М.А. Валов
Рано или поздно это случается с каждым. Вот и к Вам на предприятие пришли с выездной налоговой проверкой. Любая проверка, а в особенности налоговая, вносит определенную дезорганизацию в работу предприятия, так как для обеспечения деятельности проверяющих необходимо отвлекать от основной работы сотрудников бухгалтерии и юридической службы, да и сам факт нахождения проверяющего на предприятии создает определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности.
В настоящей статье рассматривается порядок проведения выездной налоговой проверки (далее по тексту — "проверка"), права и обязанности сторон (налоговых органов и налогоплательщика).
Под налогоплательщиками в данной статье понимаются плательщики налогов, плательщики сборов и налоговые агенты.
Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения установлена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок" (в редакции Дополнения № 1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).
Решение должно содержать:
— наименование налогового органа;
— номер решения и дату его вынесения;
— наименование налогоплательщика или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
— идентификационный номер налогоплательщика;
— период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
— вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
— Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
— подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф. И. О., должности и классного чина.
Наличие решения — единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.
Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки.
Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например, проверка применения ККМ при расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и налоговой проверкой не является.
Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных либо уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.
Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения выездной налоговой проверки.
В случае, если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.
Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручается требование о представлении документов в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ. В требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Например, представить первичные документы, журналы-ордера и т. д. за период 1998—2000 гг. Если проверка тематическая, то в требовании указываются конкретные документы. Например, представить счета-фактуры, накладные и т. д. по договору поставки № 1 от 01.01.2000.
Указанные в требовании документы налогоплательщик обязан представить в течение пяти дней с момента получения требования.
Налогоплательщик вправе не представлять проверяющим документы, не указанные в требовании.
В случае отказа налогоплательщика представить указанные в требовании документы он может быть привлечен к ответственности по ст. 126* НК РФ. Также отказ в представлении документов может повлечь за собой выемку непредставленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
————————————
* Непредставление в установленный срок
налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы
документов и (или) иных сведений, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и
сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый
непредставленный документ. Непредставление налоговому
органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе
организации предоставить имеющиеся у нее документы,
предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о
налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно
иное уклонение от предоставления таких документов либо
предоставление документов с заведомо недостоверными
сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения
законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей
135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере
пяти тысяч рублей (прим. ред.).
————————————
Количество требований, которые могут быть предъявлены налогоплательщику, не ограничено. Все зависит от целей и задач проверки.
В процессе проведения проверки проверяющие вправе потребовать от налогоплательщика любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов.
Законодателем в НК РФ сознательно не ограничен перечень документов, которые проверяющие могут затребовать для проведения проверки, хотя общий перечень документов, подлежащих проверке, имеется — это денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет (ст. 7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе РСФСР"). При проведении проверки заранее предвидеть, какие документы потребуются для подтверждения (опровержения) факта неуплаты (переплаты) налога, невозможно. В общем случае проверяются все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе: первичные документы — накладные, путевые листы и т. д., бухгалтерские документы — оборотные ведомости, ведомости начисления зарплаты и т. д., движение денежных средств по счетам предприятия и т. д. Причем существует презумпция правоты проверяющего, то есть считается, если инспектором затребованы документы, значит, они ему необходимы для проведения проверки.
Если налогоплательщик считает, что затребованные проверяющим документы не связаны прямо или косвенно с исчислением или уплатой налогов, он имеет право обжаловать требование о представлении документов в суд, так как данное требование попадает под определение "акт налогового органа" (п. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"* (далее — "Постановление ВАС РФ № 5").
————————————
* См. "Налоги и платежи", 2001, № 5, стр. 38.
————————————
Следует отметить, что имеются прецеденты, когда налоговые органы проиграли дела о взыскании налоговых санкций по ст. 126 НК РФ из-за нечеткости сформулированных требований.
Так, в деле № А42-4625/00-5 от 14.05.01, рассмотренном в ФАС Северо-Западного округа, отмечается, что "...требование ИМНС о предоставлении документов не содержит указания, какие именно документы подлежат представлению обществом. Абстрактно сформулированная инспекцией обязанность представить документы не только дезориентирует налогоплательщика при ее исполнении, но и не позволяет установить размер штрафа, подлежащего взысканию за данное налоговое правонарушение, поскольку он определяется в зависимости от количества затребованных, но не представленных документов.
Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, установлена за отказ или непредставление налогоплательщиком документов, запрошенных налоговым органом.
Между тем, ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ может быть применена только в том случае, если запрошенные налоговым органом документы имелись у налогоплательщика, но не были им представлены...".
Проверяющие вправе кроме проверки документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности, производить инвентаризацию имущества (ст. 89 НК РФ), обследовать помещения, используемые налогоплательщиком для осуществления своей деятельности (ст. 92 НК РФ), привлекать экспертов (ст. 95 НК РФ) и специалистов (ст. 96 НК РФ).
Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (например, в 2001 г. налоговые органы вправе проверить налогоплательщика за 1998—2000 гг.). Вопрос о проверке налогоплательщика за текущий год был дискуссионным. С точки зрения налоговых органов, в НК РФ (ст. 87) определен только нижний предел срока проверки и нет препятствий для проверки налогоплательщика за период (квартал, полугодие, 9 месяцев) текущего года.
Буквальное прочтение п. 1 ст. 87 НК РФ позволяет сделать вывод о неправомерности проверки налоговым органом текущего года, так как оборот "непосредственно предшествующие году проверки" исключает возможность проведения проверки текущего года.
В настоящее время ВАС РФ поставил точку в данном вопросе. Пунктом 27 Постановления ВАС РФ № 5 разъяснено, что при толковании п. 1 ст. 87 НК РФ необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
В проверке текущего года имеется один нюанс.
Проверка по налогам, которые имеют короткий период уплаты (более одного налогового периода в течение календарного года: месяц, квартал), — НДС, налог с продаж — имеет смысл.
Проверка же по налогам, налоговым периодом которых является год, бессмысленна, так как налоговый период не окончен и определить окончательную сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в принципе невозможно. Ярким примером является дефолт 1998 г., когда многие предприятия закончили 9 месяцев 1998 г. с прибылью, а в IV квартале понесли столь значительные потери, что по результатам всего года оказались с убытками.
В данном случае налогоплательщикам следует дождаться окончания года и в соответствии с полученной предприятием прибылью требовать корректировки доначисленных сумм налога на прибыль и пени, а также сумм штрафов, в судебном порядке.
В предыдущем абзаце не случайно указано на суммы налогов, а не авансовых платежей по налогу, так как в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности скорее всего будут применены именно такие формулировки.
Дело в том, что в текущем году налоговые органы могут проверить только правильность уплаты авансовых платежей по налогам с налоговым периодом в календарный год. Поквартальная (ежемесячная) уплата сумм налога на прибыль в силу ст. 54 и 55 НК РФ является уплатой авансовых платежей по налогу на прибыль, а не уплатой самого налога на прибыль. Глава 16 НК РФ не оперирует понятием "аванс", и ответственность по статьям указанной главы (ст. 119—122) за неуплату авансовых платежей не наступает. На настоящий момент при проверке налоговым органом, к примеру, первого полугодия 2001 года и обнаружении неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей по налогу на прибыль будет вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности примерно со следующей формулировкой: "неуплата (неполная уплата) налога на прибыль за 6 месяцев 2001 г.", с соответствующим начислением сумм пени и штрафа. Данная формулировка в корне не верна. Налоговый период по налогу на прибыль, в общем случае, — календарный год, и уплата налога производится раз в год после сдачи годового баланса. Все платежи, производимые налогоплательщиком по налогу в течение календарного года, являются авансовыми. В силу сказанного внести установленные авансы и пени налогоплательщику придется, но если налоговым органом за неуплату данных сумм будет применен штраф, правомерность такой санкции можно, и даже нужно, оспорить в суде.
Подобная ситуация рассмотрена 26.02.01 в ФАС Северо-Западного округа (дело № А56-17806/00). В решении по делу говорится, что "...суд апелляционной инстанции правильно указал на неправомерность привлечения ЗАО "Альянс-Диамант" к ответственности за неполную уплату налога за девять месяцев 1999 года. Согласно статьям 8 и 53 НК РФ налог — это обязательный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и подлежащий уплате по итогам налогового периода исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии со статьями 54 и 55 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется по окончании налогового периода, под которым понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам. Законом РФ "О налоге на прибыль" установлен налоговый период для налога на прибыль — год. Платежи по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев определены в статье 55 НК РФ как авансовые платежи. Такие платежи не являются налогом, так как налог уплачивается с налоговой базы, определяемой только по итогам налогового, а не отчетного периода.
