Источник материала: «Российский налоговый курьер» 8 - 2003 год
Что считается рекламой?
Прежде всего необходимо уяснить, что же такое реклама. От этого будет зависеть, относить ли предприятию те или иные расходы к расходам на рекламу или нет.
Отношения, которые возникают в процессе размещения и распространения рекламы, а также ее производства, регулируются Федеральным законом от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (далее -- Закон № 108-ФЗ). В статье 2 закона приведены определения основных понятий, которые в нем используются. Для нас важным является определение рекламы.
Итак, рекламой является распространяемая в любой форме информация, которая содержит сведения о физическом или юридическом лице либо о товарах, идеях и начинаниях. При этом реклама должна обязательно удовлетворять ряду условий. Она должна:
-- предназначаться для неопределенного круга лиц;
-- формировать или поддерживать интерес к физическим или юридическим лицам, а также товарам, идеям и начинаниям;
-- способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Несложно заметить, что на основании приведенного в Законе № 108-ФЗ определения далеко не всегда можно однозначно установить рекламный характер информации.
Во-первых, если следовать определению буквально, получается, что рекламой не является распространение информации об услугах или работах. Действительно, в определении говорится только о товарах. Однако торопиться с таким выводом все же не стоит. Ведь информация о работах или услугах так или иначе связана с организацией, с ее идеями и начинаниями. И поэтому она также является рекламной информацией.
Во-вторых, далеко не любые распространяемые сведения об организации или индивидуальном предпринимателе признаются рекламой. Например, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота. В частности, это касается наименования организации и иной обязательной информации, которая указывается на вывеске. Причем неважно, каким образом данная информация будет представлена. На это обращается внимание в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
В письме сказано, что вопрос о наличии в той или иной информации признаков рекламы должен решаться исходя из конкретных обстоятельств. То есть необходимо учитывать все аргументы, на основании которых возможно обосновать наличие у распространяемой информации признаков рекламы.
Также следует отличать рекламу и предложение заключить договор. Напомним, что предложение заключить договор в ГК РФ именуется офертой. Оферта должна обязательно содержать все существенные условия договора (ст. 435 ГК РФ). Как правило, она адресована одному или нескольким конкретным лицам. Исключением является так называемая публичная оферта, смысл которой заключается в предложении заключить договор на указанных в ней условиях с любым желающим.
Таким образом, основное отличие рекламы состоит в том, что она всегда адресована неопределенному кругу лиц и не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора. Поэтому она лишь приглашение лицам, ознакомившимся с ней, обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже товара, выполнении работ или оказании услуг. То есть с предложением о заключении соответствующего договора. Это установлено в пункте 1 статьи 437 ГК РФ. Иначе говоря, реклама -- это только приглашение делать оферты, а не сама публичная оферта. Последняя же рекламой не является.
Налогообложение расходов на рекламу
Известно, что реклама -- это всегда дополнительные расходы. Таким образом, сразу возникает вопрос: как они повлияют на величину обязательств по тому или иному налогу? Более того, такие расходы сами по себе формируют налоговую базу по налогу на рекламу.
Заметим, что от того, каким образом будут учтены расходы при исчислении одного налога, может зависеть величина налоговой обязанности по остальным налогам. К примеру, если расходы облагаются налогом на рекламу, то на сумму этого налога будет уменьшаться налоговая база по налогу на прибыль. В результате если мы завысим величину рекламных расходов, это приведет к занижению налога на прибыль.
Итак, рассмотрим, как расходы на рекламу влияют на обязательства по различным налогам.
Налог на рекламу
Налог на рекламу относится к местным налогам. Плательщики налога -- юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию. При этом ставка налога на рекламу не должна превышать 5% стоимости услуг по рекламе. Об этом говорится в подпункте «з» пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Остальные элементы налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления.
Таким образом, относительно исчисления и уплаты налога на рекламу мы можем предложить лишь общие рекомендации.
Разумеется, в первую очередь нужно выяснить, каким нормативным правовым актом установлен налог на рекламу на территории, где организация ведет деятельность. К примеру, в Москве налог на рекламу введен Законом г. Москвы от 21.11.2001 № 59. А если у организации есть обособленные подразделения, следует поинтересоваться и о нормативных правовых актах, принятых по месту нахождения этих подразделений. Дело в том, что расходы на рекламу этих подразделений, скорее всего, будут облагаться налогом в соответствии с правилами, действующими на территориях, где они находятся.
При анализе положений документов, регламентирующих порядок обложения налогом на рекламу, имеет смысл вновь остановиться на вопросе определения рекламы. В рамках таких документов понятие «реклама» может быть конкретизировано. Возможно даже наличие перечня расходов, облагаемых или не облагаемых налогом.
