Методический журнал "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке" , № 7-8/2005
Межрегиональная банковская конференция «Актуальные вопросы эффективности и безопасности функционирования систем розничных платежей» прошла в Саратове 7–8 июля 2005 года на базе ГУ Банка России по Саратовской области. // С.В. Губин, первый заместитель начальника Главного управления Банка России по Саратовской области. В.В. Гожанский, начальник отдела платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Саратовской области.
В конференции приняли участие представители Департамента платежных систем и расчетов Банка России, рабочей группы при аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, сотрудники Московского представительства Visa International, MasterCard Int., American Express, территориальных учреждений Банка России, Поволжского банка Сбербанка Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Саратовской области, правоохранительных органов и кредитных организаций Саратовской области. В настоящей статье обобщены наиболее интересные выступления участников конференции.
Открывая конференцию, первый заместитель начальника Главного управления Банка России по Саратовской области С.В. Губин отметил, что тема конференции не случайна. В настоящее время массовые (розничные) платежи являются одним из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений банковского бизнеса как в России целом, так и на территории Саратовской области. Главным управлением Банка России по Саратовской области, кредитными организациями, органами власти вопросам развития розничных платежей уделяется большое внимание. Особое место занимает данное направление деятельности в принятой стратегической программе деятельности ГУ Банка России по Саратовской области «12 Главных дел 2005 года». В текущем году Главное управление совместно с кредитными организациями продолжило реализацию Программы развития системы безналичных расчетов с применением банковских пластиковых карт на 2002–2005 годы, а также совместно с правительством области наметило конкретные мероприятия, направленные на развитие рынка банковских карт на территории региона.
Среди данных мероприятий необходимо выделить:
1) усиление взаимодействия администраций муниципальных образований области с кредитными учреждениями по проведению анализа наличия на территории муниципального образования крупных и средних предприятий, не переведенных на выплату зарплаты с применением пластиковых карт, а также предприятий, занимающихся торговлей или предоставлением услуг, оптовых складов, не осуществляющих прием платежей с использованием пластиковых карт, в целях проведения совместных совещаний с руководителями предприятий и представителями кредитных организаций по вопросу внедрения данной технологии безналичных расчетов;
2) проведение конкурсов среди торгово-сервисных точек, использующих для расчетов пластиковые карты, с доведением их результатов через местные средства массовой информации (на наибольшее количество операций, на лучший уровень обслуживания, на низкий уровень обслуживания при приеме к оплате банковских карт);
3) организацию взаимодействия с Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области и Управлением Федерального казначейства по Саратовской области совместно с кредитными организациями области по рассмотрению возможности оплаты налоговых платежей с использованием банковских карт;
4) проработку вопроса о введении в новом учебном году в высших и среднеспециальных учебных заведениях краткого популярного курса об использовании банковских карт Министерством образования области с Главным управлением Банка России по Саратовской области и кредитными организациями области.
На сегодняшний день традиционная для «пластикового» бизнеса в России проблема использования карт преимущественно для снятия денежных средств со счета наблюдается и в Саратовской области.
Для того чтобы ситуация в регионе изменилась, банки области предпринимают активные действия в целях повышения привлекательности своих карточных продуктов: предлагают дисконтные программы, кредитование, возможность оплаты услуг сотовой связи, оплату коммунальных услуг, возможность пополнения банковского счета наличными деньгами через банкоматы, возможность контроля за состоянием банковского счета и проведение безналичных платежей со счета карты с использованием мобильного телефона, проводят конкурсы среди держателей пластиковых карт и кассиров торговых точек на наибольшее количество покупок с использованием пластиковых карт.
Однако приходится констатировать, что свою основную функцию пластиковые карты все-таки не выполняют. На ситуацию с использованием платежных карт влияют многие факторы: низкий уровень средней заработной платы (население предпочитает тратить деньги на рынках или в дешевых магазинах, не оборудованных специальными терминалами для обслуживания карт), технические проблемы (отсутствие устойчивой связи в ряде муниципальных образований области) и многие другие.
