Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны

 

Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны

 

 

АКДИ "Экономика и жизнь" /

Аналитический выпуск подготовили: Г.К. Сафаралиев, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке; А.П. Бердашкевич, консультант аппарата Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Историческая справка
Зарубежная практика
Понятие тайны и виды "тайн" в России
Услуги информационного характера
Информация как элемент правовой деятельности
Объекты интеллектуальной собственности в сфере производства
Предложения и выводы
Литература

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон "О коммерческой тайне" был принят Государственной Думой 22.01.99. Советом Федерации Федеральный закон был направлен Президенту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании.

загрузка...

 

 

Президент Российской Федерации 23 февраля 19.02.99 отклонил Федеральный закон "О коммерческой тайне" (N Пр-244 от 23.02.99). В качестве обоснования к наложению вето на введение в действие Федерального закона "О коммерческой тайне" Президент Российской Федерации высказал ряд замечаний и возражений по отношению к тексту и концепции закона.
Президент Российской Федерации отметил, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом РФ (статьи 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами Российской Федерации. По мнению Президента Российской Федерации, включение в Федеральный закон положений, связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, является излишним. Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня сведений, которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну, а также вопросы защиты коммерческой тайны, в связи с чем подход законодателя в рассматриваемом Федеральном законе, как указывает Президент Российской Федерации, неправомерен. Президенту Российской Федерации представляется также неправомерным и не соответствующим законодательству Российской Федерации разделение в Федеральном законе всей информации, составляющей коммерческую тайну, на собственно такую информацию и "ноу-хау" с установлением в отношении последнего специального правового режима. Предлагаемое в законе "О коммерческой тайне" определение "ноу-хау" не соответствует установленному в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, а содержащееся в тексте закона определение информации, составляющей коммерческую тайну, не соответствует определению, данному в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению Президента Российской Федерации, Федеральный закон имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости пересмотра его концептуальных положений и детальной доработки. В частности, закон не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, кроме того, отдельные его положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации.
Практические нужды заставляют вернуться к работе над законодательством о коммерческой тайне. Поэтому необходимо вновь рассмотреть различные подходы к правовому режиму коммерческой тайны с учетом приобретенного опыта государственного регулирования.
Данная работа посвящена проблеме анализа различных подходов к нормативному регулированию и описанию различных способов и методов реализации правового режима коммерческой тайны в законодательстве Российской Федерации.
Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны являются интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений на индивидуализацию способа использования последних. Содержание режима коммерческой тайны можно представить как право обладателя информации на защиту от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категории гражданских прав и уподобить праву на защиту личной свободы и праву на невмешательство в творческую деятельность и частную жизнь гражданина.
Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядка доступа к данному набору сведений и порядка использования данного набора сведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования: ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование. Заметим, что "несанкционированный доступ" не всегда порождает "неправомерное использование", и наоборот, "неправомерное использование" не есть обязательное следствие "несанкционированного доступа".
Необходимо учесть, что формирование перечня и содержания сведений, подпадающих под правовое регулирование в режиме коммерческой тайны, не могут быть в полном ведении собственника или обладателя сведений. Закон должен установить перечень сведений, по отношению к которым режим коммерческой тайны неправомерен. Поэтому к наиболее важным концептуальным положениям законодательства о коммерческой тайне могут быть отнесены порядок формирования или условия создания перечня сведений, не могущих составлять коммерческую тайну, а также установление меры ответственности за неправомерное расширение означенного перечня либо неправомерное исключение из означенного перечня и, соответственно, разглашение коммерческой тайны. Правоведы и юристы не пришли к единому мнению относительно перечня сведений и ответственности, связанных с правовым регулированием сведений, могущих быть отнесенными к коммерческой тайне. Действующими нормативными правовыми актами указанный перечень сведений к настоящему времени не определен. Значит, о субъектах права законодательной инициативы и о представителях органов государственной власти тоже можно сказать, что ими не выработан единый подход в обсуждаемой проблеме. Например, большинство замечаний к разрабатывавшимся вариантам законопроектов о коммерческой тайне были сделаны к положениям, касавшимся перечня сведений, не подлежащих охране в режиме коммерческой тайны. При этом субъекты права законодательной инициативы, направившие свои предложения к законопроекту о коммерческой тайне, не были единодушны. Наличествует заметный интерес к теме , обильны публикации по данной проблеме , , но так и не сложилось общепринятой точки зрения на указанные объекты.
При создании правовых конструкций для текста федерального законодательства о коммерческой тайне следует учитывать, что как сам набор сведений, входящих в состав "коммерческой тайны", так и режим доступа к последнему устанавливает физическое лицо, организация или ведомство. Следовательно, федеральное законодательство, гарантируя защиту, не должно неправомерно ограничивать право владельцев информации на устанавливаемый ими способ обращения с последней.
Данная работа имеет целью анализ концептуальных положений правового регулирования и обращения со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне.
