Обсуждаемый в правительстве законопроект о снижении единого социального налога (ЕСН) окажет влияние не только на пенсионную сферу, но и на всю экономику. Воздействие будет как положительным, так и отрицательным. Но плюсов в итоге окажется больше.
Пожалуй давно уже обсуждение законопроекта не вызывало такого резонанса. В правительстве готовят поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают снижение ЕСН (см.
табл. 1)
Таблица 1. Ставки ЕСН
Налоговая база на 1 работника, т.р. в год | Действующая ставка налога | Ставка налога по проекту правительства |
до 300 т.р. | до 100 т.р. - 35,6% от 100 до 300 т.р. - 20% |
28% |
от 300 до 600 т.р. | 10% | 10% |
свыше 600 т.р. | 2% | 2% |
Резонанс, который вызвали предложенные поправки, связаны со значимостью налога как для граждан и экономических субъектов, так и экономики в целом. Предлагаемое правительством снижение ЕСН серьезно отразится на пенсионной сфере и потребует внесение поправок в ряд законов.
В последнее время во многих СМИ идет обсуждение предложений правительства. В ходе его превалируют отрицательные оценки и односторонность. В статье я попробую проанализировать предложения правительства с различных точек зрения, выявляя как плюсы, так и минусы. Особое внимание я уделю общеэкономическому значению снижения ЕСН и воздействию снижения налога на пенсионную сферу.
Общеэкономический блок
Общеэкономическое значение снижения ЕСНВ результате снижения ЕСН государственный бюджет недосчитается по прогнозу Минфина 280 млрд. руб., из которых 165 придутся на Пенсионный фонд РФ. Компенсация выпадающих доходов будет производиться за счет следующих источников:
- "вывода из тени" части оплаты труда. В результате снижения номинальной ставки ЕСН с 35,6% до 28%, а эффективной - с 29,43% до 24,15% Минфин прогнозирует ликвидацию значительной части "серых" зарплатных схем. По моему мнению, причиной для "вывода из тени" зарплат будет приближение ставки ЕСН к ставке налога на прибыль. Напомню: ставка налога на прибыль составляет в настоящее время 24% . В результате приближения эффективной ставки ЕСН (24,!5%) к ставке налога на прибыль многие зарплатные схемы, которые предусматривали выплату зарплат не за счет себестоимости с уплатой ЕСН в 35,6%, а из прибыли с уплатой налога на прибыль в 24%, просто станут нерентабельными.
- увеличение акцизов
- профицита федерального бюджета. Минфин прогнозирует, что в 2005 году, когда планируется снизить ЕСН, профицит федерального бюджета составит 1% от ВВП. Таким образом, государство будет в состоянии в непредвиденном случае самостоятельно (без использования других источников) профинансировать выпадающие доходы бюджета.
- лишения части граждан права на накопительную часть пенсии. Предлагается лишить накопительной части пенсии граждан в в возрасте 1953 г.р. (м.)/ 1957 г.р. до 1967 г.р. Система лишения накопительной части трудовой пенсии, точнее замены ее на дополнительное пенсионное страхование достаточно сложна и в статье она будет проанализирована отдельно
- пролонгация обязательств государства по формированию накопительной части пенсии для граждан младше 1967 г.р. для компенсации выпадающих доходов из бюджета ПФР. Напомню: в соответствии с 167-ФЗ взносы на накопительную часть пенсии для этой группы граждан должны были составить 6% в 2006 году. В соответствии с предложениями правительства взносы достигнут 6% только к 2008 году, а в 2006 году они будут 5%.
- рост налогов на нефтяников. За счет нефтянки будет компенсирована значительная часть выпадающих доходов. По прогнозам Минфина налоги на нефтяников вырастут на 2 млрд. долл. или на 60 млрд. руб.
- ликвидация льгот по ЕСН для малого бизнеса
- перераспределение налога на прибыль между региональным и федеральным бюджетом. Из налога на прибыль в федеральный бюджет планируется перенаправить дополнительно 5%. В настоящее время 24 % налога распределяются следующим образом: 19% остаются в регионе, а 5% направляются в Москву. Таким образом, регионы становятся одними из первых жертв предложений правительства. Однако эту потерю регионы смогут восполнить за счет возросших поступлений по налогу на прибыль с предприятий сферы торговли (об этом чуть ниже).
