Е.Е.Смирнов,
Издательская группа \"БДЦ-пресс\"
Опубликовано: Журнал \"Налогообложение,учет и отчетность в коммерческом банке.\" N 12-2002 год
Продолжающийся уже несколько лет в России процесс внедрения международных стандартов финансовой отчетности вступает в завершающую стадию. Переход на МСФО 1 января 2004 г. уже не выглядит нереалистичным. Об этом шла речь в интервью Дональда Бескина, генерального директора Международного центра реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ), которое он дал корреспонденту журнала Е.Е.
Смирнов. Дональд Бескин рассказал, что Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ) действует в нашей стране с марта 1998 года при поддержке Британского фонда Ноу-Хау, Агентства международного развития США (USAID), ТАСИСа и частных предприятий, которые были привлечены к сотрудничеству Консультативным советом по иностранным инвестициям при Правительстве РФ и Американской торговой палатой в России.
Миссию МЦРСБУ, характер его деятельности во многом определило то немаловажное обстоятельство, что среди учредителей этой организации были такие авторитетные международные органы как Европейский банк реконструкции и развития. МЦРСБУ создан с целью содействия России в переходе на международные стандарты бухгалтерского учета, отчетности и аудита.
\"Претворяя в жизнь эти цели, мы делаем все от нас зависящее, чтобы привнести технические знания и навыки на рынок России, который неуклонно движется в направлении международных стандартов. И мы удовлетворены тем, что с 1 января 2004 года в России на отчетность по международным стандартам должны перейти коммерческие банки, профессиональные участники фондового рынка, эмитенты ценных бумаг\".
Основной акцент Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (по-английски -International center for accounting reform, сокращенно - ICAR) делает на оказании технической поддержки, консультаций и передачи ноу-хау всем вовлеченным в этот процесс индивидуальным лицам и организациям.
Главным направлением такой поддержки стало опубликование на русском языке огромного количества материалов технического характера по МСФО, по международным стандартам аудиторской деятельности, по стандартам учета и отчетности. В частности, по этой линии ICAR издал в 2000 г. весьма капитальное практическое пособие Всемирного банка \"Международные стандарты финансовой отчетности\", адаптированное для российского читателя. О ценности его содержания для участников российского рынка можно судить хотя бы по названию глав этой книги:
1 \"Прозрачность финансовой отчетности\";
2 \"Принципы подготовки и представления финансовой отчетности\";
3 \"Представление финансовой отчетности (МСФО 1)\";
4 \"Запасы (МСФО 2)\";
5 \"Отчеты о движении денежных средств (МСФО 7)\";
6 \"Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике (МСФО 8)\";
7 \"Условные события и события, происшедшие после отчетной даты (МСФО 10)\";
8 \"Договоры подряда (МСФО 11)\";
9 \"Налоги на прибыль (МСФО 12)\";
10 \"Сегментная отчетность (МСФО 14)\";
11 \"Информация, отражающая влияние изменения цен (МСФО 5)\";
12 \"Основные средства (МСФО 16)\";
13 \"Аренда (МСФО 17)\";
14 \"Выручка (МСФО 18)\";
15 \"Вознаграждение работникам (МСФО 19)\";
16 \"Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи (МСФО 20)\";
17. \"Влияние изменений валютных курсов (МСФО 21)\";
18 \"Объединение компаний (МСФО 22)\";
19. \"Затраты по займам (МСФО 23)\";
20 \"Раскрытие информации о связанных сторонах (МСФО 24)\";
21 \"Учет инвестиций (МСФО 25)\";
22 \"Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (МСФО 26)\";
23 \"Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании (МСФО 27)\";
24 \"Учет инвестиций в ассоциированные компании (МСФО 28)\";
25 \"Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции (МСФО 29)\";
26 \"Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов (МСФО 30)\";
27 \"Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности (МСФО 31)\";
28 \"Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации (МСФО 32)\";
29 \"Прибыль на акцию (МСФО 33)\";
30 \"Промежуточная финансовая отчетность (МСФО 34)\";
31 \"Прекращаемая деятельность (МСФО 35)\";
32 \"Обесценение активов (МСФО 36)\";
33 \"Резервы, условные обязательства и условные активы (МСФО 37)\";
34 Нематериальные активы (МСФО 38);
Приложение 1. \"Стандарты КМСФО, действующие на 31 декабря 1998 г.\";
Приложение 2. \"Интерпретация действующих МСФО\".