В данной работе будет обсуждена правовая природа понятия "коммерческая тайна". Понятие "коммерческая тайна", как объект правового регулирования имеет своим юридическим основанием время, место, вид деятельности и иные обстоятельства. Другими словами, правовая квалификация информации, представляемой как объект правового регулирования и обозначаемый как "коммерческая тайна", может меняться в различных обстоятельствах. Нормативное регулирование правоотношений в режиме коммерческой тайны не абсолютно по отношению к субъекту деятельности, профессиональной принадлежности и обычаям делового оборота. Например, одна и та же по форме представления информация одновременно может являться коммерческой тайной для предпринимателя, банковской тайной для банка , биржевой тайной , для акционеров, служебной тайной для налоговых инспекторов , и следственной тайной для правоохранительных органов. Заметим, что принципы правового регулирования внутри указанных отраслей права различны.
Ответственность и объем компенсации за разглашение сведений, представляющих коммерческую тайну, в большинстве случаев связаны с упущенной выгодой или с оценкой морального вреда. Поэтому меры воздействия за нарушение коммерческой тайны чаще всего относятся к области административного права, но допускают и уголовную ответственность.
Руководствуясь сказанным выше, можно предположить, что предмет правового регулирования, обозначаемый термином "коммерческая тайна", многозначен в своих проявлениях. Рассматриваемая в качестве объекта правового регулирования, "коммерческая тайна" может быть представлена как многофункциональная правовая конструкция, находящая свое проявление в различных отраслях права. Поэтому необходимо использовать такую правовую идеологию при разработке концепции законодательства о коммерческой тайне, которая бы учитывала обозначенные свойства и особенности правоотношений.
Данная работа имеет целью анализ подходов к выработке концепции законодательного регулирования предмета и объекта деятельности, как коммерческая тайна.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Правителями государств в различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства.
В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данного понятия и использовавшие ключевое слово "тайна". Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ. Под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства (речь идет о современном понятии "ноу-хау"). Торговую тайну составляли элементы индивидуальности, например, знание мест закупки товаров, списки покупателей и иное. Коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия. Тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность в современном понимании.
В законах Российской империи имелись нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений, которые являлись средством закрепления определенного положения предприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Режим промысловой тайны основан на принципе свободы конкуренции как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения промысловой тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия и иное) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний или взыскание убытков по гражданским искам).
Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 года в связи с принятием Советской властью Декрета о рабочем контроле. Однако новая власть весьма быстро осознала, что предприятие должно иметь право на защиту информации, обладающей экономической ценностью. На первых порах защите подлежали только сведения, касающиеся разработок и производства военного характера. В 1926 году ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиям защищать производственную и коммерческую тайну. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как об инструменте капиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и иных правонарушений.
Правовая природа коммерческой тайны такова, что последняя может существовать в различных формах. Впервые о коммерческой тайне и праве на ее защиту упоминалось в статье 33 Закона СССР "О предприятиях в СССР" и в статье 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в статьях 10 и 15 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В мае 1991 года были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в статье 151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретов производства, действующий в настоящее время и регулирующий защиту "ноу-хау".
Нормы действующего законодательства имеют в основном декларативный и отсылочный характер. Согласно пункту 3 статьи 184 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческий представитель после исполнения поручения обязан хранить в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках. При этом не указывается срок, в течение которого действует это ограничение, не определяется и ответственность лица, нарушившего данный запрет. Еще одна норма (пункт 2 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязывает участников хозяйственного товарищества (общества) не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. С учетом основной задачи коммерческой организации (получение прибыли) уместнее говорить о коммерческой тайне. Подобных примеров можно привести множество.
Особое значение для регулирования охраны коммерческой тайны имеет ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой к объектам гражданских прав впервые отнесена информация. В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.
В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация подразделяется на служебную и коммерческую. Речь идет о действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, которые не известны третьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как "ноу-хау", являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны. Что касается, принятия мер к ее охране, то механизм реализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне не урегулирован. Это осложняет ее охрану органами государственной власти. Законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государственными органами , осуществляющими контроль за его деятельностью, но механизм этих отношений противоречив , особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных в ходе проведения проверок или ревизий. Из всех государственных органов только Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Остальные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных наказуемых действий. Существуют проблемы и в части определения действий, нарушающих право предприятия на коммерческую тайну, установления ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических и физических лиц и порядка возмещения ущерба. Состояние законодательства по отношению к регулированию коммерчески ценной информации предопределяет необходимость его развития и совершенствования.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

