Галина Воробьева,
главный бухгалтер
Покупая товар, физическое лицо платит больше, чем организация. Ведь для него цена покупки увеличивается на сумму налога с продаж. Но если постараться, то уплаты налога можно избежать. Как это сделать, поведала наша читательница.
Схему, о которой я хочу рассказать, мне пришлось разработать по просьбе директора фирмы, где я работаю.
Дело в том, что он собрался купить себе компьютер и обратился ко мне для того, чтобы я выписала ему доверенность от предприятия. Понять, для чего ему нужен такой документ, было несложно. Ведь с предприятий налог с продаж не удерживается, и покупка компьютера через фирму обошлась бы нашему руководителю на 5 процентов дешевле, поскольку в цену не включалась бы сумма налога. Но, поступая так, организация рискует столкнуться с проблемами при встречной налоговой проверке. Поэтому я предложила директору поступить несколько иначе. Фирма выдает ему деньги и доверенность на покупку компьютера для нас. Директор (как доверенное лицо) приобретает его и приносит мне документы (накладную и счет-фактуру), на основании которых я отражаю стоимость техники в учете. После этого якобы выдаю этот компьютер директору в виде зарплаты. В итоге и директору хорошо (так как компьютер обошелся ему дешевле), и для компании никакого риска. Эта затея очень понравилась моему руководителю, и теперь мы часто используем эту схему.
Замечу, что, покупая какую-нибудь вещь не для фирмы, а для работника, я учитываю ее не как основное средство, а как товар на счете 41. Конечно, выдавая ее потом в счет зарплаты, я должна отразить это как реализацию и соответственно начислить НДС. Но в итоге организация все равно ничего не платит в бюджет, потому что «входной» налог принимается к вычету.
Правда, когда директор подошел с просьбой оформить доверенность на его родственника, мне пришлось доказывать, что так делать нельзя. Ведь выдавать доверенность можно только работникам и подрядчикам, что четко следует из постановления Госкомстата России № 71а, которым утверждена форма такой доверенности. Вообще-то, это условие можно было бы проигнорировать, если бы мы не показывали покупку в учете. А раз мы решили с самого начала работать без риска, то нужно действовать по правилам. В итоге доверенность, понадобившуюся родственнику, я опять выписала на директора. Только в этот раз я не стала отражать передачу товара в счет зарплаты, а оформила обычную продажу (по закупочной цене), за которую деньги поступили от директора («на бумаге», а фактически от родственника). Кстати, использовать такую уловку для себя без разрешения своего начальства я опасаюсь, поэтому обращаюсь к руководству только если планирую сделать крупную покупку.
Конечно, то, что я предлагаю, годится лишь для руководителей предприятий, которые всегда могут договориться о такой хитрости с главным бухгалтером. Если же вы не директор фирмы, есть другой способ сэкономить на покупке. Например, если у вас есть знакомый в какой-либо организации, которому нетрудно достать печать, попросите поставить ее на бланке доверенности, а заполнить документ можно и самим.
Если такого знакомого нет – не беда. Ни для кого не секрет, что приобрести пустые бланки с печатями можно чуть ли не на каждом углу, по крайней мере в больших городах. Тогда и просить никого не надо. Купив заверенные печатями чистые бланки документов, вам остается только их заполнить. Правда, прибегать к этому следует лишь в том случае, если стоимость планируемой покупки больше 2–3 тысяч рублей. Например, если вы потратите на приобретение бланков 100 рублей, а присмотренный вами товар с учетом налога с продаж стоит 2 тысячи рублей, то использовать такой способ невыгодно. Ведь на самой покупке вы сэкономите всего 95 рублей (2000 руб. ? 5% / 105%). А в результате из-за трат на покупку пустых бланков получите не выгоду, а убыток в сумме 5 рублей (100 – 95).
Предложив директору отразить его компьютер в бухгалтерском учете, я смогла оградить организацию от неприятностей с налоговиками. Вот если бы директор не прислушался к моему совету, нам обоим могло бы не поздоровиться. Выписав фиктивную доверенность, организация фактически признает, что собирается купить товар. Поскольку у продавца есть накладная, приходный кассовый ордер с наименованием фирмы и подписью директора (доверенного лица), то получается, что товар приобретен. Значит, его стоимость следовало отразить в учете. И если бы я этого не сделала, то получилось бы, что наша организация «неправильно отразила хозяйственную операцию на счетах бухгалтерского учета». А это, согласно статье 120 НК РФ, считается грубым нарушением, за которое положен штраф в размере 5 тысяч рублей. Если же такое нарушение приводит к занижению налоговой базы, то сумма штрафа возрастает и составляет не менее 15 тысяч рублей. На первый взгляд никакого занижения базы нет, ведь организация не отразила расход, а значит, наоборот, увеличила налогооблагаемую прибыль (налоговую базу). Но занижение базы, правда, по другому налогу (на имущество) все же есть. Поэтому, если не хотите быть оштрафованными, лучше прислушайтесь к моему совету.
Однако хочу предупредить читателей, решивших воспользоваться предложенной мною схемой, об одном ограничении. Согласно указанию Банка России от 14 ноября 2001 г. № 1050-У, организации могут расплачиваться друг с другом наличными деньгами по одной сделке на сумму не больше 60 тысяч рублей. Поэтому при покупке очень дорогой вещи уловку с доверенностью применить не удастся, если только продавец не согласится на то, чтобы оформить не одну сделку, а несколько. К примеру, вы приобретаете спальный гарнитур, а продавец вам выписывает несколько накладных: отдельно на тумбочку, шкаф, кровать и т. д.
Открыв счет, заплатишь меньше
Поскольку налог с продаж платят только те граждане, которые расплачиваются с продавцом наличными, есть еще способ, позволяющий покупателю снизить цену товара. Достаточно открыть в банке счет (на это много времени не потребуется), и через него проводить все расчеты.
Выбрав этот «метод экономии», вы вообще ничем не рискуете. И налоговики официально подтвердили, что гражданин, оплачивающий товар со своего банковского счета, не должен платить налог с продаж (письмо МНС России от 29 апреля 2002 г. № ВГ-6-03/638@). Но обратите внимание: если вы перечислите продавцу деньги через кассу банка, а не со счета, то это приравнивается к наличному расчету. Поэтому, чтобы сэкономить на покупке, нужно обязательно открыть в банке счет и именно с него платить поставщику.
Единственный недостаток этой схемы заключается в том, что применить ее будет довольно сложно, если вы хотите купить товар в магазине. Ведь все расчеты там проводятся через кассу, и просить продавца принять банковский платеж бесполезно. Для этого вам придется связаться с главным бухгалтером магазина и объяснить ему ситуацию. И только если он разрешит расплатиться по безналу, можно сэкономить на покупке.
От редакции: мы всегда рады обсудить с вами острые проблемы бухучета и налогообложения на нашем сайте.Статья получена: Клерк.Ру