Успех фирмы – во многом заслуга персонала. Хорошие руководители лучше остальных знают об этом и непрерывно ищут грамотных специалистов. Однако поиск подходящих кадров далеко не всегда венчается успехом. Жаль, когда на это потрачены деньги (как правило, на оплату услуг кадровых агентств).
Но «финансовых затрат» порой добавляют еще налоговики, которые запрещают отражать в налоговом учете подобные расходы. То есть те «кадровые» расходы, которые к положительному результату не привели – на фирму никто так и не устроился.
Материал подготовлен редакцией Клерк.Ру
«Права налоговая или не права?» – раздаются вопросы в кабинетах бухгалтерии. Как отбиться от нападок инспекторов? Обо всем по порядку.
Затраты, связанные с набором сотрудников (в том числе оплату услуг кадровых агентств), отражают в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом учете – в составе прочих расходов.
Если фирма сотрудников на работу не приняла, то такие затраты в состав прочих расходов не включаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают. По мнению налоговиков, в этой ситуации они не считаются «экономически оправданными».
Глава 25 Налогового кодекса, посвященная налогу на прибыль, признает затраты на подбор персонала в полном объеме. Они входят в состав прочих расходов (подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как мы сказали выше, ко всем затратам, уменьшающим налог на прибыль, кодекс предъявляет два требования: они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Диспуты возникают именно вокруг «экономической оправданности». Причина в том, что Налоговый кодекс не дает расшифровки этого термина и все понимают его как хотят.
Контролеры придерживаются мнения, что если кандидаты фирме не подошли, то затраты на их поиск нецелесообразны. Ведь деньги потрачены впустую.
Логика ФНС односложна: в налоговом учете нельзя отражать затраты, которые не принесли фирме ожидаемого эффекта. Заметьте, с таким же успехом инспекторы могут требовать исключать из состава «налоговых» затрат расходы на уплату штрафов за нарушение договора с партнером. Хотя такие расходы и прямо поименованы в кодексе.
Учесть затраты на подбор кадров работники ФНС разрешат только в том случае, если компания примет кого-нибудь на работу. Иными словами, для налоговиков факт приема сотрудника – это условие принятия к учету затрат. Хотя кодекс этого не содержит. Как видим, ФНС устанавливает дополнительное ограничение для признания затрат в налоговом учете. А на это, сами понимаете, налоговое ведомство права не имеет (оно есть только у законодателей).
Что касается экономической оправданности подобных затрат, то она, несомненно, есть.
Целесообразность заключается в самом поиске сотрудников, без которых фирма нормально работать не может. Ведь, чтобы у фирмы были хорошие специалисты, их надо прежде всего найти. Для этого и обращаются в рекрутинговые организации, услуги которых не бесплатны…
Если же вам предстоит добиваться справедливости в суде, акцентировать внимание следует именно на отсутствии в Налоговом кодексе ограничений по признанию расходов на подбор персонала.
Пример
В ЗАО «Актив» нужен бухгалтер. Искать специалиста решили с помощью кадрового агентства. В марте «Актив» перечислил ему стопроцентный аванс в размере 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).
До истечения срока действия договора (на подбор кадров) агентство нашло трех кандидатов. Но после собеседования главбух их отклонил. За проведение поиска агентству причитается оплата в размере 2360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.), о чем свидетельствует акт о приемке оказанных услуг. Оставшаяся сумма аванса 9440 руб. (11 800 – 2360) была возвращена «Активу» на расчетный счет.
Бухгалтер фирмы сделал такие проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 11 800 руб. – перечислен аванс кадровому агентству;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
– 2360 руб. – списаны расходы на поиск работников;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 360 руб. – отражен НДС (на основании счета-фактуры);
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60
– 9440 руб. – возвращены деньги кадровым агентством;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 360 руб. – предъявлен НДС к вычету.
В налоговом учете бухгалтер «Актива» включил 2360 руб. в состав прочих расходов. В марте он уменьшил на эту сумму налогооблагаемую прибыль фирмы.
Совет: раз налоговики «хотят», чтобы фирма взяла кого-нибудь на работу, пойдите ей навстречу. Оформите на работу любого (пусть даже несуществующего человека), а через некоторое время увольте.
Разумеется, прием и увольнение будут только формальными. Руководитель подпишет приказы о приеме на работу и увольнении, а бухгалтер составит трудовой договор. И все.
К примеру, если «кадровые» затраты у вас были в декабре, подготовьте этим месяцем документы, по которым человек вышел на работу. А скажем, февралем составьте приказ о его увольнении. Причина – не прошел испытательный срок. Налоговикам в этом случае возразить будет нечего. Ведь все их даже завышенные требования выполнены.
Совет: в договоре на поиск кадров можно добавить пункты, где будет сказано, что агентство оказывает еще какие-нибудь другие сопутствующие услуги, например «консультационные услуги по подбору персонала». Тогда у вас появится дополнительное основание отразить в налоговом учете затраты по договору – как консультационные расходы (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Как правило, ради клиентов рекрутинговые фирмы готовы исполнить эту небольшую «прихоть». Тем более что их интересы от этого никак не пострадают.
Заключая договор с агентством, будьте внимательны. Могут возникнуть сложности, если он предусматривает «бесплатный поиск» нового работника взамен того, который, к примеру, не прошел испытательный срок.
Такую формулировку проверяющие иногда расценивают как безвозмездное оказание услуг. Они, как известно, являются внереализационными доходами. Поэтому инспекция будет настаивать на том, чтобы фирма, получив нового кандидата «даром», заплатила налог с рыночной стоимости услуг по поиску этого работника.
Избежать этого можно, оформив договор, например, так:
<…>6.5. В стоимость вознаграждения агентства также включена стоимость подбора аналитической информации по рынку труда, консультации по кадровому делопроизводству.6.6. Расходы на замену работника, не прошедшего испытательный срок, включены в стоимость вознаграждения агентства.<…>
Отметим, что ситуация с «кадровыми» расходами у фирм, которые перешли на «упрощенку», принципиально другая. Наши доводы и советы для таких фирм не пригодятся. Дело в том, что затраты на консультации и поиск работников не поименованы в закрытом перечне признаваемых расходов (ст. 346.16 НК РФ). Поэтому эти услуги фирма не может учесть при расчете «упрощенного» налога.
Статья получена: Клерк.Ру