Глава 21 НК РФ обязывает отражать в учетной политике организации отдельные положения по порядку ведения налогового учета. Также там можно, а иногда даже нужно уточнить порядок применения некоторых положений Налогового кодекса, которые трактуются неоднозначно.
Варламова Виктория Владимировна, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТПринятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается приказами (распоряжениями) ее руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения1. Соответственно такой приказ (распоряжение) должен быть оформлен последними числами предыдущего года. Вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового периода и применяет со дня своего создания.
Рассмотрим, что и как необходимо отразить в учетной политике.
Раздельный учет входного НДС при осуществлении одновременно облагаемых и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций
По приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые будут использованы исключительно в необлагаемой деятельности, НДС, предъявленный поставщиком, включается в их стоимость. По товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным только для облагаемых НДС операций, - принимается к вычету. Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, относящиеся одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном учетной политикой для целей налогообложения2.
Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период3.
Порядок расчета НДС, установленный в учетной политике, не должен противоречить нормам Налогового кодекса. Например, если у организации налоговым периодом является квартал, то нельзя определить в учетной политике, что НДС будет распределяться по итогам календарного месяца.
Поскольку Налоговый кодекс не уточняет, какую стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав нужно брать для расчета пропорции, то в учетной политике налогоплательщику необходимо определить это самостоятельно.
Во-первых, под стоимостью товара можно понимать как продажную стоимость, так и себестоимость отгруженных товаров. Однако, по мнению Минфина, пропорция должна определяться исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг): как подлежащих налогообложению НДС, так и не облагаемых данным налогом, вне зависимости от их отражения на счетах бухгалтерского учета (как на счете 90, так и на счете 91)4, то есть исходя из продажной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поэтому, если в учетной политике организация установит иной способ определения пропорции, то ей, скорее всего, придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.
Во-вторых, необходимо уточнить, как будет определяться стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав: - без учета НДС; - с учетом НДС5.
Второй вариант может привести к спорам с налоговыми органами, поскольку согласно разъяснениям Минфина РФ и налоговой службы организациям при расчете пропорции следует основываться на сопоставимых показателях, то есть учитывать стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС6.
Как видим, у контролирующих органов уже сложилась определенная точка зрения на порядок ведения раздельного учета. Поэтому организациям при утверждении в учетной политике критериев, которые будут использоваться при распределении входного НДС, следует оценить свою готовность к возможным спорам с налоговой службой.
В учетной политике необходимо также определить способ ведения раздельного учета: - аналитический (в частности, в регистрах налогового учета); - на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов, например:
- сч. 19 субсчет "НДС, принимаемый к вычету";
- сч. 19 субсчет "НДС, включаемый в стоимость товаров, работ, услуг";
- сч. 19 субсчет "НДС, подлежащий распределению".
В аналогичном порядке ведут раздельный учет сумм налога налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
На практике были случаи, когда налоговая служба пыталась диктовать свои условия принятия к вычету НДС и даже ставила вопрос об отсутствии раздельного учета, притом что организация фактически вела раздельный учет, но учетной политикой не был установлен порядок его ведения.
Внимание! При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается7.
Налогоплательщик имеет право не распределять входной НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью и в полном объеме принимать его к вычету в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство8.
Налоговый кодекс прямо не устанавливает обязанность налогоплательщиков определять в учетной политике возможность применения права не вести раздельный учет. Однако нередко налоговые органы ставят под сомнение правомерность применения данной нормы, если организация не предусмотрела такую возможность в учетной политике, и делают вывод об отсутствии раздельного учета в принципе9.
Поэтому в учетной политике организации лучше все же оговорить один из вариантов: - использовать свое право на вычет НДС в полном объеме при выполнении условий, установленных абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ; - независимо от доли расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав в общей сумме расходов на производство распределять входной НДС в соответствующей доле.
При выборе первого варианта в учетной политике необходимо предусмотреть, как будет определяться совокупная величина расходов на производство:
- к совокупным расходам относятся только прямые расходы на производство, которые определяются по данным бухгалтерского учета;
- к совокупным расходам относятся прямые и косвенные расходы на производство, которые определяются по данным бухгалтерского учета;
- иным способом.
Нормой, позволяющей не вести раздельный учет входного НДС, формально могут воспользоваться только производственные организации, так как у торговых организаций расходов на производство, которые являются критерием для расчета права на ее применение, нет. Прежде в п. 43 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"10 разъяснялось, что это положение НК РФ распространяется и на торговую деятельность.
Однако указанные рекомендации отменены, а официальной точки зрения по данному вопросу нет. Представляется, что и в настоящее время налогоплательщики, не осуществляющие производственную деятельность, вправе воспользоваться этой нормой, иначе будет нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ.
Хотелось бы также обратить внимание, что, по мнению Минфина РФ и налоговой службы, норма, предусмотренная абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, применяется только налогоплательщиками НДС. Организации, являющиеся в отношении отдельных видов деятельности налогоплательщиками ЕНВД, не вправе принимать к вычету НДС в полном объеме11.
Мнения арбитражных судей по рассматриваемому вопросу разделились12.
