Внутренняя дисциплина, исполнительность, военная выправка и многие другие качества помогают бывшим офицерам делать карьеру в российском бизнесе. Но долгая служба в армии вырабатывает и такие привычки, которые на гражданке способны серьезно помешать.
В бизнесе, как и в армии, нет места демократии. |
Среди топ-менеджеров российских компаний немало бывших кадровых военных. Например, президент АФК «Система» Александр Гончарук служил в Главном штабе ВМФ, президент финансовой корпорации «Уралсиб» Николай Цветков — выпускник Военно-воздушной инженерной академии им.
Жуковского, а президент LV Finance Леонид Маевский служил командиром подводной лодки.
Направление главного удара
До 1996 г. гендиректор группы компаний «Ост» Александр Лазуто служил в Главном разведывательном управлении Генштаба Минобороны РФ. Лучшим учебником менеджмента он по-прежнему считает боевой устав Вооруженных сил: «И менеджер, и офицер должны уметь вести за собой людей, быстро принимать решения и нести за них полную ответственность». Не лишними оказались для Лазуто и навыки стратегического мышления, привитые ему за годы службы. «Нас учили выбирать направление главного удара», — говорит он. В 2005 г. на посту гендиректора фармацевтической компании «Акрихин» он сконцентрировался на оптимизации бизнес-процессов. И уже к концу года финансовые показатели компании удалось существенно улучшить. Всего за год чистая прибыль компании увеличилась с $2,5 млн до $7 млн. На следующий год Лазуто выбрал другое направление главного удара: продвижение одного-единственного продукта — крема от ожогов «Пантодерм». И успехи Лазуто не остались незамеченными. Летом 2006 г. его пригласили возглавить группу компаний «Ост», и он рассчитывает, что и на новом месте ему пригодится военный опыт.
По законам военного времени
В бизнесе, как и в армии, нет места демократии. «У меня достаточно жесткий стиль управления: я ставлю перед своими сотрудниками конкретные задачи и требую четкого их исполнения, причем никакие отговорки и ссылки на объективные обстоятельства во внимание не принимаются», — рассказывает Гончарук из «Системы». И этот метод управления во многом оправдывает себя. Например, Гончарук считает, что он помог ему сплотить команду сильных самодостаточных менеджеров.
Многих бывших военных отличает психологическая устойчивость, которая помогает стойко переносить выговоры и замечания руководства и не поддаваться эмоциям даже в самых стрессовых ситуациях, говорит старший лейтенант запаса Сергей Павлов, гендиректор управляющей компании AG Capital. Поэтому бывшие военные, у которых вошло в привычку «соблюдать субординацию» и «не обсуждать приказы», как нельзя лучше вписываются в иерархические структуры российских компаний, отмечает он. Когда в 90-е гг. международные FMCG-компании пришли в Россию, главными критериями при найме была организованность, дисциплина и знание английского языка, а всему остальному можно было научить, отмечает старший консультант хедхантинговой компании Rosexpert Марина Ялымова. Именно эти качества отличают бывших военных.
В 1992 г. Павлов окончил Тульское высшее артиллерийское инженерное училище, два года отслужил в военном НИИ, а затем пошел в бизнес. «Уже было не до военной карьеры, — отмечает он. — Сменился государственный строй, а за ним и вся жизнь». Но навыки, приобретенные за годы учебы, например умение быстро ориентироваться на местности, пришлись как нельзя более кстати в те непростые времена. Он устроился на работу, получил второе, экономическое образование и достаточно быстро дорос до поста финдиректора крупной торговой компании.
Важнейшее преимущество бывших военных — это умение доносить приказы руководства до своих подчиненных, говорит Павлов. «В армии командир приказывает взять высоту, а каким способом и за какое время — уже не его дело, — говорит Павлов. — То же самое и в бизнесе: получаешь команду взять долю рынка — и уже сам соображаешь, что и как сказать сотрудникам для достижения поставленной цели».
Но у метода руководства «по законам военного времени» есть и обратная сторона. «Излишняя жесткость и неумение прощать неудачи нередко приводят к тому, что подчиненные теряют вкус к работе: внешне они становятся исполнительными, а внутренне — безразличными», — говорит Гончарук.
Впрочем, важно помнить, что не все бывшие военные на одно лицо. Почему-то считается, что в армию идут лишь самые решительные, уверенные в себе люди, отмечает Марина Мелия, гендиректор консалтинговой компании «MM-Класс». Это, конечно, не так. В армии служит много разных людей. Весьма условно их можно разбить на три категории.
В первую входят те, для кого армия с ее распорядками, регламентами, ритуалами — естественная и комфортная среда. Они ответственны, исполнительны, нормативны. И поэтому прекрасно приживаются в крупных российских компаниях. Вторая группа — это те, кто служил в «другой» армии (например, в ВДВ). Они постоянно сталкивались с непредвиденными ситуациями. От них требовались смелость, дерзость, ответственность, готовность рисковать. Из таких людей получаются довольно успешные предприниматели, говорит Мелия. И наконец, в третью группу входят те, кто оказался в армии случайно и кому в тягость армейская дисциплина. Такие люди зачастую начинают вести себя как подростки: отстаивают право на самостоятельность. И поэтому приживаются с большим трудом, отмечает Мелия.
«Переход в бизнес из армии хорош, если армейский стаж не превышает 10—15 лет, — считает Лазуто. — После этого многие теряют гибкость, способность находить компромисс». Первые два года работы после армии одной из главных проблем Лазуто было желание все контролировать лично. «Способность ослабить хватку, доверять подчиненным давалась мне нелегко», — вспоминает он.
Боевое братство
Парадоксально, но факт: хедхантеры и рекрутеры обращают мало внимания на военный опыт соискателей. Гораздо важнее, чего человек сумел добиться в реальном бизнесе, утверждает Ялымова. Примерно так же рассуждают работодатели, в том числе с военным прошлым. «Для меня не имеет значения, служил кандидат или нет, — говорит Лазуто. — Важны его деловые качества». Но он признает, что в «Акрихине» шесть из 12 его непосредственных подчиненных в прошлом были профессиональными военными, а в «Осте» таких трое из десяти. «Военные обычно друг друга видят издалека — по походке, по взгляду, по манере говорить, — отмечает замгендиректора Exclusive Personnel Александр Казаков. — Так же легко находят общий язык. Поэтому своих бывших коллег они с удовольствием принимают на работу». Именно так попал в компанию AG Capital Сергей Павлов. Его непосредственный руководитель — владелец компании Альберт Гавриков когда-то учился с ним на одном курсе военного училища.