-
Предприятия
- Все предприятия
По словам Кудрина, предприятия за счет снижения ЕСН сэкономят 280 млрд. руб.. Эти средства могут быть направлены на увеличение зарплаты или на инвестиции либо на инвестиции. Очевидно, что разумный работодатель не станет направлять всю сумму налоговой экономии на увеличение зарплат. Это просто будет противоречить принципам системы мотивации персонала. Поэтому часть средств будет направлена на инвестиции, что впоследствии положительно скажется на росте производства. Однако предприятие предприятию рознь. Будут предприятия, которые проиграют от предлагаемых правительством изменений. Так, ставка ЕСН на зарплату от 100 до 300 тыс. руб. в год ставка ЕСН возрастет с 20% до 28%.. Это означает, что для предприятий со средней зарплатой в указанных границах налоговая нагрузка возрастет. О дополнительных средствах на инвестиции или о повышении зарплат для них речи быть не может: роста себестоимости бы избежать. Такие предприятия могут смело причислить себя к рядам пострадавших от предлагаемого законопроекта. Они не будут иметь значительной налоговой экономии за счет работников с доходами меньше 100 т.р. Таким образом, пространство для маневра у таких предприятий будет ограничено двумя путями: снижение зарплат для недопущения роста расходов за счет дополнительной налоговой нагрузки либо наращивание себестоимости. Кроме таких предприятий в число жертв, попадут также ряд крупных корпораций и холдингов, которые возможно не попадают в число предприятий со средней зарплатой в 100 - 300 т.р. в год.
- Корпорации
Дело в том, что такие корпорации в расчете на длинные пенсионные средства создали множество кэптивных управляющих компаний (УК) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) Выпадающие доходы в результате снижения ЕСН правительство собирается частично компенсировать через лишения права на накопительную часть граждан в возрасте 1953 г.р. (м.)/ 1957 г.р. до 1967 г.р. . В результате этого рынок накопительной части пенсии "похудеет" в 2-2,5 раза, что составляет 40-50 млрд. руб., и предприятия лишаться на половину длинных пенсионных инвестиций. Однако эти потери будут с лихвой компенсированы за счет налоговой экономии на ЕСН, оставшейся на предприятии. По оценкам Минфина на предприятии останутся ок. 280 млрд. руб. Таким образом, "чистый совокупный выигрыш" для всех предприятий составит 230-240 млрд.руб. . Однако, останется предприятия в плюсах или минусах будет зависеть от средней зарплаты на предприятии и размера предприятия. Например, малый бизнес в независимости от величины зарплат проиграет от нововведений.
- Малые предприятия
Выпадающие в результате снижения ЕСН доходы бюджета государство будет компенсировать не только за счет роста акциз, нефтяников, "лишенцев" (граждане с 1953 г.р. (м.) / 1957 г.р. (ж.) по 1966 г.р.) и регионов. Еще одной группой, попавшей под тяжелую пяту государства, будут малые предприятия. Для них предполагается ликвидировать льготы по ЕСН. Хотя ликвидацию льгот можно трактовать как устранение схемы по оптимизации налогообложения (читай: ухода от налогов). Дело вот в чем: в настоящее время индивидуальные предприниматели платят ЕСН из расчета 22,8% вместо 35,6% - ставки ЕСН для "простых смертных". Таким образом, налоговая экономия для ИП получалась 13,4% от фонда оплаты труда. Именно это побудило многие юридические лица, используя различные уловки, перерегистрироваться в ИП. В результате после введения льготы по ЕСН наблюдается шквал регистрации и перерегистрации в форму ИП. Сейчас же Минфин предлагает устранить льготу по ЕСН для индивидуальных предпринимателей и установить для них общую ставку налога. В любом случае отмена льгот по ЕСН для малых предприятий принесет дополнительные доходы бюджету, которые частично компенсируют выпадающие в связи со снижением ЕСН доходы, а для малого бизнеса это будет означать, наоборот, убытки.
В числе пострадавших от ликвидации льгот по ЕСН для малого бизнеса станет сфера торговли, большинство объектов которой зарегистрированы как ИП. Однако убытки будут незначительны, т.к. количество персонала и средняя зарплата на предприятиях торгоавли незначительна. Кроме того, эти убытки будут значительно перекрыты положительным эффектом от роста доходов населения в результате снижения ЕСН.