В 2002 г. МЦРСБУ распространил около 11000 экземпляров российского издания Вводного курса \"Международные стандарты финансовой отчетности\". Содержание этой книги включает в себя 10 модулей:
1. Основополагающие принципы ведения бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
2. Бухгалтерский учет по методу начисления;
3. Отдельные аспекты учета запасов;
4. Основные средства и нематериальные активы;
5. Отчет о движении денежных средств;
6. Оценочные значения, условные факты хозяйственной деятельности и вознаграждения работникам;
7. Сделки со связанными сторонами и вопросы собственности;
8. Учет в банковском секторе и на финансовом рынке;
9. Валютные курсы;
10. Другие аспекты бухгалтерского учета, рассматриваемые в МСФО.
Как отмечено в предисловии к этому изданию, Вводный курс предназначен для проведения интенсивного семинара в течение одной недели (что также предусматривает самостоятельное изучение предмета) или более длительных аудиторных занятий (от 35 до 40 часов и самостоятельные занятия). Данный курс основан на нижеследующих учебных и методических материалах:
- Международные стандарты финансовой отчетности - Практическое пособие, Всемирный банк, 1999, переизданное и отредактированное МЦРСБУ, июнь 2000.
- Комментарии, примеры, иллюстрации, вопросы, разработанные МЦРСБУ, в дополнение к Практическому пособию Всемирного банка;
- МСФО, принятые после издания Практического пособия, в частности, МСФО 10 \"События после отчетной даты\" и МСФО 16 \"Основные средства\" с измененными требованиями к учету обесценения основных средств.
Конечно, список литературы, изданной и распространенной МЦРСБУ, не ограничивается уже упомянутыми двумя книгами. Кроме них, были опубликованы:
- Учебное пособие для высших учебных заведений по специальностям 060500 \"ББухБухБухгалтерский учет и аудит\";
- Дополнения к сборнику МСФО за 2000 год;
- Глоссарий терминов по международным стандартам финансовой отчетности и аудита, а также отдельные МСФО на русском языке по специфике учета в страховании и в добывающих отраслях.
Как отметил далее Дональд Бескин, МЦРСБУ уделяет большое внимание созданному при его технической поддержке Совету по финансовой отчетности (СФО), который объединил лучших представителей бухгалтерской и аудиторской профессии. Этот Совет занимается тем, что вырабатывает технические рекомендации для подготовки новых стандартов. Причем соответствующие рекомендации и предложения, которые он принимает на своих заседаниях, затем направляются в Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), находящийся в Лондоне.
Таким образом российская бухгалтерская профессия получает возможность иметь свой голос в международном сообществе и определенным образом участвовать в разработке новых стандартов. Это очень важно в плане того, что международное сообщество начинает учитывать те или иные существенные национальные особенности России. КМСФО вырабатывает также конкретные рекомендации для России.
В июне текущего года произошло знаменательное событие - а именно по запросу МЦРСБУ Международная ассоциация бухгалтеров, объединяющая дипломированных профессионалов, которые признаны на рынке и имеют право индивидуальной практики, разработала первый курс обучения международным стандартам бухучета, со сдачей соответствующего экзамена на русском языке. На сегодняшний день этот экзамен является единственным русскоязычным экзаменом, дающим возможность получить диплом специалиста по МСФО, официально признанный на международном уровне.
В настоящее время МЦРСБУ, по словам Дональда Бескина, \"проводит отбор российских учебных заведений, учебные центры которых, по нашему мнению, достаточно компетентны, чтобы осуществлять обучение по МСФО и готовить специалистов к сдаче соответствующего экзамена. Ну, а в России десятки, если не сотни тысяч уважаемых на рынке бухучета и аудита экспертов и других специалистов, которые могли бы стать дипломированными профессионалами. И свою основную задачу мы видим в том, чтобы предоставить российским профессионалам максимальное количество инструментов, методов и ноу-хау для плодотворной и эффективной работы\".
Например, существуют с недавнего времени достаточно новые стандарты для учета в общественном секторе экономики. Это, в частности, набор стандартов, специально адаптированных для использования на государственных предприятиях. МЦРСБУ организовал рабочую группу для отработки терминологии, подготовил и опубликовал русский перевод этого документа с привлечением большого числа специалистов. В настоящее время сотрудники организации работают над распространением этого издания, чтобы сделать его доступным для представителей органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях с тем, чтобы они использовали это в своей нелегкой задаче перехода на международные стандарты.