В отличие от начинающей складываться в России практики заключения трудовых договоров (контрактов), учитывающих условия неразглашения ряда сведений, зарубежное законодательство имеет более продолжительную историю, а значит, и ряд значительных преимуществ. В большинстве зарубежных стран в настоящее время отсутствует единый нормативный общегосударственный акт, определяющий понятие "коммерческая тайна" и раскрывающий соответствующий механизм правового регулирования. Исключение составляют, пожалуй, только США. Правовые нормы, касающиеся регулирования коммерческой тайны, содержатся в различных нормативных актах, например, в уголовном кодексе, законах о недобросовестной конкуренции, о свободе доступа к информации.
В Чехии и Югославии коммерческая тайна отнесена к сведениям, составляющим хозяйственную или деловую тайну. В законодательстве ФРГ под понятие "коммерческая тайна" подпадает любая информация, связанная с деятельностью фирмы, которая, по мнению ее владельца, должна храниться в тайне. Более определенно этот вопрос решен в Финляндии. Тайной там признаются сведения, которые при получении конкурентом могут содействовать его успеху или причинить ущерб фирме. Сущность понятия коммерческой тайны наиболее четко сформулирована в американском Законе о коммерческой тайне 1979 года: коммерческой тайной является информация (включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она не является общеизвестной или доступной лицам. могущим использовать ее в коммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите.
В отдельных странах законодательно определены сведения, которые не могут являться коммерческой тайной: научные теории, математические методы и иное. Зарубежная фирма, совершив определенные действия, обеспечивает себя соответствующими доказательствами, имеющими юридическую силу. Например, практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает заключение соглашения о сохранении коммерческой тайны, подписываемого в ходе оформления на работу, а также проведение специальной разъяснительной работы, которая также регламентирована соответствующими документами. Поступающему на работу может быть предложено написать заявление, касающееся посторонней частной информации, которую он получил по месту предыдущей работы. Практически речь идет о своего рода предупредительной работе, которая проводится в конкретной фирме и направлена на сохранение ее высокой репутации в деловом мире. Нанимающийся на работу сообщает, как правило, что он обязан сохранять в тайне секреты, полученные им по прежнему месту работы и срок сохранения такой информации в тайне, а также информирует нового работодателя о том, что эту информацию он не вправе раскрывать и использовать по новому месту работы. Практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает написание заявления увольняющегося служащего, где он фактически ставит фирму в известность относительно взятых им на себя обязательств о сохранении коммерческой тайны. В заявлении служащий сообщает, что обязательства по сохранению коммерческой тайны им выполнены и что в процессе своей работы он не участвовал в какой-либо деятельности, составляющей конкуренцию или противоречащей его обязательствам как служащего. Руководитель организации, откуда уволился работник, может поставить в известность нового работодателя в отношении информированности о коммерческой тайне организации принятого на службу работника. Кроме того, обычно руководитель организации письменно напоминает уволившемуся служащему об обязательствах по сохранению коммерческой тайны, что были подписаны им при приеме на работу.
В соответствии со статьей 10 ("Секретность") трудового соглашения между фирмой и работником, применяемого в Германии, сотрудник обязуется сохранить в тайне все ставшие ему известными в рамках его служебной деятельности производственные дела, в особенности деловые секреты. Обязательство неразглашения действует и после прекращения трудовых отношений. Практика защиты коммерческой тайны в Германии выработала сходную с практикой США методику, в соответствии с которой администрация работодателя предлагает работнику подписать дополнение к трудовому соглашению, где детализируются основные моменты, связанные с охраной прав обладателя коммерческой тайны, и обязательства работника на случай увольнения. Сотрудник обязуется по увольнении возвратить находившуюся у него в связи с его деятельностью документацию работодателю. Он не имеет права предъявлять какие-либо претензии на сохранение подобной документации у себя. Подобное соглашение в одном документе содержит условия, которые защищают работодателя от возможных убытков , связанных с разглашением коммерческой тайны работником. Приведенные примеры условий трудовых соглашений о сохранении информации, составляющей коммерческую тайну, фактически отражают состояние правовой урегулированности отношений, возникающих в связи с использованием информации, составляющей коммерческую тайну.
В США имеет место некоторое усложнение как порядка оформления трудовых отношений, так и их прекращения. В основе такого подхода лежат сложившиеся правила деловых обычаев и обыкновений, без которых, невозможно нормальное функционирование экономических отношений.
Высокая степень разработанности и подробная детализация законодательства позволяют осуществлять правовое регулирование трудовых отношений) предметом которых является информация, составляющая коммерческую тайну, без каких-либо дополнительных действий, направленных на усиление правовой защищенности как обладателя коммерческой тайны, так и иного хозяйствующего субъекта. В качестве примера правового регулирования защиты конфиденциальной информации и, в частности, коммерческой тайны можно привести следующие законодательные акты Германии: Германское торговое уложение, Акционерный закон, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о производственных и хозяйственных кооперативах.
Правовое регулирование трудовых отношений, предметом которых является информация, составляющая коммерческую тайну, в России характеризуется недостаточной степенью разработанности законодательства в целом и отсутствием каких-либо норм в трудовом законодательстве в частности.