- Все предприятия
-
Зарплата
В соответствии с предложениями правительства с 1.01.2005 произойдет снижение номинальной ставки единого социального налога с 35,6% до 28%, а эффективной - с 29,43% до 24,15%. Таким образом, эффективная ставка ЕСН снизиться на 5,28%. В случае, если вся сумма налоговой экономии будет направлена на увеличение зарплаты, то рост средней зарплаты в стране составит 5,28%.1) А это положительно скажется на многих отраслях экономики. Повышение зарплаты затронет пенсионную сферу, положительно сказавшись на развитии негосударственного пенсионного обеспечения. В числе выигравших окажется и торговля.
-
Торговля
Как мы уже отмечали выше, совокупная налоговая экономия составит 280 млрд. руб. Если вся сумма налоговой экономии будет направлена на повышение зарплаты, это приведет к росту фонда оплаты труда в стране на 280 млрд. руб. . Такой прирост ФОТ приведет в свою очередь к росту объемов торговли товаров на 954 млрд. руб., а торговли услуг на 270,3 млрд. руб.2) . Такой потенциал роста объемов торговли еще больше повысит ее инвестиционную привлекательность, что станет дополнительной косвенной выгодой торговли от снижения ЕСН. Такое выигрышное положение торговли может оказать положительное влияние на другие отрасли экономики, в том числе на пенсионную сферу, а именно на негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании (УК). Потенциальная угроза снижения ЕСН для работающих в пенсионной сфере организаций будет обсуждаться в пенсионном блоке, в котором я проанализирую влияние снижения ЕСН на пенсионную сферу. УК и НПФ, могут сгладить отрицательные последствия для себя от снижения ЕСН, используя выгодное положение торговли. Инвестируя средства в торговлю через инвестиционные торговые схемы (об этом подробнее см. ПФиИ № 3) и получая повышенные инвестиционные доходы. Они могут скомпенсировать убытки от падения ЕСН. От развития торговых инвестиционных схем выиграют и сами граждане.
-
Работники
Воздействие, которое окажет снижение ЕСН, будут различное для различных категорий работников. Воздействие налоговых изменений будут определяться размером доходов работника.
- Работники с доходами до 100 тыс. руб. в год
Для этой группы работников снижение ЕСН составит 7,6%. То есть максимальный потенциально возможный рост зарплаты этой категории сотрудников за счет налоговой экономии может составить 7,6%.
- Работники с доходами от 100 до 300 т.р. в год
Ставку ЕСН для этой категории планируется установить 28% вместо 20% в настоящее время. Таким образом, рост налоговой нагрузки для этой группы составит 8%. На первый взгляд может показаться, что это вызовет снижение зарплат либо рост расходов у работодателя. Однако это не совсем так. На предприятиях со средней зарплатой до 100 т.р. в год работодатель сможет нивелировать потери по рассматриваемой группе работников за счет налоговой экономии от сотрудников с доходами ниже 100 т.р. . Таким образом, произойдет перераспределение налоговой нагрузки: категория работников с доходами от 100 до 300 т.р. не потеряет в зарплате, работники с зарплатой до 100 т.р. в год получат рост зарплат не 7,6% - максимально возможный, а меньше (например, 4-5%).
- Работники с доходами более 300 т.р. и более 600 т.р. в год
Для этих категорий работников ставки налога останутся неизменными и составят 10% и 2% соответственно. Таким образом, предложения правительства по изменению ЕСН не должны отразиться на величине зарплат этих категорий работников. Если только на повышение зарплаты этих групп работников не будет направлена налоговая экономия от работников с доходами ниже 100 т.р.
- Работники с доходами до 100 тыс. руб. в год
Пенсионный блок
Значение снижения ЕСН на пенсионную сферу-
Пенсионный фонд РФ
ПФР - одна из основных жертв предложений правительства. Из 280 млрд. руб., которые потеряет бюджет в 2005 году от снижения ЕСН, 165 млрд. руб. придутся на ПФР. В результате этого в ПФР образуется дефицит. Текущий дефицит бюджета ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии по прогнозам Минфина составит более 80 млрд. руб. Необходимо заметить, что последние года бюджет ПФР принимался с профицитом. В 2002 году профицит составлял 44 млрд. руб., а в 2003 году - 42 млрд. руб. Для компенсации выпадающих доходов Пенсионному фонду РФ понадобятся государственные дотации до 2012 года. ПФР будет не единственной пострадавшей пенсионной структурой. Частные организации, работающие в области дополнительного и обязательного пенсионного обеспечения, изначально также проиграют от нововведений.
