Фирма решила заказать визитные карточки для своих сотрудников. Учет расходов на их изготовление будет зависеть от того, какую информацию содержат визитки и с какой целью они выпущены.
Поддержим деловые отношения
Обычно визитная карточка содержит служебную информацию о сотруднике фирмы. В ней указывают имя и фамилию сотрудника, его должность, название и логотип фирмы, в которой он работает, адрес фирмы, контактный телефон и электронный адрес.
Обратите внимание: визитка с таким содержанием не будет являться рекламой.
Ведь из названия компании нельзя узнать, чем она занимается, какими товарами торгует и по какой цене.
Об этом свидетельствуют многие судебные решения. В них отмечено, что визитная карточка не отвечает понятию рекламы, которое дано в статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». Согласно этому закону, одним из основных признаков рекламы является распространение информации для неопределенного круга лиц. В вышеописанном же случае визитные карточки содержат только сведения о работнике фирмы. И предназначены они для ограниченного круга лиц, который этот работник определяет сам (постановления ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2004 г. № А55-3696/04-8, Уральского округа от 5 мая 2005 г. № Ф09-1830/ 05-С7, от 11 марта 2004 г. № Ф09-827/ 04-АК и от 26 января 2004 г. № Ф09- 4994/03-АК).
Затраты на изготовление таких визиток можно учесть в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). Но только в том случае, если визитные карточки были сделаны для штатных работников, «которые по своим должностным обязанностям призваны... поддерживать контакты с другими организациями». Так разъяснили налоговики в своем письме от 15 декабря 2003 г. № 26-12/ 57647.
Обосновать расходы на визитки можно определенными документами. Во-первых, руководитель фирмы должен выпустить приказ, в котором будет сказано, для каких целей и каким сотрудникам они необходимы. Желательно, чтобы в должностных инструкциях этих сотрудников было прописано, что они обязаны поддерживать контакты с другими организациями в интересах фирмы. Документальным подтверждением затрат на изготовление визиток также будет договор с организацией, которая делает визитки, и акт выполненных работ.
Отметим, что были случаи, когда налоговики утверждали, что затраты на изготовление визиток нельзя учитывать в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако судьи их не поддерживают (постановление ФАС Московского округа от 16 марта 2004 г. № КА-А40/ 1402-04). Они указывают, что расходы на изготовление визиток непосредственно связаны с производственной деятельностью фирмы. Значит, они обоснованны и их можно включать в себестоимость продукции.
В бухгалтерском учете затраты на изготовление визитных карточек учитывают как материалы. Списывают их в расходы по обычным видам деятельности. Если визитки предназначены для работников аппарата управления, то расходы на них отражают на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Если же для работников отдела сбыта, то на счете 44 «Расходы на продажу».
Пример
В октябре 2005 года ООО «Актив» заказало в типографии печать визитных карточек для работников аппарата управления и отдела сбыта. Стоимость всех визиток составила 5900 руб., в том числе НДС – 900 руб. В том же месяце визитки были выданы сотрудникам.
Бухгалтер организации сделал такие записи:
Дебет 10 Кредит 60
– 5000 руб. – приняты к учету визитные карточки;
Дебет 19 Кредит 60
– 900 руб. – учтена сумма НДС по полученным визиткам;
Дебет 60 Кредит 51
– 5900 руб. – оплачены услуги типографии за выпуск визиток;
Дебет 68 Кредит 19
– 900 руб. – принят к вычету НДС по полученным визиткам;
Дебет 26 (44) Кредит 10
– 5000 руб. – приняты к учету визитные карточки.
Визитка – «двигатель торговли»
Иногда компании специально изготавливают визитные карточки в рекламных целях. Например, для участия фирмы в выставке, на которой эти визитки менеджеры будут раздавать всем желающим.
В этом случае на карточке, как правило, помимо общих данных о сотруднике указывают информацию о продукции фирмы и предложение ее приобрести.
Затраты на изготовление таких визиток нужно учитывать в расходах на рекламу (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Нормировать эти расходы не нужно. Ведь рекламные визитки – это аналогия «рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации». А затраты на их изготовление под нормирование не подпадают (п. 4 ст. 264 НК).
ООО «Актив»
Москва
1 октября 2005 г.
Приказ № 152
Для обеспечения эффективной деятельности, представления организации на переговорах, заключения сделок в интересах организации приказываю изготовить визитные карточки для директора, руководителя отдела продаж, менеджеров отдела продаж.
Визитные карточки должны представлять организацию в лице ее работника перед деловыми партнерами.
Директор ООО «Актив» Волков Волков И.В.
Екатерина НИКИТИНА
Статья получена: Клерк.Ру