Для активизации развития рынка банковских карт на территории области требуется постоянная и планомерная работа с населением и торговыми предприятиями по изменению стереотипного подхода к расчетам в торговой сети, которую необходимо осуществлять в тесном взаимодействии кредитных организаций с органами власти и управления.
Начальник управления розничных платежей Департамента платежных систем и расчетов Банка России О.В. Перестенко в своем выступлении уделил внимание вопросам методологии анализа рынка розничных платежей (по материалам Банка международных расчетов), государственной политики и роли Центрального банка РФ, оценки текущего состояния рынка розничных платежных услуг в России, подходам и вариантам участия Банка России в розничных платежах.
В настоящее время среди поставщиков услуг розничных платежей помимо Центрального банка, кредитных организаций и почты стали появляться нефинансовые посредники (торговые сети и иные структуры), которые тоже претендуют на предоставление платежных услуг. Данная ситуация тревожит Банк России, и разработка дальнейшей политики в сфере розничных платежей будет проводиться Банком России с учетом этого факта.
В качестве первоочередных задач по выработке и реализации политики Банка России О.В. Перестенко выделил:
— организацию и проведение работ по сбору данных о состоянии рынка розничных платежных услуг (Указание Банка России № 1557-У — первый шаг) и о намерениях основных его участников;
— анализ текущего состояния, тенденций развития и проблем функционирования рынка розничных платежных услуг, а также потребностей участников рынка;
— разработку предложений по формированию и реализации политики Банка России.
Политика Банка России в сфере розничных платежей будет определять набор приоритетов, которые должны реализовываться через денежно-кредитную политику и доводиться до участников рынка через стратегию развития банковского сектора. Данные меры позволят рынку оперативно сигнализировать банкам для построения ими своей политики и определения направления дальнейших действий и для того, чтобы рынок развивался, рос и потребности в розничных платежах удовлетворялись наиболее полно и качественно.
В.А. Кузнецов, заместитель начальника управления розничных платежей Департамента платежных систем и расчетов Банка России, в своем докладе представил подробный обзор рынка платежных карт в Российской Федерации, факторов, негативно влияющих на развитие безналичных расчетов с использованием платежных карт (проблематика мошенничества), и нормативных документов, которые устанавливают требования к банкам по выпуску банковских карт.
В сфере банковских розничных платежных услуг в 2004 году сохранилась сформировавшаяся ранее тенденция к расширению использования платежных карт, эмиссию и(или) эквайринг которых осуществляли 753 кредитных организации против 698 на начало года. В 2004 году на территории Российской Федерации с использованием платежных карт совершено 609,6 млн операций на сумму 2079,9 млрд рублей, что свидетельствует о сохранении темпов роста указанных операций, которые составили по количеству 148,5%, а по объему — 168,3%. В 2004 году было отмечено увеличение темпов роста количества (157,7%) и объема (216,7%) безналичных платежей с использованием платежных карт, которое связано прежде всего с расширением розничных платежных услуг, предоставляемых кредитными организациями (темпы роста за 2003 год составили соответственно 126,1 и 200,0%). В отчетном году, как и в предыдущие годы, операции по снятию наличных денег преобладали над безналичными платежами с использованием платежных карт, однако наблюдается устойчивая тенденция к изменению этого соотношения в пользу операций по безналичным платежам. В 2004 году это соотношение составило соответственно 12,9 и 87,1% (в 2003 г. — 10,0 и 90,0%). По оценкам Банка России, в 2004 году в розничную инфраструктуру России инвестировано от 150 до 200 млн долларов США, и неудивительно, что крупные западные инвесторы рассматривают Россию в качестве реального направления для инвестиций.
Выход нового документа (Положения № 266-П), устанавливающего регулятивные нормы в отношении выпуска предоплаченных карт как нового вида банковского платежного инструмента, будет способствовать развитию сферы безналичных платежей и соответственно сокращению наличных денег в обращении.