В процессе той работы, о которой идет речь, МЦРСБУ часто проводит семинары, конференции, а также приглашает с образовательными целями иностранных специалистов международного уровня, чтобы они могли поделиться идеями, опытом с российскими профессионалами. МЦРСБУ - независимая организация. В своей деятельности МЦРСБУ не зависит от каких-либо аудиторских, консалтинговых фирмам или политических организаций. В работе МЦРСБУ не преследует коммерческих интересов. \"И мы очень счастливы тому, что имеем возможность работать с широчайшим кругом заинтересованных лиц как из властных структур, государственных органов, ЦБ РФ, а также многочисленных ВУЗов, для которых целесообразно сотрудничество с нами и важна наша помощь\".
Отвечая на вопрос о том, \"что планирует МЦРСБУ на ближайшее время?\", Дональд Бескин рассказал о работе по теме создания т.н. Комитета по аудиту. Дело в том, что кодекс корпоративного поведения, подготовленный Федеральной комиссией по ценным бумагам, включает такое понятие, как Комитет по аудиту. И не так давно в МЦРСБУ подготовили документ, который рассказывает о том, что же представляет собой Комитет по аудиту, какое место он занимает в организации и в чем состоят его функции. Пока этот документ считается рабочим. Но уже в ближайшем будущем МЦРСБУ сможет передать его для практического использования крупным банкам, компаниям.
Дональд Бескин считает, что МЦРСБУ очень крупно повезло в том отношении, что в последнее время он действует в партнерстве с солидной российской аудиторской фирмой ФБК. \"В консорциуме с ФБК мы получили право исполнения одного из проектов Всемирного Банка, и будем оказывать содействие Федеральной комиссии по ценным бумагам в развитии стратегии поддержки российских предприятий при переходе на международные стандарты финансовой отчетности. И мне хотелось бы надеяться на то, что в течение года или двух все-таки мы благополучно достигнем всего того, чего нам полагается достичь. Конечно, мы не думаем, что уже к тому времени каждый российский бухгалтер станет самостоятельно использовать МСФО, но искренне верим, что со временем в большинстве российских компаний люди смогут свободно пользоваться международными стандартами уже без нашей помощи. И мы делаем для этого все от нас зависящее\".
В завершение беседы Дональд Бескин познакомил корреспондента \"БДЦ-пресс\" с рекомендациями ICAR по реформе бухучета. Они сводятся к нескольким основным положениям.
- Законодательная поддержка
Необходимо создать условия для законодательной поддержки перехода предприятий на МСФО и изменить положения нормативных актов, препятствующих или затрудняющих переход на МСФО. Поэтому предприятия, составляющие финансовую отчетность согласно МСФО, должны быть избавлены от двойной нагрузки, связанной с параллельным ведением российского учета и соблюдением соответствующих обязательств перед регулирующими органами, при этом данные обязательства также следует скорректировать с учетом МСФО. - Российским предприятиям следует полностью перейти на МСФО
В качестве среднесрочной задачи российской экономики необходимо осуществить полную замену РСБУ на МСФО при составлении финансовой отчетности всех компаний, кроме предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников. Эта задача должна выполняться поэтапно, что предполагает добровольный или, в отдельных случаях, обязательный переход предприятий различных видов и отраслей на МСФО (вместо РСБУ) в определенной последовательности и согласно четкому графику. Частичное принятие элементов отдельных МСФО приводит к дезориентирующим результатам и не должно иметь место. - Немедленный переход на МСФО банков, котируемых на биржах компаний и ряда других структур (по желанию)
Этот процесс должен начаться с полной замены до определенной даты отчетности по российским стандартам на отчетность в соответствии с МСФО в банках и иных финансовых учреждениях, а также с перехода на составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО тех предприятий, ценные бумаги которых обращаются на открытом рынке.