Таким образом, при исчислении налога на рекламу прежде всего следует руководствоваться документами, изданными местными органами власти. Даже если определение рекламы отличается от приведенного в Законе № 108-ФЗ. Такой подход соответствует позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его постановлении от 04.03.97 № 4-П. В нем суд отметил, что вопросы рекламной деятельности, которые выходят за рамки гражданско-правовых отношений, могут регулироваться и на местном уровне.
Важно обратить внимание на определение момента, когда возникает обязанность по уплате налога на рекламу. На федеральном уровне момент возникновения у налогоплательщика обязанности уплатить налог на рекламу не урегулирован. Зачастую не вносят ясности в данный вопрос и местные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение рекламных расходов. Как же платить налог?
При наличии неопределенности следует использовать порядок признания доходов, установленный в бухучете. То есть при исчислении налога на рекламу признавать только фактически понесенные расходы независимо от их оплаты. Как правило, данная позиция поддерживается судами (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.03.99 № А56-17776/98).
Укажем еще на один существенный момент. Иногда органы местного самоуправления устанавливают централизованный порядок уплаты налога. В этом случае налог платит не организация, которая размещает рекламу, а рекламораспространитель. Например, рекламное агентство. При этом рекламодатель рассчитывает сумму причитающегося к уплате в бюджет налога самостоятельно. Рекламное агентство или иной распространитель рекламы всего лишь перечисляет налог за рекламодателя. В результате рекламораспространитель не является в данном случае ни налоговым агентом, ни сборщиком налогов. Это следует из положений пункта 1 статьи 45 и статьи 52 НК РФ. А это значит, что если налог в бюджет не поступит или поступит не в полном объеме -- ответственность все равно лежит на рекламодателе.
Отметим, что организации и индивидуальные предприниматели, которые приняли решение перейти на УСН, должны также уплачивать налог на рекламу (ст. 34611 НК РФ). Это верно и для тех, кто переведен на уплату ЕНВД (п. 4 ст. 34626 НК РФ).
Налог на прибыль
Расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль относят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). В полном объеме в состав расходов могут быть включены далеко не все такие расходы. Перечень расходов на рекламу, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, приведен в абзацах 2--4 пункта 4 статьи 264 НК РФ. К ним, в частности, относятся расходы на размещение рекламных объявлений в СМИ, на изготовление рекламных щитов и рекламных брошюр и каталогов. Все иные расходы признаются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации.
Таким образом, налогоплательщику целесообразно вести раздельный учет нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу. По окончании отчетного (налогового) периода он должен сопоставлять величину, посчитанную как 1% от выручки, с суммой ненормируемых расходов на рекламу. Значение выручки определяется исходя из данных налогового учета в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Что касается налога на рекламу, начисленного на рекламные расходы, то он также увеличивает прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Налог на добавленную стоимость
У многих организаций возникают проблемы при принятии к вычету сумм НДС, уплаченных в связи с осуществлением рекламных расходов. Причем это не зависит от того, ограничивается ли организация собственными ресурсами или заказывает рекламу на стороне.
Так, суммы НДС, уплаченные по расходам на рекламу, которые нормируются для целей исчисления налога на прибыль, принимаются к вычету только в размере, соответствующем нормам. Данный порядок установлен в пункте 7 статьи 171 Кодекса. Как известно, показатели выручки, а также расходов при исчислении налога на прибыль в течение года определяются нарастающим итогом. В результате предельная сумма принимаемых при исчислении налога на прибыль расходов на протяжении года может возрастать. Это будет приводить к принятию к вычету дополнительных сумм НДС. Проиллюстрируем сказанное на примере.
Пример
Организация 10 июня 2003 года приобрела призы для участников розыгрыша, проводимого в рекламных целях. В этом же месяце призы были оприходованы и оплачены. Их стоимость составила 120 000 руб. (в том числе НДС -- 20 000 руб.). Выручка от реализации (без НДС), определенная нарастающим итогом с начала года, по данным налогового учета организации:
-- на 30 июля 2003 года -- 8 000 000 руб.;
-- на 31 июля 2003 года -- 10 000 000 руб.
Предположим, что другие расходы на рекламу у организации отсутствовали.
Предельный размер расходов на приобретение призов, которые могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль:
-- на 30 июня 2003 года -- 80 000 руб. (8 000 000 руб. х 1%);
-- на 31 июля 2003 года -- 100 000 руб. (10 000 000 руб. х 1%).