Раздельный учет операций, облагаемых по ставке 0%
Порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке, является обязательным элементом учетной политики, если организация осуществляет такие операции13. Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо вариантов ведения раздельного учета. Налогоплательщикам необходимо разработать их самостоятельно.
Критериями для распределения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемых к вычету в порядке, предусмотренном для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут быть:
- стоимость реализуемых товаров;
- фактические расходы;
- себестоимости готовой продукции;
- иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности14.
Необходимо также обеспечить раздельный учет налоговой базы, поскольку по операциям, облагаемым по ставке 0%, она определяется в особом порядке15 и исчисляется отдельно по каждой такой операции16.
Способы ведения раздельного учета: - аналитический; - на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов к счетам 19, 90, 62, 68 и т. д., например:
- сч. 19 субсчет "НДС по приобретенным МПЗ, используемым для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%";
- сч. 19 субсчет "НДС по приобретенным МПЗ, используемым для производства и реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на внутреннем рынке";
- сч. 19 субсчет "НДС по реализованным на экспорт товарам, применение нулевой ставки по которым не подтверждено";
- сч. 90?1 субсчет "Выручка от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав) на внутреннем рынке";
- сч. 90?1 субсчет "Выручка от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав), облагаемая по ставке 0%";
- сч. 62?1 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Оплата в счет предстоящих поставок товаров на внутренний рынок";
- сч. 62?3 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Оплата в счет предстоящих поставок товаров, реализация которых облагается по ставке 0%".
Длительный цикл производства
Согласно п. 13 ст. 167 НК РФ налогоплательщик - изготовитель товаров (работ, услуг) может не исчислять НДС при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации17). В этом случае налогоплательщик обязан вести раздельный учет осуществляемых операций и сумм входного НДС, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.
Организациям - изготовителям товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом, входящим в перечень, установленный Правительством РФ, в учетной политике необходимо определить один из вариантов исчисления НДС при получении оплаты (авансов) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):
- НДС не исчисляется;
- НДС исчисляется.
При выборе первого варианта организации нужно определить порядок распределения входного НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства с длительным производственным циклом и другого вида деятельности. Поскольку в НК РФ не указан критерий для распределения НДС, относящегося к таким расходам, налогоплательщику необходимо установить его самостоятельно: - НДС может распределяться пропорционально сумме прямых расходов на производство на основании данных бухгалтерского учета; - организация выбирает иные показатели с учетом особенностей своей деятельности, например, пропорционально выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Раздельный учет ведется:
- аналитически;
- на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов к счетам 90, 19, 10, 20, 26 и др.,
- сч. 90?1 субсчет "Выручка от реализации товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства";
- сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства";
- сч. 19 субсчет "НДС по приобретенным МПЗ, используемым в производстве товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства";
- сч. 10 субсчет "Сырье и материалы, используемые для производства товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства";
- сч. 20 субсчет "Основное производство товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства" и др.
Документооборот
В учетной политике можно отразить порядок документооборота в целях исчисления НДС. Например, принцип нумерации счетов-фактур: - начиная с 1-го числа каждого календарного года (квартала, месяца) в порядке возрастания номеров; - с присвоением составных номеров счетам-фактурам и т. д.; - иным способом.
Если у организации есть обособленные подразделения, то, по мнению налоговой службы, в учетной политике необходимо оговорить порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (например, в виде разделов), а также определить сроки представления документов в головную организацию для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость18.
Учетная политика в целях налогообложения не должна быть простой формальностью. Это один из способов создания оптимальной системы налогового учета, минимизации налоговых рисков и защиты интересов налогоплательщиков в случае разногласий с налоговыми органами.
1) п. 12 ст. 167 НК РФ
2) п. 2, 4 ст. 170 НК РФ
3) п. 4 ст. 170 НК РФ
4) Письмо Минфина РФ от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133
5) Постановления ФАС Московского округа от 11.03.2004 № КА-А40/1583-04, Западно-Сибирского округа от 02.08.2004 № Ф04-5288/2004(А45-3291-25), от 13.01.2005 № Ф04-9499/2004(7826-А70-18)
6) Письма Минфина РФ от 29.10.2004 № 03-04-11/185, МНС РФ от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@
7) п. 4 ст. 170 НК РФ
8) абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ
9) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2006 по делу № А42-6203/2005
10) утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447
11) Письма Минфина РФ от 08.07.2005 № 03-04-11/143, УФНС РФ по г. Москве от 30.04.2005 № 19-11/31596
12) Постановления ФАС Поволжского округа от 23.09.2004 по делу № А55-15174/03-22, Северо-Западного округа от 04.12.2003 по делу № А13-9460/02-15
13) п. 10 ст. 165 НК РФ
14) Письма Минфина РФ от 17.03.2005 № 03-04-08/51, от 14.03.2005 № 03-04-08/48
15) п. 1, 9 ст. 167, п. 9 ст. 154, п. 1 ст. 164 НК РФ
16) п. 6 ст. 166 НК РФ
17) Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров..."
18) Письма ФНС РФ от 19.10.2005 № ММ-6-03/886@, МНС РФ от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404
Статья получена: Клерк.Ру