-
Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании
Прямое воздействие предложений правительства на НПФ и УК будет отрицательным. Дело в том, что для компенсации выпадающих доходов Пенсионного фонда РФ правительство предлагает граждан с 1953 г.р./1957 г.р. до 1967 г.р. лишить накопительной части пенсии, а для граждан старше 1967 г.р. пролонгировать обязательства по ее формированию. Это приведет к "похуданию" рынка накопительной части пенсии в 2-2,5 раза или на 40-50 млрд. руб. в год. Учитывая, что многие фонды и УК специально покупались и "накачивались" финансовыми ресурсами в преддверии допуска к пенсионным накоплениям граждан, они окажутся в сложной ситуации. Возможно, некоторые просто перестанут существовать. Однако не все так плохо.
Вызванный снижением ЕСН рост зарплат положительно скажется на развитии дополнительного (негосударственного) пенсионного обеспечения (ДПО). Взносы на финансирование программ ДПО начисляются зачастую как % от зарплат. Таким образом, увеличение зарплат вызовет рост пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов. ДПО будет также развиваться еще и благодаря снижению налогов с пенсионных взносов. Дело в том, что на пенсионные взносы по ДПО от предприятий начисляется ЕСН. При снижении ЕСН с 35,6% до 28% работодатели будут более охотно идти на создание программ дополнительного пенсионного обеспечения работников. Это станет вторым стимулом для развития ДПО, В результате интенсивного развития программ ДПО фонды смогут частично компенсировать потери связанные с "похуданием" рынка накопительной части пенсии. Еще одним источником для покрытия убытков НПФ от рынка пенсионных накоплений граждан станет предлагаемая правительством система добровольного пенсионного страхования.
Систему добровольного пенсионного страхования (ДПС) предлагается ввести взамен лишения накопительной части граждан с 1953 г.р./1957 г.р. до 1967 г.р. . Поясню: в настоящее время за каждого работника в указанном возрасте работодатель уплачивает взносы по накопительной части пенсии в размере 2%. После снижения ЕСН до 28% правительство планирует эти взносы отменить. Взамен гражданам предлагается добровольно самостоятельно вносить взносы в размере 4% от зарплаты. За это государство обязуется добавлять дополнительно 2% от зарплаты работника. кроме того, на взносы гражданина в размере 4% будет распространяться социальный налоговый вычет по налогу на доходы с физических лиц. Таким образом, получается система "4+2", которая получила название системы добровольного пенсионного страхования. Если предположить, что все граждане в возрасте с 1953 г.р./1957 г.р. до 1967 г.р. примут участие в системе "4+2", то сумма поступлений по ДПС превысит потерянные управляющими компаниями и НПФами пенсионные накопления.3) Таким образом, НПФ смогут не только скомпенсировать убытки от накопительной части, но и перекрыть в 3 раза.4)
Третьим источником средств, способным компенсировать НПФ убытки от накопительной части станут профессиональные пенсионные системы (ППС). Со снижением ЕСН получают шанс быть принятыми законопроекты о профессиональных пенсионных системах, которые вот уже как 2 года не могут пройти второе чтение в Госдуме. Эти законопроекты предусматривают самостоятельное финансирование работодателями досрочный выход на пенсию работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда. В настоящее время льготные пенсии финансируются из бюджета ПФР, а платят взносы за льготные пенсии все предприятия, а не только те, у кого есть "вредные" рабочие места. Профессиональные пенсионные программы будут создаваться с участием негосударственных пенсионных фондов. Сумма средств, поступающих по профессиональным пенсионным программам, будут сопоставимы со средствами пенсионных накоплений.
В результате положительного воздействия, которое окажут интенсивное развитие ДПО, а также введение систем ДПС и ППС, убытки негосударственных пенсионных фондов в результате "похудания" рынка по накопительной части пенсии, по-моему, будут полностью скомпенсированы, а то и перекрыты.
Положительное воздействие этих дополнительных источников средств испытают не только НПФы. Негосударственные пенсионные фонды, практически не занимаются самостоятельным инвестированием средств, а размещают средства через управляющие компании. Таким образом, управляющие компании также выиграют от поступления в НПФ дополнительных средств.
Однако, если убытки от "похудания" рынка накопительной части пенсии УК и НПФ возможно смогут скомпенсировать, то доверие к пенсионной сфере вряд ли быстро восстановиться.