Таким образом, в июне организация из уплаченных 20 000 руб. примет к вычету по НДС только 16 000 руб. (80 000 руб. х 20%). На 31 июля 2003 года в расходы для целей налогообложения могут быть включены 10 000 руб. В результате бухгалтер организации отразит оставшиеся 4000 руб. в составе вычетов по НДС в декларации за июль 2003 года.
Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Организация может принять к вычету только суммы НДС, уплаченные по расходам на рекламу товаров (работ, услуг), реализация которых облагается данным налогом. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ. Если же фирма рекламирует продукцию, не облагаемую НДС, то «входной» НДС будет увеличивать расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 170 Кодекса.
Единый налог при упрощенной системе налогообложения
Проблема учета расходов на рекламу затрагивает не всех налогоплательщиков, перешедших на «упрощенку». Данный вопрос будет интересовать лишь тех, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Расходы на рекламу учитываются при исчислении единого налога в том же порядке, что и для целей главы 25 НК РФ. Об этом сказано в пункте 2 статьи 34616 Кодекса. При этом необходимо помнить, что расходы организаций, которые перешли на упрощенную систему, признаются исходя из кассового метода. То есть после их фактической оплаты. Такой порядок установлен в статье 34617 НК РФ.
Отдельные виды рекламных расходов
Выше были описаны общие подходы к решению вопросов в области налогообложения и учета, которые могут возникнуть при осуществлении различных видов рекламных расходов. Рассмотрим теперь конкретные виды рекламы.
Размещение рекламы в СМИ и Интернете
Размещение информации о фирме и ее продукции в СМИ -- один из наиболее распространенных видов рекламы. Как уже отмечалось, расходы на такую рекламу уменьшают налогооблагаемую прибыль без каких-либо ограничений. Соответственно принять к вычету НДС, который уплачен за услуги по размещению такой рекламы, можно в полном объеме.
Однако часто возникают ситуации, когда организация приобретает рекламу, которая будет доведена до потенциальных потребителей по прошествии определенного времени. Например, фирма может оплатить размещение своей рекламы в печатном издании на определенный период. В данном случае, если рекламодатель применяет метод начисления, расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль будут признаваться по мере размещения рекламы.
Аналогичным образом следует поступать и с НДС. То есть принимать к вычету только суммы, которые относятся к уже размещенной рекламе.
Сегодня все большее распространение получает размещение информации о фирме, ее товарах (работах или услугах) в Интернете. Для этого организация может использовать как чужие web-страницы, так и создать свою собственную. Как правило, много вопросов возникает именно при создании собственного сайта1.
Дело в том, что в подавляющем числе случаев web-страница удовлетворяет определению рекламы. Таким образом, расходы на создание сайта и его последующее обслуживание являются рекламными. Правда, при исчислении налога на прибыль они принимаются без ограничений. В то же время придется обложить данные расходы налогом на рекламу.
Проблемы могут появиться, если на стадии разработки сайта организация несет значительные расходы. Например, на услуги дизайнера. Такие расходы для целей исчисления налога на прибыль будут распределены между несколькими налоговыми (отчетными) периодами. В аналогичном порядке эти расходы будут уменьшать и бухгалтерскую прибыль.
А как поступать с суммами НДС, уплаченными по данным расходам?
МНС России придерживается позиции, согласно которой относить упомянутые суммы «входного» НДС к вычетам следует по мере признания расходов в бухучете. Существует и другая точка зрения, которая позволяет предъявленные суммы НДС по расходам, о которых идет речь, полностью включить в состав вычетов. Разумеется, если эти расходы оплачены и приняты к учету. Однако имейте в виду: организации, которые выберут второй вариант, должны быть готовы отстоять свою правоту в суде.
В то же время информация, размещаемая в СМИ и Интернете, не всегда будет признаваться рекламой. Например, это, в частности, относится, к публичным офертам. Как говорилось выше, для этого размещаемая информация должна содержать существенные условия договора, на которых фирма готова заключить договор с любым отозвавшимся.
В этой связи уместным будет вопрос о рекламном характере расходов на web-страницы в виде интернет-магазинов. Ведь информация, которую содержат подобные сайты, фактически является предложением заключать договор купли-продажи с любым желающим. Иначе говоря, публичной офертой. Таким образом, их не следует включать в состав расходов на рекламу.
Прямая почтовая рассылка
В настоящее время широкое распространение получил такой способ продвижения продукции, как прямая почтовая рассылка. В первую очередь, это рассылка прайс-листов, рекламных листовок, каталогов и др., так называемый direct-mail (DM). Информация, распространяемая таким способом, полностью удовлетворяет определению рекламы.