Одной из актуальных проблем на рынке банковских карт Российской Федерации является мошенничество с использованием данного вида платежного инструмента. Банк России при подготовке Положения № 266-П это учел в виде отдельных норм, касающихся вопросов безопасности, управления и минимизации рисков, которые должны быть продуманы и включены в политику банков, занимающихся розничными платежами.
В своем выступлении А.В. Шамраев, заведующий сектором методологии форм безналичных расчетов отдела методологии клиентских расчетов управления регулирования расчетов Департамента платежных систем и расчетов Банка России, остановился на правовых аспектах операций с платежными картами и провел сравнительный анализ имеющихся норм законодательства Российской Федерации и зарубежных государств. Кроме того, им были освещены вопросы нормативного регулирования расчетов с использованием банковских карт Банком России и государственными банками зарубежных стран, потребительского кредитования и недобросовестной рекламы, защиты информации и кредитных бюро.
По результатам выступления необходимо отметить, что отсутствие специального закона по вопросам использования платежных инструментов в законодательстве Российской Федерации существенно осложняет развитие рынка платежных услуг. При этом наличие общих норм, закрепленных в Гражданском кодексе и отдельных законах (например, в Законе РФ «О защите прав потребителей»), является явно недостаточным. В связи с этим следует более тщательно относиться к разработке договоров, регулирующих расчеты с использованием банковских карт, особенно в части вопросов рисков и разграничения ответственности банков и держателей карт. При этом не следует полностью перекладывать ответственность на клиента, так как от уровня доверия клиента к банку зависит его желание использовать банковскую карту не только как инструмент для снятия наличных денег, но и как средство безналичных расчетов.
Д.И. Магнат и М.А. Андросова, менеджеры по развитию бизнеса Московского представительства Visa International, сообщили о результатах и стратегических направлениях развития Visa International в России, а также о новых банковских продуктах Visa. Основными задачами ассоциации являются: поддержка банков-членов, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, разработка открытых стандартов, разработка нормативной базы, регулирующей отношения между банками-членами, продвижение, защита и поддержка торгового знака Visa.
Стратегические направления развития Visa в России:
— продвижение безналичных расчетов, способствующее более эффективному развитию экономики страны;
— помощь банкам в обучении конечных потребителей правильному использованию банковских продуктов Visa;
— разработка специальных соглашений с российскими и иностранными производителями карт, терминального оборудования и поставщиками других услуг с целью снижения расходов банков — членов Visa и повышения привлекательности и доходности их услуг.
Кроме того, это всесторонняя поддержка банков-членов с целью повышения рентабельности их бизнеса:
— выработка и принятие совместных решений;
— развитие инфраструктуры приема и увеличения выпуска банковских карт в российских регионах;
— проведение маркетинговых кампаний, способствующих привлечению новых клиентов и активизации существующих;
— обучение банков методам эффективного продвижения, продаж и управления карточным портфелем Visa;
— помощь в управлении финансовыми рисками и борьбе с мошенничеством;
— разработка новых платежных технологий и банковских продуктов.
В качестве новых банковских продуктов Visa были освещены вопросы сегментации рынка (изучение клиента), результаты исследования рынка кредитных карт, новые способы платежей по картам Visa и маркетинговая деятельность Visa в России.
А.М. Кийко, младший вице-президент MasterCard International, в своем докладе отметил, что в настоящее время усилиями государственных структур социальные карты становятся все более и более актуальными в России и большинство банков со временем будут вовлечены в данный процесс. Переход MasterCard International на чиповую технологию с использованием EMV-спецификации обеспечил возможность разработки программы MasterCard OneSMART как решения для реализации проектов социальных карт. Эта программа включает в себя: OneSMART Pre-Authorized, MODS (MasterCard Open Data Storage), OneSMART Authentication, OneSMART PayPass (бесконтактные карты). Данные продукты внедрены и успешно действуют в Европе.