-
Доверие к пенсионной индустрии и пенсионной реформе
Доверие граждан и предприятий к пенсионной реформе, проецируемое и на структуры, работающие в пенсионной области, станет главной жертвой предложений правительства. Пенсионная сфера очень консервативна и любые резкие движения в ней (пусть даже с благими намерениями) имеют пагубные последствия для доверия к ней. Особенно это касается России, где граждане хорошо помнят мммы, хопры и прочую пакость. Глобальные изменения, затеваемые правительством в накопительной части пенсии, воспринимаются населением как "кидок".
Я не утверждаю, что предлагаемые нововведения плохи. По моему мнению, система, при которой государство через субсидии и налоговые льготы стимулирует граждан самостоятельно заботиться о своей дополнительном пенсии, эффективнее, чем внедряемая система накопительной части пенсии. Однако менять правила через два года после запуска пенсионной реформы - это все равно, что прыгать с лодки на лодку в бурном потоке.
Под пенсионную реформу, а именно под накопительную часть пенсии, которая была введена 1.01.2002, в Россию пришли серьезные финансовые структуры (Dresdner Bank, RaiffeisenBank). Еще ряд структур рассматривают возможность запуска в России пенсионного проекта. Все они рассчитывали бизнес по установленным в законах (!) правилам. А теперь им говорят: мне этот закон не нравиться, а тот нравиться больше. Даже дети в детском саду, когда начинают игру, заранее договариваются о правилах. Тот кто нарушает их - изгоняют. Представьте себе: все играют в жмурки и задевают галящего колокольчикам, а один - самый умный - норовит галящего треснуть дубиной. Реакция УК и НПФ на предложения правительства подобна реакции галящего после удара дубиной. Ну и кто теперь пойдет в Россию инвестировать?! А ведь пенсионные фонды на Западе самый мощный институциональный инвестор. А активы некоторых из них превышают годовой бюджет России. Товарищи, предлагающие сужать рынок накопительной части пенсии, думают, вообще, кого отпугивают?
Доверие восстановить тяжелее всего. А оно будет подорвано не только у предприятий, но и простых людей - работающих и пенсионеров.
-
Пенсионеры
Они будут, пожалуй, также одной из главных жертв. Реформа напрямую затрагивает интересы пенсионеров. Дело в том, что за счет ЕСН (а точнее входящих в его состав взносов на финансирование базовой и страховой частей пенсии) финансируются выплата пенсий нынешним пенсионерам. Снижение ЕСН повлечет падение доходов Пенсионного фонда РФ. Правда правительство обещает их компенсировать. Однако, при неснижении ЕСН эти средства могли быть направлены на повышение пенсий. По прогнозам Минфина Пенсионный фонд РФ необходимо будет дотировать на 165 млрд. руб. до 2012 года. Грубо прикинем: насколько можно было бы поднять пенсии, оставив ставку ЕСН прежней. Доходы ПФР в 2003 году составили 865 млрд. руб. в соответствии с 197-ФЗ. 165 миллиардов составляют 19,1% от этой суммы. Возможный рост пенсии в случае непринятия предложений правительства составил бы 19,1%. По-моему, неплохая прибавка к небольшой пенсии.
-
Работники
Эта категория была проанализирована в общеэкономическом блоке. Сейчас я рассмотрю эту группу в ракурсе влияния ЕСН на пенсионную сферу.
- Работники в возрасте 1953 г.р. (м.)/ 1957 г.р. до 1967 г.р.
При анализе пенсионного аспекта предлагаемых нововведений на первый взгляд будут одними из их жертв, что уже нашло отражение в заголовках ряда СМИ "обокрали", "ограбили", "раскулачили" и пр. Однако давайте взвесим все "за" и "против". Эффективная ставка ЕСН снижается на 5,28%. Это означает, что средний работник может рассчитывать на прирост зарплаты в 5,28%.5) При этом группу граждан с 1953 г.р. (м.)/ 1957 г.р. до 1967 г.р. лишают накопительной части пенсии, т.е. - 2% от зарплаты. Но у них появляется возможность участия в системе добровольном пенсионном страховании (ДПС), в соответствии с которой гражданин должен вносить взносы в размере 4% от зарплаты и получит доплату от государства в размере еще 2%. и социальный налоговый вычет на свои взносы в размере 13%*4%=0,52%. В итоге имеем: +5,28% - 2% - 4% + 2% + 0,52% = 1,8%. Заметьте, что в нашем анализе 4% собственных взносов работника взяты со знаком "-", а это достаточно спорно. Это примерно то же самое, если Вы делаете вклад в банк, и эту сумму у Вас вычитают из доходов. Таким образом, работник остается в итоге с плюсом в 1,8%.