Налоговым кодексом РФ не предусмотрены ответственность за неполную уплату авансовых платежей и возможность начисления пеней...".
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Такая формулировка лишена всякого смысла. Фактически законодатель снял запрет на проведение налоговой проверки один раз в календарном году. В предыдущей редакции ст. 89 НК РФ было четко указано, что выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год. Теперь, к примеру, если у налогоплательщика уплата НДС производится ежемесячно, возможна ситуация, когда налоговый орган будет проверять налогоплательщика ежемесячно, а так как срок проведения проверки два месяца и вопрос правомерности проверки текущего года не определен, то теоретически возможен случай, что на предприятии в течение текущего года одновременно будут работать три бригады проверяющих и каждая будет проверять уплату НДС по своему периоду (месяцу), периодически сменяясь в течение года. Итого 12 выездных проверок в год только по НДС.
Проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено законом. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Срок два месяца, установленный для проведения проверки, не совпадает с двумя календарными месяцами.
Например, в процессе проверки выяснилось, что в первоначальном требовании о представлении документов не указан ряд документов налогоплательщика, которые необходимы для продолжения проверки. Проверяющими вручается налогоплательщику требование о предоставлении документов и дается срок в пять дней на их предоставление. Если не имеется иных объектов проверки, проверяющие вправе прервать проведение проверки на срок, предоставленный налогоплательщику, и возобновить проведение проверки после указанного срока. В данном случае срок проверки увеличится на пять дней.
По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
Требования к оформлению акта выездной налоговой проверки установлены Инструкцией МНС РФ от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138.
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо представителям под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.
Многие налогоплательщики отказываются подписывать акт проверки, мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают его с оговорками. Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При неподписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения.
С учетом изложенного рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно собственноручно указать дату получения акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления.
Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Следует обратить внимание на то, что с точки зрения исчисления сроков две недели — это не 14 календарных дней, следующих подряд.
В соответствии со ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.
Если акт вручается в любой день недели, кроме пятницы, то у налогоплательщика на представление возражений имеется текущая неделя плюс еще две недели при условии, что в этих двух неделях нет праздничных дней. Срок истекает в 24 часа в последний день (пятница) последней недели срока.
Например, акт вручается 31 апреля 2001 г., 1, 2 и 9 мая — праздничные дни, соответственно, недели, в которых имеются праздники, исключаются из двухнедельного срока. Две недели, имеющие пять рабочих дней, начинаются с 14 мая, и срок на представление возражений истекает 25 мая в 24 часа.
По истечении срока на представление возражений в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Часто встает вопрос: что считать извещением налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки? Представляется, что это любое письменное уведомление, позволяющее достоверно установить факт получения налогоплательщиком извещения. Форма извещения не имеет значения. Главное, чтобы в извещении были указаны место и время рассмотрения акта проверки. Извещение может быть выслано по почте заказным письмом либо передано нарочным под роспись, либо иным способом, свидетельствующим о получении извещения. Извещение не обязательно должно представлять из себя отдельный документ. Возможно включение текста извещения в конец акта проверки.
Необходимо отметить еще одно обстоятельство: налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностных лиц организации-налогоплательщика к административной ответственности и т. д.
Вместе с тем, рассмотрение акта проверки и вынесение решения — две различные процедуры.
Если для рассмотрения акта проверки НК РФ установлен двухнедельный срок, то срока вынесения решения в действующей редакции НК РФ нет (в предыдущей редакции НК РФ срок вынесения решения — 10 дней с момента рассмотрения материалов проверки).
Срок вынесения решения ограничен сроком взыскания штрафных санкций (шесть месяцев с момента составления акта проверки). Вынесение решения по истечении этого срока теряет смысл, так как взыскать суммы штрафных санкций с налогоплательщика будет невозможно.
Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимо представить максимально возможное количество документов в обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так как от их позиции во многом зависит признание правомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура вынесения решения достаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовый пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.