Выше уже отмечалось, что расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль без ограничений (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ). Однако из этого не следует, что в аналогичном порядке должны приниматься и расходы на их распространение. Таким образом, все расходы организации по доставке потенциальным потребителям упомянутой рекламной информации будут нормироваться.
Некоторые организации ведут базу своих клиентов и периодически рассылают им информацию о своей фирме. В этом случае есть формальное основание не считать расходы на такую рассылку рекламой. Ведь распространяемая информация адресована определенному кругу пользователей -- лицам, которые ранее заключали договоры с организацией. Подобные рассылки можно считать офертой. Причем даже если распространяемая информация не содержит существенных условий договора. В рассматриваемых ситуациях можно сделать вывод, что предлагается заключить договор на условиях, аналогичных тем, на которых они заключались прежде.
Наружная реклама
Определение наружной рекламы содержится в статье 14 Закона № 108-ФЗ. К данному виду рекламы относится размещение рекламной информации на специальных щитах, световых табло и иных неподвижных носителях. Чтобы продвигать свою продукцию подобным образом, организация должна получить разрешение у местных властей. При этом за выдачу разрешения придется заплатить. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 14 Закона № 108-ФЗ.
Часто при размещении наружной рекламы организация заключает договор на использование для рекламных целей отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, которые принадлежат другим фирмам. Обратите внимание: подобные договоры не являются договорами аренды. Такая позиция была изложена в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой». Суд указал, что к таким договорам нормы, регулирующие отношения по аренде, не применяются. К примеру, у размещающей рекламу организации отсутствует преимущественное право на заключение договора на новый срок (ст. 621 ГК РФ). В результате имеет смысл изначально подписывать договор на весь срок предполагаемого использования пространства для рекламы.
Расходы на наружную рекламу включаются в состав расходов на рекламу без каких-либо ограничений. Что касается налога на рекламу, то на некоторых территориях из состава облагаемых расходов исключаются суммы, уплаченные за выдачу разрешений на размещение рекламы.
Иногда организации самостоятельно устанавливают рекламные щиты и иные носители наружной рекламы. Допустим, фирма предполагает использовать такие конструкции более 12 месяцев. Тогда их нужно включать в состав основных средств как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Расходы по изготовлению этих конструкций будут формировать первоначальную стоимость основного средства. В зависимости от того, превышают эти расходы 10 000 руб. или нет, будет решаться вопрос об отнесении созданного основного средства к амортизируемому имуществу. В случае когда данные расходы меньше 10 000 руб., стоимость рекламного щита или иного носителя наружной рекламы будет сразу включена в состав расходов для целей налогового и бухгалтерского учета.
Реклама на транспорте
Возможность размещения рекламной информации на транспортных средствах предусмотрена пунктом 1 статьи 15 Закона № 108-ФЗ.
Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками или иными владельцами транспортных средств. Основные требования к такой рекламе изложены в Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах. Она приведена в приложении к приказу МВД России от 07.07.98 № 410. В частности, положения этой инструкции не позволяют отводить под рекламу более чем 50% окрашенной поверхности кузова автомобиля или автобуса. Как соблюдаются установленные в инструкции правила, могут проверить при прохождении техосмотра либо при регистрации (перегистрации) транспортного средства, а также непосредственно в рамках контроля за дорожным движением.
При решении вопроса о порядке отнесения расходов на рекламу, размещаемую на транспортных средствах, для целей исчисления налога на прибыль необходимо учитывать следующее. В перечне расходов, которые уменьшают налоговую базу без каких-либо ограничений, включены расходы на световую или иную наружную рекламу. Поскольку понятие «наружная реклама» в главе 25 Кодекса не определено, следует руководствоваться толкованием этого термина, которое содержится в иных нормативных правовых актах. На основании пункта 1 статьи 14 Закона № 108-ФЗ можно сделать вывод, что к наружной рекламе относится только информация, размещенная на стационарных носителях.
Таким образом, расходы на размещение рекламной информации на транспортных средствах для целей главы 25 Кодекса включаются в состав нормируемых. Точно так же принимаются расходы на размещение рекламы на собственных автомобилях организации. В этом случае организация должна обеспечить раздельный учет затрат, связанных с нанесением рекламной информации на кузов автомобиля.
Обратим внимание еще на один способ размещения рекламы на транспортных средствах. В последнее время многие организации бесплатно распространяют наклейки (стикеры) со своим фирменным логотипом. Нередко фирма различным образом поощряет размещение такой наклейки на автомобиле. Например, предоставляет скидки на свою продукцию. В рассматриваемой ситуации затраты на изготовление и распространение стикеров будут относиться к рекламным расходам. Расходами на рекламу также следует считать и затраты, которые несет организация для того, чтобы стимулировать размещение информации на автомобиле.