- Все категории работников
Государство, осознав, что накопительная часть пенсии не сможет спасти будущих пенсионеров от снижения уровня жизни в результате отрицательного воздействия демографических изменений на пенсионную систему решило кроме введения добровольного пенсионного страхования повысить возраст выхода на пенсию. Однако, учитывая низкую продолжительность жизни населения (мужчины так вообще не доживают до пенсии) решено это сделать в добровольно - стимулирующем порядке. Если Вы выходите на пенсию позже на 1 год, государство дает Вам "конфетку" в виде повышенной пенсии. Таким образом, Вы платите взносы в ПФР дополнительно в течении года и не получаете пенсию, то через год получаете повышенную пенсию. Применяя систему добровольного пенсионного страхования (система 4 + 2) и используя возможность по более позднему выходу на пенсию, работники могут существенно повысить свою будущую пенсию и не допустить резкого падения жизненных стандартов при выходе на пенсию.
- Работники в возрасте 1953 г.р. (м.)/ 1957 г.р. до 1967 г.р.
Проведенный в статье анализ воздействия ЕСН на различные группы и сферы жизни общества показывает, насколько важен единый социальный налог. Важностью налога объясняется необходимость осторожных и последовательных действий в этой сфере. Кавалерийские наскоки в налоговой и пенсионной сферах крайне опасны и вредны. Именно поэтому в целом положительная налоговая реформа, натолкнувшись на непродуманность и несогласованность в пенсионной области, вызывает определенные опасения. Хочется надеяться, что эта несогласованность исчезнет при доработке законопроектов по ЕСН и пенсионных законопроектов, а снижение ЕСН будет иметь только положительные последствия без негативного влияния на пенсионную сферу.
Автор выражает признательность и благодарность Федотову Михаилу Сергеевичу, вице-президенту НПФ "Исеть-фонд" за помощь в работе над статьей.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ-Урал проект "Развитие рынка негосударственного пенсионного обеспечения как источник роста инвестиционного потенциала экономики Свердловской области" № 04-06-96046
Статья опубликована в журнале "Пенсионные Фонды и Инвестиции"
1) В реальности, скорее всего, рост зарплаты за счет налоговой экономии составит меньшую величину, т.к. работодатели направят часть средств на инвестиции.
2) Методика расчета: рост ФОТ при снижении ЕСН составит 280 млрд. руб. По данным Госкомстата РФ в 2003 году покупка товаров в структуре доходов населения составляла 47,1%, оплата услуг 13,2%. Таким образом, население направит в сферу торговли продуктами 131,88 млрд. руб., в сферу торговли услугами - 37 млрд. руб. Используя эффект мультипликатора (мультипликатор при нынешней ставке рефинансирования в 14% составляет 1/0,14 =7,14) получаем прирост объемов торговли продуктами на 954 млрд. руб., а торговли услугами на 270,3 млрд.руб.
3) По моему мнению, то, что все имеющие право граждане примут участие в системе "4+2", крайне маловероятно. Так, по опросу, проведенному Финансовыми известиями, лишь 4,4 % граждан готовы участвовать в предлагаемой системе. Это же подтверждает опыт функционирования подобной программы в Германии. В системе Ристера, предусматривающей доплаты от государства за участие гражданина в ДПО, приняли участие лишь 7% немцев. По-моему, с течением времени можно рассчитывать, что 40-45 % от потенциальных клиентов примет участие в предлагаемой правительством системе ДПС. Кроме того, для запуска подобной программы необходимо провести серьезную разъяснительную и пропагандистскую работу. Насколько ответственные органы "успешно" провели подобную работу в 2003 году известно...
4) Взносы на накопительную часть пенсии для граждан с 1953 г.р./1957 г.р. до 1967 г.р. составляет 2% от зарплаты. По системе ДПС предусматриваются взносы в размере 6% от зарплаты (4+2).
5) При условии, что вся налоговая экономия будет направлена на рост зарплат.
Статья получена: Клерк.Ру