Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Секрет успеха японского бизнеса — в умении слышать мнение меньшинства

 

Секрет успеха японского бизнеса — в умении слышать мнение меньшинства

 

 

О японских традициях в бизнесе ходят легенды. В чем именно проявляются эти национальные особенности ведения бизнеса? На вопросы Полины Юдиной из компании Begin Group специально для газеты «Бизнес» отвечает генеральный директор «Независимого японского центра» профессор Анатолий Солнцев.

Секрет успеха японского бизнеса — в умении слышать мнение меньшинства

Работа у японцев — это не время для перекуров и праздности, а также ведения профсоюзной и агитационной деятельности. Весь процесс производства — органично структурированный поток, в котором промежуточные результаты не накапливаются и не образуют затор на каждом «перекате».

загрузка...

 

 

- Возьмем для примера процесс принятия решений: чем он отличается от западного?

— В Японии, в отличие от многих стран, где решения принимаются большинством голосов, делается акцент на учете мнения меньшинства, на том, чтобы все участники пришли к единой точке зрения. Формирование консенсуса требует и времени, и дополнительной толерантности к иной точке зрения. Прекрасная иллюстрация этому — в Японии было заимствовано американское нововведение: «кружки контроля качества».

При этом в Японии традиционно не такую большую роль, как, например, в России, играет авторитарное управление.

Там больше коллегиальности, что можно было бы назвать «разделением ответственности». Это не значит, что комуто из руководства предоставляется возможность выполнять обязанности спустя рукава. Возможно, процесс принятия решения затягивается, но зато это позволяет избежать скоропалительности и, как следствие, сократить количество ошибок.

- Известно, что японское производство отличается слаженностью, ни на каких этапах (производство деталей, сборка, продажа) не наблюдается простоев. Как это закреплено в деловых традициях?

- Работа у японцев — это не время для перекуров и праздности, а также ведения профсоюзной и агитационной деятельности. Весь процесс производства — органично структурированный поток, в котором промежуточные результаты не накапливаются и не образуют затор на каждом «перекате». Поэтому японцам не требуются масштабные склады (они обходились бы слишком дорого 125-миллионной нации, живущей на таком небольшом пространстве) и ожидание от поставщика. Это изначально происходит из разного понимания крупного и среднего производства. Коносукэ Мацусита, основатель группы компаний, в том числе владеющих брэндами Panasonic и National, прямо говорил о тяжести «болезней большого предприятия» и призывал к разукрупнению- всемерной опоре на малый и средний бизнес, который в Японии предстает как неразделимое понятие. Когда к Мацусите обратились представители профсоюзов с просьбой разрешить забастовки, он их разрешил, но только в свободное от работы время.

- Японская корпоративная культура отличается предсказуемостью, «пожизненная карьера» в этой стране не редкость. Каковы плюсы и минусы такой системы?

- Вы имеете в виду отношение к своей компании как к большому дому и «семейные» отношения в ней?

- Да.

- Традиции «пожизненного найма» сотрудников японской корпорации обеспечивают прежде всего уверенность в будущем. Японец скажет: «Я не хватаю звезд с небес, но я «в своей тарелке», и потихоньку буду есть свой рис!" В том, что касается мотивации персонала к такому поведению, то японские компании не назначают своим работникам большие оклады сразу, а добавляют бонусы и основную часть заработной платы постепенно. К тому же среднестатистический сотрудник представляет всю свою работу в компании до выхода на пенсию. Кажется скучноватым, но эта схема и есть залог создания соответствующего корпоративного климата с постоянной кадровой ротацией и неспешным движением вперед.

- Как построен процесс адаптации на предприятии, вовлечения работника в коллектив, где ему предстоит трудиться всю жизнь?

- Кадровая работа — это первый шаг к успеху бизнеса, говорят в Японии. Следует иметь в виду, что почти повсеместно ведется работа отслеживания кадрового роста вновь поступающих на работу в компании.