Рекламные акции и участие в выставках
Хорошо известно, что участие в разнообразных выставках, а также проведение специальных рекламных акций являются одним из наиболее эффективных способов привлечения дополнительного внимания к своему бизнесу. Мы рассмотрим наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются бухгалтеры, если организация участвует в таких мероприятиях.
При подготовке к рекламным акциям или выставкам организации часто заказывают канцелярские принадлежности и сувениры с фирменной символикой. Как правило, они распространяются бесплатно. Расходы организации по изготовлению и распространению таких предметов являются рекламными. Как следует из анализа положений пункта 4 статьи 264 Кодекса, они нормируются для целей исчисления налога на прибыль.
Также многих интересует вопрос относительно возникновения объекта налогообложения по НДС. В анализируемой ситуации фактически имеет место безвозмездная реализация.
Таким образом, стоимость бесплатно розданных канцелярских принадлежностей или сувениров должна облагаться НДС. Определенные сложности могут возникнуть при отражении данного НДС в книге продаж. Естественно, что оформить при каждой безвозмездной передаче счет-фактуру невозможно. В результате имеет смысл составить один счет-фактуру на все канцелярские принадлежности или сувениры, распространенные таким образом.
На время участия в выставках и проведения рекламных акций организации приходится заключать различные договоры с юридическими и физическими лицами. Например, договор аренды с выставочным комплексом, договоры с охранным предприятием, рекламным агентством, переводчиком, иные договоры об оказании услуг или выполнении работ. Также фирма выполняет ряд работ, связанных с организацией выставок и рекламных акций, самостоятельно. Вопрос в том, как учитывать все эти расходы при исчислении налога на прибыль? В абзаце 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ в числе ненормируемых рекламных расходов в том числе поименованы расходы на участие в выставках. Положения Кодекса не расшифровывают, что вкладывается в понятие «расходы на участие в выставках». Таким образом, к ним можно относить любые расходы, которые имеют непосредственное отношение к организации выставки.
Спонсорство
Определение спонсорства приведено в статье 19 Закона № 108‑ФЗ. Суть отношений между спонсором и спонсируемым заключается в следующем. Спонсор предоставляет имущество или вносит иной вклад в деятельность спонсируемого (например, в виде оказания услуг) на условиях, что последний обязуется распространять рекламную информацию о спонсоре. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый -- рекламодателем и рекламораспространителем. Другими словами, договор об оказании спонсорской поддержки не является безвозмездным и подразумевает наличие у сторон встречных обязательств.
Спонсорский вклад включается в состав рекламных расходов. Данные расходы нормируются при определении налога на прибыль. Одновременно спонсорский вклад должен облагаться налогом на рекламу.
Таблица. Способы распространения информации о фирме
Распространяемая информация | Характер информации | Комментарии
| |
СМИ и Интернет | Объявления в СМИ | Реклама | Расходы не нормируются |
Размещение в СМИ прайс-листов | Реклама | ||
Обязательная публикация финансовой отчетности | Не реклама | Не является рекламой на основании позиции ВАС РФ | |
Рекламный ролик на TV | Реклама | Расходы не нормируются | |
Интернет-сайт | Реклама | ||
Рассылка информации по e-mail | Реклама | ||
Web-страница в виде интернет-магазина | Не реклама | Не удовлетворяет определению рекламы, является публичной офертой | |
Стационарные носители | Информация на специальных щитах | Реклама | Расходы не нормируются |
Информация на световых табло | Реклама | ||
Бегущая строка | Реклама | ||
Информация в виде указателей | Реклама | ||
Обязательная информация на вывеске | Не реклама | Не является рекламой на основании позиции ВАС РФ | |
Транспорт | Информация на транспортных средствах | Реклама | Расходы нормируются
|
Раздача стикеров | Реклама | ||
Поощрения за размещение стикеров на автомобилях | Реклама | ||
Разовые акции | Канцелярские принадлежности и сувениры с фирменной символикой | Реклама | Расходы нормируются |
Расходы, связанные с проведением выставок | Реклама | Расходы не нормируются | |
Каталоги и брошюры | Реклама | ||
Призы и подарки клиентам | Реклама | Расходы нормируются | |
Рассылка информации клиентам фирмы | Не реклама | Не удовлетворяет определению рекламы, является офертой | |
Прямая почтовая рассылка (direct-mail) | Реклама | Расходы нормируются | |
Спонсорство | Реклама |
Статья получена: Клерк.Ру