ПОНЯТИЕ ТАЙНЫ И ВИДЫ "ТАЙН" В РОССИИ

В правовой обиход введены различные представления о тайне. Наряду с государственной, служебной , врачебной, коммерческой и иными вводится представление об адвокатской тайне, биржевой тайне, банковской тайне , налоговой тайне, тайне вклада и тайне договора , тайне телефонных переговоров и множества иных видов тайн.
Учитывая то, что в законодательстве часто встречается слово "тайна", следует уяснить его содержание и соотношение с термином "конфиденциальная информация". Закон, употребляя термин "тайна", часто не раскрывает его содержание. В русском языке "тайна" традиционно означает "все сокрытое, неизвестное, неведомое", а также "нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо". Таким образом, "тайна" имеет два смысловых значения: нечто абсолютно неизвестное всем и нечто относительно неизвестное для какого-либо круга лиц. Очевидно, что уголовно-правовой смысл имеет только второе значение.
В. Даль толковал слово "тайна" как все сокрытое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, не оглашаемое. Термин "нарушение целостности и конфиденциальности" широко используется в специальной литературе, когда рассматривается проблема безопасности информационных систем, базирующихся на применении информационной техники. Под конфиденциальностью же понимается предотвращение возможности использования информации лицами, которые не имеют к ней отношения. Появление в законодательстве об информации термина "конфиденциальность" наряду с термином "тайна", по-видимому, оправдано. Слово "конфиденциальный" происходит от латинского слова "confidentia (доверие)" и означает "доверительный, не подлежащий огласке". Сравнивая смысл названных терминов, можно увидеть, что они, в принципе, обозначают одно и то же.
Тайна есть информация. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц. При этом основанием известности сведений тому или иному лицу может быть профессиональная или служебная деятельность последних, семейно-брачные отношения и иное. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства. Нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.
В уголовном праве тайну можно определить как сведения (информацию), доступ к которым ограничен в соответствии с положениями федерального законодательства и за несанкционированное нарушение конфиденциальности которых установлена уголовная ответственность.
Сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, являются предметами права. Обычно предмет права есть вещь материального мира, имеющая определенные физические характеристики. Такими характеристиками может обладать носитель информации, но не сама информация. В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются в том числе нематериализованные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отраженные в образах, в том числе и вербальных. Действующее законодательство не вполне определяет юридическое существо тайны. По отношению к государственной тайне закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Юридически значимая тайна лежит в основе возникающих определенных отношений. Сведения или информация, составляющие тайну, должны расцениваться как объект правоотношений, реализующийся и существующий в форме общественного отношения по его защите или использованию. Характер общественных отношений должен лежать в основе видовой классификации тайны. Личная тайна связана с обеспечением конституционных и иных прав личности. Право человека на тайну личной жизни как абсолютное правовое благо определено в Конституции Российской Федерации и Международном стандарте ООН в области защиты прав и свобод человека (статья 17 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года) и отражено в составах Уголовного кодекса Российской Федерации. Можно говорить о разновидностях личной тайны как объекта охраны: частной жизни: личной переписки; телефонных переговоров; почтовых, телеграфных и иных сообщений. Тайна усыновления связана с интересами охраны семейной жизни. Ответственность за ее разглашение могут нести лица, которые обязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну (судьи, работники местных администраций, органов опеки и попечительства и прочие лица, указанные в части 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации), а также все другие лица, если установлены их корыстные или иные низменные побуждения при разглашении этой тайны без согласия обоих усыновителей.
Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Содержание банковской тайны определено в статье 856 Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время нормативные акты регламентируют перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую (банковскую) тайну (информация об учредительных документах, регистрационном удостоверении, лицензии, патенте, о платежеспособности, об уплате налогов и обязательных платежей и иное).
Уголовная ответственность за нарушение коммерческой и банковской тайны наступает при собирании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также при незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца.
