Московские власти решили заработать на алкогольном кризисе, предложив потребителям новую услугу — посылая специальный код по СМС, можно будет получить информацию о легальности каждой бутылки спиртного. Специалисты говорят, что подделать марки с кодами, которые будут наклеиваться на бутылки, нетрудно.
Пока те, кто фактически должен будет обеспечивать техническое существование проекта, сомневаются в его эффективности. |
Продолжающийся с лета алкогольный кризис ряд политиков и бизнес-структур давно пытается использовать в своих целях. «Газета.Ru» уже писала о том, что поиски виновных в кризисе пытаются использовать различные министерства в борьбе друг с другом.
Игроки рынка тоже хотели воспользоваться ситуацией — «Газета.Ru» сообщала, что несколько крупных компаний предложили мелким свои услуги по ввозу алкоголя в Россию. Однако сейчас, по информации «Газеты.Ru», московскими властями готовится новое решение, которое может заменить плохо работающую федеральную систему по учету алкоголя ЕГАИС.
Подконтрольное московскому правительству ГУП «Московское качество» собирается внедрить на столичном рынке учетную систему, рассчитанную на всех владельцев сотовых телефонов — то есть практически на все население столицы и области. В рамках этой системы на каждую бутылку спиртного, продаваемую в магазинах, помимо акцизной марки, которую должен считывать терминал ЕГАИС, будет наклеена дополнительная марка с кодом. Граждане с помощью мобильного телефона смогут отправить этот код в виде СМС-сообщения на определенный номер. В ответ покупатель получит абсолютно полную информацию о каждой бутылке. Более детальной информации генеральный директор ГУП «Московское качество» Сергей Слудняков раскрывать не захотел, объяснив, что не все еще проработано до конца, но пообещал, что в ближайшее время проект будет представлен во всех технических подробностях.
Уже сейчас понятно, что помимо ГУП «Московское качество» в проекте неизбежно будут принимать участие сотовые операторы и контент-провайдеры, которые, собственно, и будут предоставлять информацию интересующимся потребителям.
Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московское качество» предоставляет для московского региона систему добровольной сертификации и единственное от лица московского правительства занимается контролем алкогольной продукции, оборачиваемой на столичном рынке. До начала нынешнего года ГУП занималась локальной проверкой качества алкогольной продукции, которая была обязательна для всех регионов России. Но с 1 января такая система была отменена, потому как предполагалось повсеместное внедрение ЕГАИС. Суть старой системы такова: производитель или оптовик получал аккредитацию в уполномоченном органе при субъекте федерации, в том числе в ГУП «Московское качество». Дальше уполномоченная организация должна была проверять качество алкоголя и выдавать соответствующие свидетельства. Такая система приносила региональным контролерам в общей сложности около 10 млрд в год.
Пока те, кто фактически должен будет обеспечивать техническое существование проекта, сомневаются в его эффективности. «Эта тема обсуждалась еще 3—4 года назад, — вспоминает генеральный директор контент-провайдера Plastic Media Валерий Мифодовский, — но забуксовала, так как процесс достаточно трудоемкий и до сих пор до конца не понятна логистика». По мнению Мифодовского, одна из главных проблем в данном случае — распределение прибылей и расходов среди участников всей технологической цепочки: «В таких случаях чуть меньше 50% идет оператору, остальные деньги — провайдеру, и если он делится с кем-то, то еще этому партнеру. Если, например, речь идет о минимальном тарифе 10—15 центов за сообщение, то делить тут нечего. Получается даже не прибыль, а только покрытие затрат».
При этом эксперт считает, что скорее всего этот проект будет интересен контент-провайдерам, но не сотовым операторам: «Операторам такой проект не интересен потому, что количество подобных запросов в рамках бизнеса крупных операторов будет ничтожно мало. Операторов сложно заставить делать нечто подобное — тем более троих, тем более одинаково. Даже если их это и заинтересует, то только на эксклюзивных правах, что пойдет вразрез с логикой проекта».
Действительно, московским властям нужно будет договориться со всеми сотовыми операторами. Если хорошие отношения АФК «Система» — владельца компании МТС — со столичным правительством известны, то договориться с «Мегафоном» и «Вымпелкомом» будет труднее. Точнее, их нужно будет заинтересовать хорошими прибылями. Однако добиться большого потока таких сообщений будет трудно. К тому же вряд ли удастся сделать эту услугу дорогостоящей. Например, Мифодовский считает, что услуга должна стоить минимальных денег абоненту:
«Это абсурдно -если водка стоит 50 рублей, а чтобы узнать, легальная она или нет, нужно заплатить доллар».
Между тем сотовые операторы «большой тройки», опрошенные «Газетой.Ru», не стали пока комментировать свое возможное участие в проекте.
Удивлены инициативой московских властей и игроки алкогольного рынка. «Это бредовая затея. Вот пришел человек в магазин, и что, звонить, что ли, будет?!" — недоумевает участник рынка.
«Если товар стоит в магазине, а государство заявляет, что все жестко контролирует, какие справочные могут быть? Сам факт наличия продукта в магазине уже должен гарантировать его качество».
Тем не менее в Татарии такую технологию попытались недавно ввести: каждый покупатель, отправив СМС-сообщение, за пять рублей может узнать полную информацию о купленной бутылке. На каждой бутылке есть свой регистрационный код. Компьютер сравнивает код с базой данных алкогольной инспекции, и покупатель получает полную информацию о товаре: наименование напитка, его крепость, дата розлива и производитель. Если текст на этикетке бутылки противоречит полученной информации, значит, в руках покупателя подделка. Кроме того, с помощью такого СМС-сообщения можно будет узнать даже рейтинг напитка. Такую же схему собираются внедрить и в Эстонии. Однако пока неизвестно, оказался ли опыт Татарии удачным — система действует не больше месяца.
Если система заработает и станет популярной, то она сможет принести своим создателям хороший доход. Стоит отметить, что введение ЕГАИС лишило ГУП «Московское качество» солидных доходов. Поэтому новую систему можно рассматривать как попытку ГУП вернуть часть финансовых потерь.
На одном московском рынке в рознице оборачивается порядка 400 млн бутылок крепкого алкоголя. И если потребители будут проверять хотя бы каждую вторую бутылку, то система позволит заработать 1 млрд рублей в год. Половина этих денег скорее всего уйдет мобильным операторам, остальное останется контент-провайдеру. При этом никто на рынке не сомневается, что в таком случае это будет «свой» провайдер, близкий к московским властным структурам. Более того, если представители ГУП, которые на самом деле ничего не решают, заговорили о начале разработки системы, то, скорее всего, этот провайдер уже выбран.
При этом создатели системы вряд ли смогут гарантировать покупателям достоверность присылаемой им информации.
Знающие люди говорят, что подделать или скопировать такие марки с легальных бутылок будет нетрудно.
«Если такой код скопировать на фальшивую продукцию и его будут присылать провайдерам, то система будет честно отвечать все, что в ней заложено по коду качественной продукции. Поэтому этот код необходимо защищать, но тогда затраты на этикетку будут очень большими»,- уточняет Мифодовский.