Антишина М.И., ведущий юрист Консалтинговой группы «Экон-Профи»
Перед тем как составлять учетную политику на новый год попробуйте задать себе вопрос – а зачем, собственно, нужна учетная политика? С какой целью законодатель обязал все организации формировать учетную политику [1]?
Учетная политика – это принципы, отражающие специфику ведения бухгалтерского учета и налогообложения конкретной организации, закрепленные в документе, в котором организация должна отразить характерные для нее особенности оформления операций, учета, исчисления и уплаты налогов, естественно не выходя за рамки закона. Исходя из этого, главное предназначение учетной политики – установить наиболее выгодные для организации способы и методы ведения бухгалтерского учета и налогообложения, в отношении которых закон предусматривает альтернативу выбора, либо которые не регламентированы законом.
Продуманная учетная политика позволяет сэкономить на налоговых платежах, оптимизировать документооборот, в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов.
Но это только в случае если учетная политика сформирована с учетом структуры и специфики деятельности организации. Если же учетная политика организации списана с первого попавшегося сайта юридических документов, то она не только не поможет организации, но и вполне может привести к негативным последствиям, таким как споры с налоговыми органами, штрафы, пени и доначисление сумм налогов.
Наиболее показательным примером негативных последствий, к которым могут привести непродуманное составление учетной политики, являются претензии налоговых органов, связанные с вопросами раздельного учета НДС.
Как известно, глава 21 НК РФ обязывает налогоплательщиков, осуществляющих операции, подпадающие под налогообложение, и операции, освобожденные от налогообложения, вести раздельный учет таких операций с целью определения сумм НДС, подлежащих и не подлежащих включению в состав налоговых вычетов. При этом в НК РФ порядок ведения раздельного учета описан достаточно поверхностно. В связи с чем организации следует самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике методику распределения сумм НДС. Здесь вполне закономерен вопрос – а что если порядок ведения раздельного учета в учетной политике не утвержден?
Отсутствие закрепленной в учетной политике методики распределения сумм НДС сразу же привлекает внимание налогового органа. Можно с уверенностью говорить о том что, не обнаружив порядка ведения раздельного учета, закрепленного в учетной политике организации, осуществляющей операции освобожденные и не освобожденные от налогообложения, налоговая инспекция попытается признать принятие к вычету соответствующих сумм НДС неправомерным, потребовать уплатить «недоплаченную» сумму налога, а также начислить суммы пеней и штрафов. В этом случае налогоплательщику придется идти в суд и доказывать, что раздельный учет все-таки ведется и применяемая в организации методика ведения учета «входного» НДС обеспечивает правильность исчисления части налога, подлежащего вычету.
К примеру, подобный спор был рассмотрен Федеральным арбитражном судом Северо-Западного округа (постановление от 26 сентября 2005 г. № А56-43578/2004).
Налоговый орган, ссылаясь на то, что в приказе об учетной политике организации не определен способ и метод ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и необлагаемым НДС, установленный п. 4 ст. 170 НК РФ, указал, что организация неправомерно предъявила к вычету суммы НДС по приобретенным товарам. В ходе судебного разбирательства суд выявил, что в организацией велись журналы-ордера отдельно по операциям, освобожденным и не освобожденным от НДС. Исходя из информации, содержащихся в указанных журналах, а также из сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и налоговых деклараций по НДС (обороты по счету 60 «Расчеты с поставщиками» и по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям») судом был сделан вывод, что раздельный учет в организации все же велся, при этом не происходило неправильного исчисления суммы налога, принимаемой к вычету, в связи с чем требования налогового органа не правомерны.
Как показывает судебная практика, для доказательства правильности ведения раздельного учета суды требуют от налогоплательщиков предоставления расчетных таблиц и бухгалтерских справок, подтверждающих распределение сумм НДС, с приложением счетов – фактур, книг покупок и продаж, оборотно – сальдовых ведомостей, выписок из плана счетов, платежных поручений и других документов, на основании которых налогоплательщиком производились расчеты. Отказ налогоплательщика предоставить в суд бухгалтерские документы для доказательства правомерности принятия к вычету сумм НДС приводит к вынесению судебного решения в пользу налогового органа (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 августа 2005 г. № КА-А40/7056-05).
Согласитесь, довольно неприятная процедура, гораздо легче разработать и закрепить в учетной политике порядок ведения раздельного учета, который не вызовет нареканий со стороны налоговых органов.
Главное требование, предъявляемое судами к способу ведения налогоплательщиками раздельного учета – это обеспечение правильного исчисления налога, уменьшающего поступления налогов в бюджет (постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 26 сентября 2005 г. № А56-43578/2004, Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 октября 2005 г. № КА-А40/9683-05-П). При этом, как указано в письме Минфина России от 15 августа 2003 г. № 04-03-11/65 «О налоге на добавленную стоимость» при определении пропорции согласно положениям п. 4 ст. 170 НК РФ необходимо основываться на сопоставимых показателях, характеризующих виды деятельности налогоплательщика. Такими показателями могут быть доходы по каждому виду деятельности или стоимость реализуемого имущества (работ, услуг).
Более подробно о том, каким образом следует определять в учетной политике методику ведения раздельного учета, а также о требованиях налоговых органов к формированию учетной политики будет рассказано на семинаре Учебного центра «Экон-Профи».
[1] В соответствии с п. 3 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» положения о формировании учетной политики распространяются на организации всех организационно-правовых форм.
Статья получена: Клерк.Ру