В нашей стране Grundig прославил, конечно, Высоцкий: "А вон дантист-надомник Рудик, у него приёмник "Грюндиг", он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ". Теперь же этому немецкому производителю техники пришёл конец. Знаете, почему?
Вообще-то, история эта про бизнес, о котором мы обычно не пишем. Но вот решили сделать исключение уж больно показательной и занимательной показалась нам хроника самоубийства компании.
То, что произошло с Grundig AG, безусловно, станет ярчайшим примером того, как нельзя вести дела: за 50 лет из самого крупного производителя радиоприёмников в Европе компанию превратили в несчастного банкрота.
Началось всё так: Макс Грюндиг (Max Grundig) создал компанию имени себя сразу же после Второй Мировой войны в 1945-м и занялся ремонтом радиоприёмников.
| ||
Позднее компания занялась производством телевизоров и одной из первых начала делать их цветными. Техника сразу отлично себя зарекомендовала бренд Grundig стал синонимом высокого качества. Компания стала известной и благодаря смелым новшествам, а также весёлому маркетингу.
Расцвет же пришёлся на 1970-е. Сегодня аналитики пишут, что в 1979 году на "Грюндиг" работало 38 тысяч человек на 30 заводах по всему миру. Были открыты офисы во Франции, Италии, Португалии, Испании, Швеции и Тайване.
| ||
Тем временем, другие компании перебрасывали производство в страны с более дешёвой рабочей силой в Азию и Латинскую Америку. А руководству "Грюндига" была ненавистна сама мысль о том, чтобы стать простым центром координации заграничного производства.
Поначалу, когда соотношение цена-качество было в пользу "Грюндига", немецкие телевизоры и приёмники ещё могли конкурировать с бизнесами в Азии. Но "азиаты" стали догонять и в качестве, сохраняя низкие цены. Это "Грюндиг" и сгубило.
В ходе безуспешной 20-летней борьбы компания продолжала делать радио и телевизоры, которые всегда подпитывали её бизнес. В ассортименте "Грюндига" появились спутниковое оборудование, DVD-плееры, компьютерные приставки к телевизору и другие товары.
Вот такой красивый был у "Грюндига" усилитель (фото perso.wanadoo.fr). |
Были предприняты и попытки освоения новых областей, вроде производства мобильников, но серьёзные затраты не привели к большому успеху. К тому же, часто сменяющееся руководство компании стало причиной, мягко говоря, малоэффективного управления.
| ||
К 2001 году потери компании достигли 150 миллионов евро. В 2002-м "Грюндиг" лишился ещё 75 миллионов.
Запоздалые попытки сократить затраты, например, переброска части производственных мощностей в Турцию и Венгрию, выбраться из финансовой пропасти не помогли.
В 2000 году самым крупным акционером компании стал Энтон Катрейн (Anton Kathrein), занимающийся изготовлением спутниковых антенн: 89% акций скупил, но других крупных инвесторов подключить не смог.
В 2002 году Европейская Комиссия разрешила Баварии продлить срок кредита "Грюндигу" в $50 миллионов, но вместо того, чтобы вложить деньги в выгодное производство автомобильных радиоприёмников и коммуникационного оборудования, средства были растрачены на всё те же телевизоры.
С помощью этого прибора можно было ловить ФРГ (фото kabriolett.com). |
Даже в смертельных муках "Грюндиг", сохранив лишь 3800 рабочих, продолжал выпускать эти самые дорогие телевизоры, причём в марте 2003-го один из них Grundig Tharus 51 даже получил престижную награду.
Эксперты считают, что компания должна была быстрее шевелиться, чтобы найти для себя нишу на рынке бытовой электроники. И больше беспокоиться о цене продукции, а не трястись над маркой.
Так или иначе, в начале апреля 2003-го три немецких банка -Deutsche Bank, Dresdner Bank, Bayerische Landesbank и один фонд Bavarian State Foundation for Structural Financing отказались продлить "Грюндигу" кредиты, тем самым, обрекая его на верную и скорую смерть.
| ||
Второй вариант наиболее реальный. Седьмой по счёту руководитель компании Эберхард Браун (Eberhard Braun) заявил, что "без инвестора, мы не видим компанию способной к реструктуризации".
Инвестора Браун, кстати, тоже не видит потенциальный турецкий спаситель Beko Elektronik отказался от дальнейших переговоров, когда увидел мрачную картину во всей полноте.
Ну а главный акционер, тот самый Энтон Катрейн, уже назвал цену фирменного знака Grundig имени, из-за ставки на которое компания и прогорела. По мнению Катрейна, за марку можно выручить 500 миллионов евро.
Вот так послевоенное экономическое чудо Германии расплатилось за свою нерасторопность.
Статья получена: Membrana.ru