Чтобы оценить ситуацию, мы обратились к посетителям сайта www.buhgalteria.ru.
АУДИТОРСКИЕ И АДВОКАТСКИЕ КОМПАНИИ
Проконсультируют здесь с удовольствием. Правда, за деньги, но бесплатный сыр, сами понимаете...
Задать можно практически любой вопрос: по бухгалтерскому учету, налогообложению и праву, по оптимизации финансовых потоков, управленческому учету, валютному и таможенному законодательству. Как правило, на вопросы клиентов отвечают опытные специалисты, имеющие аттестаты аудиторов и налоговых консультантов.
Задать свой вопрос можно по телефону, прислать по факсу или электронной почте.
Людмила Маашева, заместитель генерального директора по работе с клиентами консалтинговой группы «Что делать Консалт»:
«Поступивший вопрос будет сразу проанализирован специалистами и после согласования финансовых условий передан в работу.
Ответы могут быть устные (по телефону) или письменные, в зависимости от потребности заказчика. Также по желанию клиента мы можем организовать встречу со специалистом у нас в офисе либо непосредственно в офисе клиента.
Срок исполнения заявки зависит от степени сложности вопроса и формы ответа. Устные ответы даются быстрее и стоят дешевле, чем письменные. С каждым клиентом работает персональный менеджер, который решает все организационные вопросы и обеспечивает наличие всех необходимых первичных документов».
Консультации специалистов хороши еще и тем, что они обеспечивают конфиденциальность получаемой информации и предоставляют полные сведения о нормативных актах, на которых основываются выводы, содержащиеся в ответе.
Процедура обращения в аудиторские, консалтинговые и адвокатские компании за консультациями несложная.
Владислав Брызгалин, директор ООО «Агентство правовой безопасности “Налоговый щит”»:
«Прежде всего нужно прислать письменный запрос. Я рассматриваю его, определяю стоимость и сроки исполнения ответа, исходя из сложности вопроса и объемов работ, а также решаю, кто из специалистов будет им заниматься. Если заказчика все устраивает, специалист приступает к работе».
Сергей Кочетов, PR-директор адвокатского бюро «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:
«Обычно фирмы присылают запрос, как правило – на имя кого-либо из управляющих партнеров. Они в свою очередь распределяют вопросы по отраслям, ведь у каждого юриста есть своя специализация. Затем специалист связывается с клиентом и начинает заниматься его вопросом».
Ответы специалисты фирм, как правило, предоставляют клиентам в письменном виде. Некоторые компании по телефону не консультируют.
Наталья Бондарева, менеджер отдела по связям с общественностью «Налоговой компании Патера»:
«Мы почти не даем консультаций по телефону или электронной почте, так как оказываем комплексные услуги, например исследование налоговой ситуации и работа с недоимкой предприятий, налоговое обслуживание, ведение споров с налоговыми органами в досудебном и судебном порядке. По телефону мы можем проконсультировать только наших постоянных клиентов».
БУХГАЛТЕРСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ ФОРУМЫ
Форумов, на которых бухгалтеры обсуждают профессиональные и не очень вопросы, – превеликое множество.
Мы задали один и тот же бухгалтерский вопрос на нескольких форумах. Наверное, наиболее посещаемый, судя по количеству ответов на наш вопрос, – бухгалтерский форум на сайте www.klerk.ru. Развернулась целая дискуссия, ответы были очень обстоятельные, со ссылками на нормативные акты и реальными советами. Многие делились собственным опытом.
На сайте www.buhgalteria.ru также были даны вполне профессиональные ответы. Правда, количество ответов не впечатлило – их было всего лишь три, но вполне жизненные.
Не оставили наш вопрос без внимания и посетители форума на сайте www.taxhelp.ru, а также те, кто заходит на бухгалтерский сервер по адресу www.saldo.ru в раздел «Вопросы и Ответы». Единственный из выбранных нами форумов, где на наш вопрос никто не ответил, – на официальном сайте системы поддержки малого предпринимательства Москвы по адресу www.mbm.ru.
Конечно, ответы, полученные подобным образом, нельзя причислить к официальным или сослаться на них, например, при налоговой проверке. Зато бухгалтер получает оперативную и бесплатную помощь.
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
Всегда хорошо иметь знакомых, более компетентных в профессиональных вопросах.
Марина Пчелкина, главный бухгалтер ООО «ДОМ-инвест»:
«Когда меня назначили главным бухгалтером, я к этой должности была еще не совсем готова. Мне повезло – моя подруга работала главбухом в фирме, занимающейся аналогичной деятельностью. Я несколько месяцев постоянно у нее консультировалась. Она же помогла мне сделать первый баланс. Не уверена, что справилась бы со всем сама. Во всяком случае, времени это у меня заняло бы гораздо больше».