Первая задача адаптации — привести в порядок базовые навыки поведения в обществе, включая правила и манеры, с тем, чтобы сотрудник понял свои слабые стороны. Занятно, что в Японии по отношению к вновь принятым на работу нередко используют термин «июньская болезнь». В Японии на работу обычно принимают в апреле, с нового финансового года. Май уходит на первые шаги на новом рабочем месте, а вот с июня проявляются симптомы отторжения нового, непривычного пока уклада жизни.

- Как организована система отдыха японских работников? Известно, что многие из них даже не возвращаются на ночь домой, предпочитая ночевать в специальныхгостиницах, где снимают на ночь «спальное место».

- Действительно, когда задаешь вопрос про средний отпуск японца, ответ удивителен: цифры несопоставимы с российскими. Сначала японец чуть задумывается, вспоминая количество недель в году, затем совершает несложные арифметические действия и выдает, что он отдыхает два дня в неделю и все национальные праздники. А отпуск как таковой берется для того, чтобы… болеть или заместить пару-тройку дней — интервалы между общенациональными праздниками, сгруппированными в три блока: новогодний, майский и августовский. Специальные гостиницы, включая так называемые капсюльные пеналы, предназначенные для сна, действительно существуют, но они не для сотрудников, работающих каждый день, а для бизнесменов и командировочных.

- В Японии, как правило, любой человек делает карьеру в той компании, куда пришел после университета. Как японские предприятия справляются с отбором наиболее талантливых сотрудников?

- Постепенно, в русле глобализации Япония очень сильно меняется и отходит от многих традиционных для себя форм управления. Переход из компании в компанию в ней вполне возможен. Ежегодно проходит конкурс, причем отбор кандидатов во все компании проводится приблизительно в одни и те же сроки.

При этом по-прежнему в стране гораздо более значимы не выпускные экзамены в вузе, а «вступительные» — на предприятии. В Японии трудно попасть в хорошую компанию, и этим она похожа на все другие страны мира.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Секрет успеха японского бизнеса — в умении слышать мнение меньшинства":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Ищем работу. Секреты успеха

Поиск работы - сам по себе нелегкая работа, требующая самоотдачи и недюжинной выдержки. Для того чтобы подобрать себе действительно хорошее, отвечающее всем вашим требованиям и пожеланиям место необходимо задействовать все существующие способы поиска работы. С чего начать Прежде всего, необходимо четко сформулировать свои пожелания к новой работе: в какой сфере желаете трудиться, на какой должности, сколько хотите получать за свою работу.

» Здоровый образ жизни - 2059 - читать


Еще ниже! Непечатные секреты успеха «Евросети»

Активно пропагандируемое мнение о том, что цены на мобильные телефоны в салонах « Евросети» ниже, чем у конкурентов, почему-то никем не оспаривается. На самом деле, рынок давно стабилизировался, и производители работают со всеми сетями на одних и тех же условиях.

» Маркетинг - 4143 - читать


Будет исполнено. Что помогает бывшим военным добиваться успехов в бизнесе

Внутренняя дисциплина, исполнительность, военная выправка и многие другие качества помогают бывшим офицерам делать карьеру в российском бизнесе. Но долгая служба в армии вырабатывает и такие привычки, которые на гражданке способны серьезно помешать. В бизнесе, как и в армии, нет места демократии.

» Бизнес идеи - 2655 - читать


В чем секрет успеха ипотеки в Украине

В городе Киеве 21 октября 2005 года состоялась Конференция « Современное состояние ипотечного кредитования в Украине», которая произвела на российских участников неизгладимое впечатление. Размах строительства в столице Украины и темпы роста рынка ипотечного кредитования поражают воображение.

» Ипотека - 1782 - читать


Секреты гардероба для бизнес-леди

С тех пор как женщины активно занялись продвижением по служебной лестнице, перед нами остро встал вопрос: что надеть, отправляясь на работу? Нужно выглядеть элегантной, но не превращаться в «синий чулок». Оставаться красивой, не становясь откровенно сексуальной.

» Мода - 2293 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Секрет успеха японского бизнеса — в умении слышать мнение меньшинства

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru