Вряд ли кому-нибудь придет в голову мысль, что слова «опасность», «риск» могут относиться к работе бухгалтера. Между тем скромные кабинетные работники подчас рискуют, и немалым, – собственной свободой. Благодаря же деятельности сотрудников Управления судебно-экономических экспертиз Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД России значительное число уголовных дел заканчивается для счетоводов благополучно. О работе экспертов рассказал корреспонденту Елене Антоновой заместитель начальника отдела бухгалтерских экспертиз управления Денис Валерьевич Савенков.
– Судебно-бухгалтерская экспертиза – не нечто новое.
Она существовала и раньше – в советском уголовном процессе проведение бухгалтерской экспертизы было возложено на специализированные бюро при министерствах финансов союзных республик. В органах внутренних дел эксперты-бухгалтеры появились в середине 90-х годов. Первыми решились на эксперимент в Томской области, затем немногочисленные подразделения были созданы в ряде других регионов, в том числе и в Москве. Действовавшее в то время уголовно-процессуальное законодательство (УПК РСФСР) предусматривало различные формы реализации потребностей следственных органов в специальных экономических знаниях. В качестве доказательств по уголовному делу допускались (то есть были названы в кодексе) наряду с заключением экспертов и акт документальной проверки, и ревизия. Сложившаяся многолетняя практика взаимодействия правоохранительных органов с КРУ Минфина России, заключавшаяся в совместном проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций, практически не оставляла шанса судебно-бухгалтерской экспертизе на быстрое развитие.
С вступлением в силу с 1 июля 2002 года УПК РФ роль экспертизы в уголовном судопроизводстве резко возросла, поскольку из нового кодекса были изъяты любые упоминания о документальных проверках и ревизиях, которые теперь, в лучшем случае, причисляются к «иным» доказательствам по делу. На практике это привело к тому, что судебно-бухгалтерские экспертизы стали назначаться по все большему числу уголовных дел.
Через год после реформы уголовно-процессуального законодательства произошли изменения и в структуре правоохранительных органов. Функции упраздненной налоговой полиции были переданы органам внутренних дел. Вместе с функциями в милицию перешли и «полицейские» оперативники, следователи, документалисты и эксперты. Так в системе экспертно-криминалистических подразделений МВД России возникло новое направление – судебно-налоговая экспертиза.
Тот факт, что бухгалтерская и налоговая экспертизы являются разновидностями экономической экспертизы, и предопределил создание в ЭКЦ МВД России Управления судебно-экономических экспертиз, состоящего из отделов налоговых и бухгалтерских экспертиз. Кроме того, в отдельное направление выделено производство финансово-аналитических и финансово-кредитных экспертиз.
Основным «заказчиком» для нас является Следственный комитет при МВД России. Кроме того, мы производим экспертизы для Генеральной прокуратуры, судов общей юрисдикции и других инстанций.
Другим направлением нашей работы, как «головного» подразделения, является организационно-методическое руководство территориальными подразделениями судебно-экономических экспертиз. Регулярно осуществляется мониторинг положения дел в регионах для того, чтобы иметь возможность своевременно исправить какую-либо сложную ситуацию и добиться полного и качественного удовлетворения потребностей в экспертном обеспечении уголовного судопроизводства в любой точке страны.
Вообще же министерская работа очень разнообразна – это и разработка методик производства экспертиз, организация и проведение семинаров, стажировок, рецензирование заключений экспертов, служебные командировки и многое другое.
Эксперты – бухгалтеры от МВД
Обязательное условие для работы в подразделениях судебно-экономических экспертиз органов внутренних дел – экономическое образование, желательно высшее. Хотя Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. предусмотрел возможность для милиции привлекать на службу лиц и со средним специальным образованием.
Профессиональные трудности у нас те же, что и у бухгалтеров, – непрерывно меняющееся налоговое законодательство, новшества в бухучете. Пожалуй, у нас даже больше сложностей. Например, любой бухгалтер вправе поступить так, как разъяснил ему налоговый инспектор, даже если последний ошибся. Законодательство не предусматривает ответственности бухгалтера в этом случае. Мы же в своей деятельности можем руководствоваться только нормами законодательства. Бывают ситуации, когда мы знаем сложившуюся правоприменительную практику, но ссылаться на нее не можем из-за пробелов в законодательстве.
Отбор проводим штучный
В настоящее время в нашем управлении существуют вакантные должности. Приходится констатировать, что укомплектовать штат полностью, да еще и готовыми профессионалами, мы не можем. Тому есть объективные причины. Не секрет, что сегодня МВД трудно конкурировать на рынке труда с коммерческими структурами. Как ни странно, в регионах, особенно в тех, где экономическое положение благополучным не назовешь, проблема подбора кадров решается легче. Ведь служба в милиции обеспечивает определенную социальную защищенность.