Главная задача социального проекта — обеспечить возможность определения социальных льгот гражданина непосредственно на месте оказания услуги и предоставить достоверную информацию об оказанной услуге соответствующим государственным органам для проведения необходимых выплат из бюджета.
При этом необходимо отметить, что социальный проект обеспечивает государству:
— целевое адресное предоставление льгот жителям;
— учет предоставленных льгот для планирования бюджета, прогнозирования бюджетных расходов и социально-экономических процессов, экономии и целевого использования бюджетных средств;
— разработку механизмов предоставления льгот в денежном выражении и обеспечения адресных выплат жителям;
— автоматизацию процессов обслуживания льготных категорий населения;
— создание и ведение единого социального реестра жителей;
— возможность интеграции региональных систем, связанных с предоставлением льгот, с аналогичными системами других регионов.
В свою очередь банкам социальный проект обеспечивает:
— получение технологии, легко применимой в различных сегментах рынка;
— привлечение на банковское обслуживание новых групп клиентов;
— возможность предоставления более широкого спектра услуг существующим клиентам;
— увеличение оборотов по картам банка;
— расширение сети приема карт и создание условий для этого;
— кардинальное улучшение имиджа банка.
MasterCard International имеет отработанный вариант решения для реализации социального проекта во всем спектре его возможных приложений и готов его предложить банкам и регионам и оказывать всемерную поддержку данным проектам.
Н.В. Виллемс, менеджер Ассоциации российских членов Europay (АРЧЕ), в своем докладе осветила деятельность MasterCard International и АРЧЕ в мире и в Российской Федерации. Также она подробно остановилась на проекте АРЧЕ по оказанию спонсорской поддержки банкам-аффилиатам, на возможной схеме подключения аффилиата, схеме подключения аффилиата при участии технологической компании и расчетного агента, сегментации карточных продуктов, на различных областях применения карточных продуктов, особенностях продукта MasterCard Electronic, револьверных кредитных картах, стратегии MasterCard International в сегменте элитных продуктов, а также на совмещенных и кобрэндинговых картах.
Большой интерес со стороны региональных кредитных организаций области вызвало сообщение об изменении стоимости вступления аффилиата под спонсорством АРЧЕ, так как получение статуса и лицензий на MasterCard, MasterCard Electronic, Maestro, Cirrus составляет 5000 евро и осуществляется в течение 1 месяца при сопровождении АРЧЕ.
С.Г. Бушмакин, руководитель рабочей группы при аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, выступил с обзором социальных карточных проектов на территории Российской Федерации и в ПФО. Он подробно остановился на социальной карте москвича, карте горожанина Санкт-Петербурга, проекте «МультиКарта» в Республике Чувашия, общем концептуальном подходе к смарт-технологиям.
При подготовке к реализации социального проекта на региональном уровне возникает проблема расчета экономической эффективности социальных карточных проектов.
Результаты оценки технико-экономической эффективности показывают, что реализация проектов в небольших муниципальных образованиях по прямым показателям может быть нерентабельной, а по косвенным показателям — показывать окупаемость инвестиций.
Реализация проектов в небольших муниципальных образованиях позволяет привлечь существенные средства населения в экономику муниципального образования, соизмеримые с бюджетом муниципалитета.
Реализация проектов в субъекте Федерации с высокими показателями экономики обеспечивает прямой возврат инвестиций и высокую рентабельность проекта. По косвенным показателям проект обеспечивает существенный возврат вложенных финансовых средств и может оказать стимулирующее развитие на экономику региона.
Кроме того, по результатам анализа экономического эффекта от внедрения проекта социальных карт необходимо отметить следующее:
— внедрение компьютерных технологий на Московском метрополитене и пригородных электричках дает от 10 до 17% годовой экономии;
— наведение элементарного порядка в аптечных сетях с помощью компьютерных технологий приводит к уменьшению бюджетных затрат от 5 до 7%.
Ориентировочная оценка экономии в Приволжском федеральном округе учитывает, что на замену натуральных льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете на 2005 год предусмотрено 170 млрд рублей. В ПФО для федеральных и региональных льготников сумма льгот составит 60 млрд рублей, или 2 млрд долларов. Следовательно, с помощью окружного проекта «Социальная карта» можно было бы сэкономить в год 5–6% (даже не 10–17%), что составит около 3 млрд рублей (100 млн долларов в год только в ПФО).
В области реализации социальных проектов в ПФО опыт уже имеется у Чувашии, Самары и Нижнего Новгорода. Кроме того, в Нижнем Новгороде налажены производство смарт-карт, терминалов, разработка программного обеспечения для смарт-карт, выпуск электросчетчиков со смарт-картой, а в Чувашии — банкоматов для смарт-карт.
Таким образом, по результатам анализа можно сделать вывод, что Приволжский федеральный округ организационно и технологически готов к внедрению масштабного окружного проекта «Единая социальная карта льготника».
Большое внимание на конференции было уделено вопросам безопасности расчетов с использованием банковских карт. Доклад П.В. Стромского, менеджера по борьбе с мошенничеством Московского представительства Visa International, был посвящен вопросам классификации рисков в международных платежных системах, текущей ситуации с мошенничеством по картам в мире и Российской Федерации, проблемам обеспечения безопасности при эквайринге платежных карт Visa. Представитель УФСБ по Саратовской области рассказал участникам конференции о ситуации с мошенничеством по операциям с использованием платежных карт в Саратовской области и о практике взаимодействия кредитных организаций и правоохранительных органов на территории региона.
А.В. Маслов, директор по дорожным чекам и предоплаченным продуктам в России и странах СНГ компании American Express, привел данные маркетингового исследования в России, рассказал о деятельности компании и новом продукте — Американ Экспресс Чек (специально разработанном для российского потребителя), об основных преимуществах данного продукта, о том, как он работает и о средствах его защиты от мошенничества, как его продавать и принимать к оплате, а также о том, чем данный продукт отличается от дорожных чеков American Express.
Участие в работе конференции также приняли В.А. Логаткин, заместитель председателя правления ЗАО «Экономбанк», и А.В. Марков, первый заместитель Саратовского отделения № 8622 Сбербанка России, которые поделились опытом работы в сфере развития розничных платежей и безопасности расчетов с использованием банковских карт на территории Саратовской области.
Представители территориальных учреждений Банка России и Поволжского банка Сбербанка Российской Федерации рассказали о работе в своих регионах.
По результатам конференции всеми участниками была принята резолюция, в соответствии с которой поручено:
- Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области продолжить координацию работы кредитных организаций области по вопросам развития рынка розничных платежей на территории Саратовской области и ежеквартальный анализ состояния и развития рынка банковских карт;
- кредитным учреждениям области, осуществляющим эмиссию и эквайринг банковских карт:
— продолжить работу по популяризации безналичных форм расчетов с использованием банковских пластиковых карт;
— активизировать работу по увеличению количества торгово-сервисных предприятий, осуществляющих прием к оплате за товары и услуги банковских пластиковых карт в городах и крупных населенных пунктах области;
— увеличить количество банкоматов с функцией приема безналичных платежей по банковским пластиковым картам, а также платежных киосков в городах и крупных населенных пунктах области; - кредитным учреждениям области, не осуществляющим эмиссию и эквайринг банковских карт, рассмотреть возможность вступления в платежные системы для осуществления эмиссии и эквайринга банковских карт;
- кредитным организациям области, Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области совместно с органами власти и управления рассмотреть возможность внедрения социальных проектов на территории области с использованием банковских платежных карт;
- кредитным организациям области совместно с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области и правоохранительными органами Саратовской области продолжить работу, направленную на создание в регионе атмосферы, неблагоприятной для мошенничества, с использованием банковских пластиковых карт, чеков American Express и других инструментов совершения розничных платежей.
Статья получена: Клерк.Ру