Однако рассмотрение материалов проверки вместе с лицами, проводившими проверку, не может отождествляться с процедурой рассмотрения материалов проверки в смысле, указанном в НК РФ. Основным и, к сожалению, единственным критерием законности процедуры рассмотрения материалов проверки является факт рассмотрения таких материалов руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налогоплательщик фактически лишен права активно участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки. К примеру, у налогоплательщика нет права предоставить новые материалы, дополнительные возражения, давать пояснения и т. д. Решение приобщать или не приобщать документы или возражения налогоплательщика в момент рассмотрения материалов проверки зависит от воли должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы дела, а не от установленной законом процедуры.
Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки может послужить основанием для обращения налогоплательщика с иском в суд.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.01.01 № Ф-04/6-943/А45-2000 рассматривается ситуация, когда налогоплательщик уведомил ИМНС об изменении адреса. Однако извещение о рассмотрении дела было направлено по старому адресу. Нарушение процедуры извещения организации о времени и месте рассмотрения дела повлекло отмену решения суда первой инстанции о взыскании налоговых санкций, и дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данное решение выносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данное решение выносится в случае, если в акте содержатся сведения, формально содержащие признаки налоговых правонарушений, но в силу определенных причин налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Например, по основаниям, указанным в ст. 109 НК РФ.
Если в акте указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Данное решение выносится при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.
Что представляют собой дополнительные мероприятия налогового контроля, не ясно до сих пор. Законодателем не дан хотя бы примерный перечень процедур, из которых могут состоять мероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительных мероприятий налогового контроля является устранение обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения.
В силу ограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторных налоговых проверок, не может считаться дополнительным мероприятием вынесение решения о проведении проверки за уже проверенный налоговый период (в том числе встречной проверки). Такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в суд как незаконное и подлежащее безусловной отмене.
Подобный вывод сделан ФАС Северо-Западного округа в материалах дела от 19.03.01 № А56-26538/00, где суд однозначно расценил встречную проверку как вторичную, потому что "...решение о проведении встречной налоговой проверки общества принято ИМНС после окончания выездных налоговых проверок ООО и его структурного подразделения.
Между тем, как следует из содержания абзаца 2 статьи 87 НК РФ, налоговым органам предоставляется право истребовать документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, только в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки, а не после ее окончания, поскольку в указанной статье речь идет о получении информации, которая может послужить основанием для выводов, излагаемых в акте камеральной или выездной налоговой проверки.
Суд кассационной инстанции находит правильными выводы, изложенные в судебных актах, о том, что упомянутая в статье 87 НК РФ "встречная проверка" является не самостоятельным видом проверки, а позволяет лишь дополнительно истребовать необходимые при проведении налоговой проверки документы.
Статьей 87 НК РФ запрещено проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.
Не оспаривая право налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля, судебные инстанции правомерно указали на недопустимость нарушения при этом прав налогоплательщика, гарантированных Налоговым кодексом РФ, и признали оспариваемое решение ИМНС не соответствующим требованиям налогового законодательства...".
К дополнительным мероприятиям налогового контроля можно отнести:
— истребование у налогоплательщика документов;
— проведение экспертизы;
— опрос свидетелей;
— выемку документов и предметов;
— привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;
— проведение камеральной налоговой проверки налогоплательщика;
— проведение встречной выездной налоговой проверки контрагентов налогоплательщика;
— осмотр территорий, помещений, документов и предметов, то есть фактически все действия, которые проверяющие имели право производить во время проведения проверки.
Осуществляя мероприятия дополнительного налогового контроля, налоговые органы обладают всеми правами, предусмотренными действующим законодательством, за исключением права проведения выездной проверки по тем же основаниям.
Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителю невозможно, решение отправляется по почте заказным письмом и считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после его отправки.
В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Если требование не соответствует нормам действующего законодательства (глава 10 НК РФ, приказ МНС РФ от 07.09.98 № БФ-3-10/228 "Об утверждении формы требования об уплате налогов и сборов" в редакции приказа МНС РФ от 03.08.99 № АП-3-10/256), оно может быть обжаловано в суд. Обжаловать требование по формальным основаниям, в принципе, не имеет смысла. Даже если решение суда будет вынесено в пользу налогоплательщика и требование будет признано недействительным, от обязанности уплатить указанные в требовании суммы налогов и пени такое решение налогоплательщика не освободит.
