободу предпринимательской деятельности, ставит под угрозу стабильность финансового положения и возможность планировать хозяйственную деятельность и затраты. Также это положение ущемляет право на судебную защиту.
Все законно
Конституционный Суд признал положения статьи 89 Налогового кодекса не противоречащими Конституции (см. постановление КС от 16 июля 2004 г. № 14-П).
Как указали судьи, Конституция лишь закрепляет обязанность каждого платить установленные налоги и сборы. Как это делать, то есть механизм платежей, в ней не прописано. Поэтому федеральный законодатель может сам регулировать формы налогового контроля и порядок его осуществления. Сюда входят и сроки проведения налоговых проверок. Ведь именно эти контрольные функции налоговиков позволяют пополнить бюджет.
Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки – камеральные и выездные. Последняя не может продолжаться более двух месяцев. А в исключительных случаях налоговики могут увеличить ее продолжительность до трех месяцев. Наличие филиалов и представительств увеличивает срок визита на один месяц для каждой «дочки».
Кроме того, не нужно забывать о связи рассматриваемого положения (ст. 89 НК) с другими статьями Налогового кодекса. Так, если при проверке у налоговиков возникнет необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, чиновники могут потребовать у последних необходимые им документы, относящиеся к проверяемому (встречная проверка – ст. 87 НК). При проведении выездных проверок может понадобиться экспертиза, которая также продлит визит контролеров (ст. 95 НК). В ходе ревизии они могут проводить инвентаризацию имущества, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются в деятельности фирмы. Датой начала выездной проверки является дата вручения налоговиками решения о ее проведении. А датой окончания – дата составления справки о результатах ревизии.
Срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории фирмы. Время между вручением налоговиками требования о представлении документов и непосредственно их получением в период ревизии не включается. Поэтому в срок проверки включаются те отрезки времени, которые налоговики используют для получения информации о деятельности фирмы, находясь на территории проверяемого. Встречные проверки и экспертизы не в счет. Но если при их проведении налоговики никуда не уходят, исключение не действует. А вот однозначно не входит в проверяемый период время, необходимое для оформления результатов проверки (ст. 100 НК). Порядок календарного исчисления сроков, установленный в статье 6.1 Налогового кодекса, в этих случаях не применяется.
В итоге судьи пришли к выводу, что статья 89 Налогового кодекса не ограничивает права налогоплательщиков, а просто позволяет регулировать сроки проведения выездных налоговых проверок в зависимости от специфики их деятельности.
В заключениеК сожалению, теперь, опираясь на это постановление Конституционного Суда, инспекторы будут затягивать выездные проверки на любой срок. Однако ситуация может измениться, если кто-либо обратится в Высший Арбитражный Суд. А именно, подаст заявление об оспаривании приказа МНС от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138, который и внес понятие «приостановления проверки». В Налоговом кодексе такого правила пока нет.
Е.Е. Амарина, эксперт АГ «РАДА»,Статья получена: Клерк.Ру