Государственная тайна как вид тайны неоднократно указывается в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации и имеет непосредственное уголовно-правовое значение, связанное с обеспечением внешней безопасности государства и государственной безопасности в целом. Государственную тайну Российской Федерации составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. На основе сохранения неприкосновенности государственной тайны обеспечивается не просто "государственная безопасность" в широком понимании, а внешняя безопасность государства. Государственная тайна в уголовно-правовом отношении находится в основе комплекса двух интересов уголовно-правовой охраны: внешней безопасности государства и безопасности государства как таковой. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года.
Должностная служебная тайна связана с интересами государственной службы и службы в органах местного самоуправления и носит опосредованный характер, так как прямое указание в статьях главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации на пределы охраны должностной тайны отсутствует. Федеральное законодательство связывает доступ к профессиональным сведениям закрытого характера с должностным статусом лица, которому эти сведения стали известны по службе. Поэтому при нарушении неприкосновенности этой секретной информации страдают интересы службы. Федеральное законодательство прямо указывает на противоправность нарушения конфиденциальности сведений и неправомерности действий, совершенных; судьями в отношении тайны совещания при постановлении приговора по уголовному делу, должностными лицами Банка России в отношении сведений, составляющих банковскую тайну; должностными лицами налоговой инспекции в отношении сведений о вкладах граждан и организаций. Служебная тайна связана с интересами службы в коммерческих и иных организациях. Содержание сведений, составляющих служебную тайну, во многом совпадает с содержанием должностной служебной тайны.
Следственная тайна связана с интересами законного производства предварительного расследования по уголовным делам (статья 310 Уголовного кодекса Российской Федерации "Разглашение данных предварительного расследования"). В силу части 1 статьи 139 УПК РСФСР сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. В законе отсутствует перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой.
Свидетельская тайна как объект уголовно-правовой охраны воплощается в институте свидетельского иммунитета от уголовной ответственности за совершение ряда преступлений против правосудия и основывается на семейно-брачных отношениях либо профессиональных (должностных) обязанностях. Свидетельский иммунитет как особый порядок наступления уголовной ответственности для определенного круга лиц при совершении ими некоторых преступлений против правосудия основан на обладании правом на свидетельскую тайну. Свидетельская тайна является по существу специальной разновидностью тайны и приобретает самостоятельное уголовно-правовое значение. Разновидность свидетельской тайны связана с интересами охраны сведений, составляющих служебную и должностную тайны в силу исполнения лицом профессиональных обязанностей. Защитнику принадлежит право отказа от дачи показаний об обстоятельствах, ставших известными в процессе оказания юридической помощи; священнослужитель обладает правом отказа от дачи показаний по обстоятельствам, ставшим известными ему из исповеди. В федеральном законодательстве существуют прямые указания на возможность отказа от дачи свидетельских показаний лицами, обладающими: государственной (статья 4 "О государственной тайне"), нотариальной (статья 5 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате"), врачебной (статьи 35 и 61 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан") и иные.
Тайна безопасности участников правосудия составляет отдельный правовой режим. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны данной информации не вызывает сомнений. Система мер государственной защиты жизни, здоровья, имущества указанных лиц определена в Федеральном законе "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Тайна безопасности субъектов порядка управления является основанием обеспечения безопасности субъектов порядка управления, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Содержание сведений, составляющих данную тайну, совпадает с содержанием закрытой информации, составляющей тайну безопасности участников правосудия.
Обязательство о неразглашении информации может быть оформлено как записью непосредственно в тексте трудового договора (контракта), так и в виде отдельного документа, являющегося приложением к трудовому договору (контракту). Форма и содержание соответствующего раздела трудового договора (контракта) или отдельного приложения к нему в части, касающейся сохранения информации, составляющей коммерческую тайну, имеют большое значение. В случае разглашения работником информации, составляющей коммерческую тайну, эти документы составят юридическую основу для привлечения такого работника к ответственности и взыскания причиненного ущерба.