Обжалование требования имеет смысл в тактическом плане. Например, обжалуя требование можно приостановить взыскание в бесспорном порядке сумм налогов и пени, указанных в требовании, до момента вынесения решения судом по существу. Данный ход дает налогоплательщику выигрыш во времени, которое можно использовать для подготовки искового заявления о признании недействительным решения налогового органа. Вместе с тем, обжалование требования по существу, то есть по суммам налогов и пени, — фактически единственная возможность обжалования налогоплательщиком опосредованно акта выездной налоговой проверки. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае невынесения налоговым органом по каким-либо причинам решения.
В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Дата составления акта — это дата, указанная на титульном листе акта, а не дата вручения его налогоплательщику. При обращении налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций по истечении данного срока судом будет отказано в удовлетворении исковых требований.
Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение.
Решение может быть обжаловано в административном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.
В административном порядке жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента вынесения решения. Подача жалобы не лишает налогоплательщика права на обращение в суд.
Обращение в суд производится по правилам, установленным АПК РФ.
Во избежание негативных последствий в виде списания денежных средств в бесспорном порядке налоговым органом в счет погашения образовавшейся по факту проверки недоимки и пени затягивать с обращением в суд не стоит.
И в заключение сказанного:
1. Все действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, могут быть обжалованы в суде, так же, как и решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и иные акты налогового органа. Причем под актом налогового органа в данном случае понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика (п. 48 Постановления ВАС РФ № 5). Акт налоговой проверки в суде обжалован быть не может, так как не является ненормативным актом органа государственной власти.
2. В случае, если у предприятия не имеется помещений либо проверку по адресу налогоплательщика невозможно провести по каким-то иным причинам (пожар и т. д.), налогоплательщик вправе обратиться с ходатайством в налоговый орган о смене места проверки либо проведения проверки на территории налогового органа. Естественно, в данном случае все документы, необходимые для проведения проверки, надо будет представить на новое место проверки.
3. Внимательно изучайте документы, предъявленные налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки, требования и т. д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказаться существенной аргументацией в суде со стороны налогоплательщика при возникновении налогового спора. По возможности сделайте и оставьте себе копии этих документов.
Нарушение формы акта налоговой проверки повлекло за собой отмену решений налоговых органов о взыскании санкций постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.03.01 № А05-6852/00-473/10. Оно содержит следующие выводы суда: "В нарушение пункта 3 статьи 101 НК РФ в постановлении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не изложены обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, не указаны документы и иные сведения, которые подтверждают эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В соответствии с пунктом 6 этой же статьи несоблюдение указанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа.
В данном случае следует применить это правило, так как постановление налоговой инспекции основано на акте от 09.03.2000. Акты от 10.03.2000 и от 16.03.2000 в постановлении не названы...".
4. При проведении проверки представляйте проверяющим только те документы, которые они затребовали. Показывая "лишние" документы, Вы можете спровоцировать проверку тех областей своей финансово-хозяйственной деятельности, которые первоначально проверять не планировалось.
5. При чтении акта проверки обратите внимание: на документы, которые были использованы в ходе проверки; что является источником ошибки, повлекшей доначисление сумм налога; проверьте правильность расчетов, указанных в акте и приложениях к нему. Бывают случаи, когда доначисление налогов производится без учета переплат по налогам, выявленных при проверке. Проверяющие тоже люди, и иногда они допускают арифметические ошибки. Бывают просто опечатки.
6. Возражения по акту проверки оформляйте по форме и в порядке, изложенным в акте. Не мешайте в кучу разные налоги. Вам самим потом будет удобнее.
Например, по НДС:
возражения по п. 7.2.1 акта — такие-то,
возражения по п. 7.2.2 акта — такие-то;
по налогу на прибыль:
возражения по п. 9.1 акта — такие-то,
возражения по п. 9.3 акта — такие-то.
Документы, прилагаемые к возражениям, оформляйте в виде приложений к ним и в тексте обязательно делайте на них ссылку.
7. Предварительно
изучите положения ст. 109 и ст. 112 НК РФ о наличии
обстоятельств, исключающих либо смягчающих
ответственность.
© «Арбитражная налоговая практика», 2001, № 2.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Индекс 80214 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать).
Подписка в любом почтовом отделении.
Подписка в Интернете: www.nalogi.com.ru/Russia.html
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Статья получена: Клерк.Ру