Текст: Василий Плотников
НБЖ - №12 (24) Декабрь-Январь 2005
Передача бюджетных счетов в Федеральное казначейство предусмотрена с 1 января 2006 года. ст. 215.1 Бюджетного кодекса в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
По словам главы казначейства Татьяны Нестеренко, все поступления должны зачисляться на единый счет, а выплаты - осуществляться с единого счета местного бюджета, открытого органами федерального казначейства в Банке России.
По сути, 2005 год стал лишь «мигом счастья» для коммерческих банков. Вступившие в 2005 г. в силу поправки к ст. 236 Бюджетного кодекса РФ закрепили за органами исполнительной власти недотационных субъектов Федерации, к которым относится и столица России, право размещать депозиты в кредитных организациях. Местные бюджеты, в основном, также оказались не внакладе: банки, в отличие от Федерального казначейства, обязаны платить по депозитам проценты, что способствовало приросту бюджетных средств. Статистика свидетельствует о том, что банки рьяно начали борьбу за доступ к средствам бюджетов: в середине 2005 г. объем средств бюджетов всех уровней по ряду регионов вырос в 2-3 раза по сравнению с показателями на начало 2005 г. Теперь «вольнице» приходит конец, хотя сами банки не хотят верить в столь печальный факт.
По имеющейся информации, приемная Фрадкова буквально завалена предложениями отдельных банков и целых банковских ассоциаций перенести начало «бюджетного списания» на более поздний срок или вообще отказаться от этого начинания. Как правило, в качестве мотивировки приводятся многочисленные факты нарушений финансовой дисциплины в межбюджетных отношениях. Весьма кстати тут пришелся и «бурятский казус». 28 октября этого года коллегия Счетной палаты рассмотрела итоги проверки исполнения представления, направленного администрации Республики Бурятия по результатам проверки исполнения республиканского бюджета за 2002 г. и 9 месяцев 2003 г. В материалах, представленных на коллегию Счетной палаты, отмечается, что указанное представление исполнено не в полном объеме. Так, сообщает пресс-служба Счетной палаты, не выполняется соглашение между правительством Бурятии и территориальным управлением Федерального казначейства о переводе в это учреждение счетов Минфина республики, обслуживающих республиканский бюджет, - на 25 апреля 2005 г. в коммерческих банках все еще оставались открытыми 5 счетов.
Кроме того, правительство Москвы взялось оспаривать в Конституционном суде статью Бюджетного кодекса РФ об обслуживании исполнения бюджетов субъектов РФ Федеральным казначейством.
По мнению правительства Москвы, неконституционность данных положений состоит в том, что ими несоразмерно ограничивается право субъекта РФ самостоятельно исполнять свой бюджет, поскольку неотъемлемая часть бюджетных полномочий субъектов РФ передается федеральному органу исполнительной влас-ти и необоснованно ограничивается право субъекта РФ самостоятельно распоряжаться своей собственностью - средствами бюджета. Устанавливаются препятствия свободного перемещения финансовых средств, ограничения свободы экономической деятельности. Исполнение бюджетных обязательств субъекта РФ ставится в зависимость от деятельности федерального финансового органа, который не может контролироваться субъектом РФ и эффективность работы которого не зависит от субъек-та РФ.
Кстати...
Перевод местных бюджетных счетов в Казначейство начался еще в 2000 г. Сегодня органами Федерального казначейства полностью обслуживаются более 2 тыс. бюджетов муниципальных образований, бюджеты 15 регионов и бюджеты всех ЗАТО. Остальные бюджеты обслуживаются Казначейством в части целевых поступлений из федерального бюджета.
Реализация положений ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ приведет к существенному изменению сложившейся технологии исполнения бюджетов субъектов РФ, увеличению сроков поступления информации и, как следствие, снижению контроля со стороны органов власти субъектов РФ за ходом исполнения бюджета - таковы претензии московских властей к документу.
В результате, отмечается в постановлении, «возникают препятствия для полноценной реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина».
Говорят, приемная Фрадкова завалена предложениями банков перенести начало «бюджетного списания» или отменить его
В запросе не оспаривается сам принцип казначейского исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. По мнению властей Москвы, Бюджетный кодекс РФ и без оспариваемых норм уже содержит механизмы, необходимые и достаточные для осуществления федеральными органами исполнительной власти надлежащего финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ и при необходимости - ужесточения такого контроля в отношении дотационных субъектов РФ.
В этих условиях, полагает правительство Москвы, нет необходимости изъятия у субъектов РФ права создавать свое казначейство финансовый орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ.
В середине ноября на претензии Лужкова ответили депутаты-«единороссы». Президиум фракции полностью поддержал планы Минфина по переводу бюджетных счетов регионов в Казначейство и фактически раскритиковал всех недовольных реализацией данной меры бюджетного управления. Конечно, мнение крупнейшей думской фракции еще не решение суда, однако публичное заявление столь жесткой позиции резко сужает возможности глав регионов и банкиров лоббировать изменение вступающей в силу нормы Бюджетного кодекса.
Впрочем, в любом случае ничего катастрофического с капиталами банков после Нового года не должно произойти. По оценкам экспертов Центра развития, максимальный объем списания бюджетных средств банковских счетов может составить 200 млрд. руб. Однако в середине 2005 г., когда банки «по максимуму» работали со средствами бюджетов, на соотвествующих счетах находилось не более 150 млрд. руб. (см. таблицу). Чем ближе к концу 2005 г., тем меньше бюджетных средств остается на счетах банков, поэтому едва ли отечественной банковской системе грозит внезапный «дефи-цит ликвидности». Следует также заметить, что львиная доля бюджетных счетов была открыта в банках Центрального и Уральского федеральных округов, которым вполне по силам решить проблему временного оттока ликвидности. Что касается прочих округов, то «бюджетозависимость» местных банков никогда не достигала угрожающих уровней.
Статья получена: Клерк.Ру