Дочерние предприятия компаний с котируемыми ценными бумагами и банков должны иметь возможность составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, а не РСБУ. Все прочие российские открытые акционерные общества и российские дочерние предприятия компаний, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность по своему выбору составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, а не РСБУ. - При продаже значительных объемов государственных пакетов акций в информационные проспекты должна включаться финансовая отчетность по МСФО
При продаже значительных государственных долей участия необходимо рассмотреть целесообразность подготовки и использования в информационных проспектах финансовых данных по МСФО (предпочтительно, прошедших аудиторскую проверку). - Унитарные предприятия, проходящие обязательную аудиторскую проверку, должны составлять финансовую отчетность согласно МСФО
Необходимо также разработать программу перехода унитарных предприятий, которые обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку, на составление финансовой отчетности по МСФО вместо РСБУ. - Российские стандарты бухгалтерского учета, разрабатываемые в рамках государственной Программы реформирования бухгалтерского учета, должны быть направлены на удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников
Система бухгалтерского учета для предприятий, разрабатываемая с учетом российской специфики (т.е. РСБУ), должна быть упорядочена и:
- направлена на удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников (например, закрытых акционерных обществ);
- и/или обеспечивать упрощение порядка ведения учета на таких предприятиях, сокращение объема работ в области бухгалтерского учета и составление ими финансовой отчетности в соответствии с упрощенной версией МСФО согласно концептуальным принципам МСФО, примером которых служит Директива ЕС N 4. - Отсутствие влияния на налоговый учет и трансформационные формы
Изменения в порядке ведения бухучета и составления финансовой отчетности, связанные с внедрением МСФО, не должны оказывать влияния на налоговый учет (то есть изменения должны отразиться не на фактическом размере налоговых обязательств, а на системе ведения учета и методе расчета налогов). Соответственно, необходимо разработать систему компьютеризированных трансформационных проводок для целей налогового учета, согласно которой предприятия, представляющие финансовую информацию по МСФО, обязаны отражать свои налоговые обязательства с использованием системы МСФО в качестве отправной точки для налоговых расчетов. По возможности для предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников следует предусмотреть упрощенную систему пересчета данных финансового учета в показатели для целей налогообложения.
Эти изменения также не должны оказывать влияния на требования в отношении финансовой отчетности, представляемой регулирующим органам (например, в целях пруденциального надзора ЦБ РФ), которые, соответственно, должны разработать трансформационные формы, обеспечивающие соблюдение их требований. С другой стороны, требования к подобной отчетности могут быть со временем модифицированы с учетом использования финансовой информации в формате МСФО. - Государственные статистические органы должны принимать во внимание особенности составления финансовой отчетности по МСФО
Предприятия, составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность представлять обязательные статистические данные согласно МСФО (например, с использованием метода начисления при расчете затрат/доходов и принципа приоритета содержания над формой). Соответственно, потребуется адаптация официальных методов обработки и использования поступающих от предприятий статистических сведений для анализа данных, составленных на основе МСФО. - Необходимо пересмотреть действующие обязательные планы счетов (а в идеале предоставить возможность их неприменения) в целях упрощения применения МСФО
Обязательные общероссийские планы счетов должны быть модифицированы таким образом, чтобы предприятия, перешедшие на МСФО, могли эффективно применять международные стандарты. Кроме того, целесообразно предоставить возможность предприятиям, составляющим финансовую отчетность по МСФО и использующим предлагаемую систему трансформации налоговой отчетности (и отчетности, представляемой регулирующим органам), не применять действующий обязательный общероссийский план счетов и порядок ведения учетных регистров. - Следует обеспечить подготовку и широкое распространение методических рекомендаций, пояснений и примеров практического применения МСФО на российских предприятиях
Следует обеспечить подготовку и широкое распространение детальных пособий, примеров и разъяснений специфики практического применения МСФО на российских предприятиях. - Следует обеспечить превращение профессионального объединения бухгалтеров, например ИПБ, в организацию, отвечающую за подготовку и аттестацию специалистов в области МСФО, и наделить ее соответствующими полномочиями
Необходимо как можно скорее обеспечить превращение Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) или другой подходящей организации в эффективную, финансируемую в полном объеме и независимую профессиональную ассоциацию, выступающую от лица бухгалтеров в России и представляющую их интересы в масштабах всей страны. Эта организация должна взять на себя функции координатора работы по обучению, аттестации и приобщению специалистов к МСФО, включая обеспечение высококачественной квалификационной аттестации по МСФО, которая будет признана на международном уровне. - Необходимо выделить достаточное количество ресурсов для проведения реформы, в частности, для обучения работников предприятий
Необходимо выделить достаточное количество финансовых ресурсов и технических специалистов для проведения реформ, в том числе:
- для предоставления рекомендаций по поэтапному переходу на МСФО;
- для предоставления рекомендаций и проведения обучения cотрудников российских предприятий в области практического применения МСФО;
- для внедрения соответствующих изменений в нормативных актах налоговых органов и других ведомств, требования которых в настоящее время основаны на РСБУ, и которым также придется разрабатывать новые процедуры согласно МСФО.
Статья получена: Клерк.Ру