А вот в столице с ее высоким уровнем зарплат и бескрайним рынком труда очень непросто найти подходящих кандидатов. Тем более что абы кто нам не нужен. Так что, несмотря на наличие вакансий, значительному числу желающих проходить у нас службу мы отказываем. Причины различны – от низкого уровня знаний, несмотря на наличие диплома, и неуживчивости в коллективе до «нечистоплотности». Мы ведем штучный отбор. В идеале нам нужны люди с опытом работы в коммерческих структурах: бухгалтеры, аудиторы, то есть те, кто в деталях знает «изнанку» бизнеса. Таких людей у нас немного, поэтому мы сейчас делаем ставку на выпускников профильных вузов как гражданской, так и системы Министерства внутренних дел – Московского Университета МВД России и Академии экономической безопасности МВД. Отбираем опять же штучно. Приглашаем студентов и курсантов на практику. По ее результатам оставляем себе лучших. В этом есть свой плюс – подчас молодого специалиста подготовить под наши требования проще, чем переучивать опытного, перешедшего из другой структуры.
«Бухгалтерские» статьи Уголовного кодекса
В первую очередь бухгалтеров касаются статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления (ст. 198 и 199). Следует обратить внимание, что с декабря 2003 года введена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1), а также за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (ст. 199.2). В расследовании данных уголовных дел принимают участие эксперты отдела налоговых экспертиз нашего управления.
Помимо этого по роду своей деятельности бухгалтеры могут попасть в поле зрения правоохранительных органов за совершение преступлений, предусмотренных статьями раздела VIII УК РФ, который называется «Преступления в сфере экономики», а это несколько десятков составов. Чаще других нам приходится работать с уголовными делами, возбужденными по статьям 159 «Мошенничество», 160 «Присвоение или растрата», 171 «Незаконное предпринимательство» и 201 «Злоупотребление полномочиями».
Отмечу, что, как правило, по экономическим преступлениям обвиняемыми проходят только руководители организаций, но нередко в связке с ними к ответственности привлекаются и бухгалтеры. Несмотря на права, предоставленные законодательством о бухгалтерском учете, на практике бухгалтеры – люди подневольные. Прикажет им руководитель организации отразить хозяйственную операцию тем или иным образом или вовсе не отражать – счетовод так и сделает. И при этом подпишется под искаженной отчетностью. А когда дело дойдет до суда, директор (обычно солидный мужчина) кивает на главбуха (в подавляющем большинстве случаев – женщину): «Это все она сделала, я вообще в бухгалтерском учете ничего не понимаю». От души желаю бухгалтерам не попадать в подобные ситуации. Однако если уж так случится, особо хочу предостеречь бухгалтеров, проходящих по делу в качестве свидетеля, от лжесвидетельства. Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что по наущению директора – обвиняемого – бухгалтер давал ложные показания как на предварительном следствии, так и в суде. В соответствии со статьей 56 УПК РФ, за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность по статьям 307 и 308 УК РФ.
В дело вступают эксперты
Возникающие у следствия вопросы, в соответствии с УПК РФ, выражаются в форме постановления о назначении судебно-экономической экспертизы, в ходе которой исследуются материалы уголовного дела, к каковым относятся не только первичные учетные документы, регистры и отчетность, но и так называемый «черновой учет». Также может использоваться информация, содержащаяся в показаниях фигурантов дела. Задача следователя – установить наличие или отсутствие умысла в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к ответственности.
Мы помогаем следствию установить фактические обстоятельства дела. Существует немало примеров прекращения уголовных дел по результатам проведенной судебно-экономической экспертизы.
Отмечу также, что в случае, если эксперт не может дать категоричный ответ о допущенных исследуемым лицом нарушениях законодательства, заключение эксперта не станет основой обвинения.
Уничтожил и свободен?
Российским законодательством закреплена презумпция невиновности. Доказывать противоправность действий организации обязаны правоохранительные органы. При этом все сомнения истолковываются в пользу обвиняемого.
Но из всего вышесказанного не следует, что бухгалтер, на которого «завели дело», может просто не предоставлять необходимые документы, чтобы выйти сухим из воды. Это вряд ли поможет.
Правоохранительные органы наделены полномочиями, позволяющими изъять у организации необходимые документы, даже без содействия ее должностных лиц. Также не поможет уничтожение документов, ведь многие из них составляются в двух экземплярах, один из которых можно найти у контрагента. Кроме того, если организация осуществляет расчеты через банк, то скрыть это крайне сложно. Вообще инструментарий, которым располагают правоохранительные органы, вполне достаточен для того, чтобы выявить преступление и собрать необходимые доказательства.
Возможно, кого-то это удивит, но, несмотря на то, что большинство экономических преступлений являются латентными, то есть скрытыми, большая часть выявленных доводится в конечном итоге до суда. Особняком еще недавно стояли налоговые преступления. В начале 90-х повальное уклонение от уплаты налогов стало угрозой национальной безопасности России. Именно для решения этой проблемы была создана налоговая полиция. В последние годы государство стало все лучше справляться с налоговым администрированием. Не в последнюю очередь это связано с либерализацией налогового законодательства. С начала нового года реформирован единый социальный налог, последний, по моему мнению, «неадекватный» налог. Теперь у налогоплательщиков не осталось никаких оправданий (даже перед самими собой) по уклонению от уплаты налогов.
Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №1 2005 г.
Статья получена: Клерк.Ру