У подруги-главбуха, имеющей больший опыт работы, можно не только проконсультироваться практически по любому вопросу, но и занять бланки, которых нет в вашем хозяйстве, взять на прокат бухгалтерскую литературу. В общем, как говорится, не имей сто рублей, а имей подругу-счетовода.
ИНСПЕКТОРЫ ИМНС
Ну, это совсем отдельная песня. Чрезвычайно редко встречаются инспекторы, которые, нет, не с удовольствием, а хотя бы без явного отвращения отвечают на вопросы бухгалтеров.
Как правило, чтобы получить ответ на свой вопрос по телефону, инспектора нужно знать лично. Тогда он, может быть, и решит вашу проблему. Хотя сомнительно. Обычно в трубке слышится: «Пишите официальный запрос!» или «Приходите в приемный день к своему инспектору!».
Напомню: согласно статье 32 Налогового кодекса, налоговики просто обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Причем просвещать бухгалтеров они должны совершенно бесплатно. Правда, в отличие, например, от аудиторской компании, консультирующей оперативно, но за деньги, ответа чиновников придется ждать месяц. Этот срок установлен Положением об информировании налогоплательщиков по вопросам уплаты налогов и сборов*. А если налоговики решат, что вопрос очень уж сложный, то срок могут продлить еще на месяц.
Но это все теоретически. На практике ответов чиновников приходится ждать чуть ли не полгода. «Мы послали письмо с просьбой разъяснить ситуацию уже два месяца назад. Ответа нет до сих пор. Я с ужасом жду налоговой проверки. У нас спорная ситуация, а я очень надеялась на ответ налоговиков», – рассказывает бухгалтер Оксана Ремова.
Только 1 процент из принявших участие в нашем опросе бухгалтеров обращается с вопросами в ИМНС, тогда как 56 процентов (см. таблицу) считают инспекторов совершенно некомпетентными. 40 процентов бухгалтеров стараются ответ инспектора все-таки перепроверить. Как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. Ведь налоговые чиновники тоже люди, могут ошибиться. Причем ответственности за свои действия они, к сожалению, не несут.
Ольга Расчетнова, исполняющая обязанности начальника общего отдела УМНС по г. Москве:
«Именно наш отдел занимается приемом всех запросов. Мы их регистрируем и направляем руководству. Дальше письма расписывают по исполнителям. Если это простые разъяснения, то ответ дается в течение месяца. Если же требуется согласование вопроса, например с МНС, то довольно часто специалисты, которые занимаются этим письмом, просят перенести срок исполнения. Но предупреждения о том, что срок задерживается, мы обычно не отправляем. Жалоб практически не бывает, ведь все прекрасно понимают, что если это дело спорное, то одним месяцем все не ограничится».
Как нам сообщили в пресс-центре УМНС, на сегодняшний день в базе числится более 42 тысяч запросов, поступивших в течение 2003 года. Терпению бухгалтеров можно позавидовать...
* Утверждено приказом МНС России от 5 мая 1999 г. № ГБ-3-15/120.
К кому вы обращаетесь с профессиональными вопросами?
- К знакомым 23,71% (46)
- К своему инспектору 1,03% (2)
- К аудиторам или юристам 14,43% (28)
- Задаю вопрос на бухгалтер- 20,62% (40)
- ском форуме
- Разбираюсь самостоятельно 38,66% (75)
- Другое 1,55% (3)
Всего голосов: 194
Устраивает ли вас то, как отвечают на вопросы инспекторы ИМНС?
- Да, полностью 1,16% (1)
- Нет, они совершенно неком- 55,81% (48)
- петентны!
- Когда как, обычно стараюсь 39,53% (34)
- перепроверить ответ
- Другое 3,49% (3)
Всего голосов: 86
Сколько стоит ответ на вопрос? | ||
Название компании |
Часовая ставка специалиста |
Примечания |
Адвокатское бюро «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» | От 90 до 300 долл. | Если вопрос обширный и требует большой проработки, то бюджет оговаривается при встрече |
Консалтинговая группа «Что делать Консалт» | От 25 до 50 долл. | В системе консультационного обслуживания предусмотрены различные виды абонементов. Они различаются по объему и срокам действия, что позволяет клиенту выбрать для себя наиболее оптимальный вариант |
Консалтинговая компания «Эскорт XXI» | От 50 до 100 долл. | Стоимость зависит от сложности вопроса и квалификации консультантов |
ООО «Агентство правовой безопасности “Налоговый щит”» | Не установлена | Стандартная стоимость письменной консультации – от 100 долл. Определяется индивидуально и может быть увеличена по согласованию с заказчиком в случае большого объема заданных вопросов и их сложности |
Алена ТУЛЯКОВА
Статья получена: Клерк.Ру