Вариант оформления обязательства о неразглашении коммерческой тайны в виде отдельного документа следует признать более предпочтительным. Не все работники организации допускаются к коммерческой тайне. Поэтому большинство из них будет свободно от обязательств по ее сохранности, если это обязательство является элементом должностной инструкции. Во-вторых, в случае снятия грифа "коммерческая тайна" с такого рода информации обязательство не только утрачивает юридическую силу, но и может быть без особых сложностей аннулировано. Кроме того, прекращение указанного обязательства не влечет за собой необходимости вносить какие-либо отметки непосредственно в трудовой договор (контракт), что позволяет говорить о таком немаловажном факте, как относительная простота юридического оформления принятия соответствующего обязательства и его прекращения.
Одним из наиболее часто цитируемых нормативных правовых актов является Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"
В документе сказано, что "Правительство РСФСР постановляет:
1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
документы о платежеспособности;
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
документы об уплате налогов и обязательных платежах:
сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;
сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
2. Запретить государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:
о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы) в уставные фонды совместных предприятий;
о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;
о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.
3. Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах 1 и 2 настоящего Постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.
4. Действие настоящего Постановления не распространяется на сведения, относимые в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также на сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну"
В настоящее время законодательством Российской Федерации не установлен закрытый перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок" указано: "Информация о движении средств внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций не может быть отнесена к информации, составляющей коммерческую тайну."
Принципиальными новеллами для правового регулирования подряда являются статья 726 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязанность подрядчика передать информацию заказчику" и статья 727 Гражданского кодекса "Конфиденциальность полученной сторонами информации". Первая из них устанавливает обязанность подрядчика передать заказчику вместе с результатом работ информацию, которая относится к эксплуатации или иной реализации предмета договора. Такое возможно в двух случаях: если это предусмотрено договором либо если без такой информации невозможно использовать результат работы для указанной в договоре цели. Последнее обстоятельство или отсутствие информации должен в случае возникновения спора доказывать заказчик. Согласно статьям 726 и 727 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение подрядчиком предусмотренной в них обязанности дает заказчику право отказаться от приемки результата работ, а если по причине отсутствия, недостаточности или недостоверности информации он понесет убытки (например, вследствие случившейся из-за этого аварии), потребовать от подрядчика возмещения убытков. Подрядчик не вправе ссылаться на то, что в договоре нет условия об обеспечении заказчика данной информацией.
Специальные правила о конфиденциальности информации и вытекающей из этого обязанности стороны, которая ее получила (не разглашать и не передавать третьим лицам без согласия другой стороны), относятся в равной степени и к заказчику, и к подрядчику. Служебная тайна, по аналогии с коммерческой, трактуется как информация, которая "имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основания и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами" (пункт 1 статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лица, в том числе и сами работники, разгласившие информацию (коммерческую тайну), обязаны возместить потерпевшему убытки. Убытки возмещаются, исходя из смысла статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, по правилам статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. Содержанием трудового договора (контракта) являются взаимные права и обязанности. Установлена и ответственность сторон при исполнении должностных инструкций. Институт коммерческой тайны неизвестен трудовому законодательству Российской Федерации. Представляется необходимым выяснить возможное и обоснованное место его в этой отрасли права. Для определения, к какой группе условий трудового договора (контракта) следует отнести условие о неразглашении коммерческой тайны, <1> рассмотрим те из них, которые принято различать в качестве основных и дополнительных.
К основным условиям трудового договора (контракта) относятся соглашения сторон: - о работе по одной или нескольким специальностям (должностям) соответствующей квалификации; - о месте работы (предприятие, его структурное подразделение, их местонахождение); - о сроке действия и виде трудового договора (контракта); - об условиях оплаты труда.
Круг основных условий трудового договора (контракта), который не может быть изменен сторонами, законодательно определен. К дополнительным (факультативным) относятся условия трудового договора (контракта), которые могут касаться любых иных вопросов труда, а также социально-бытового обслуживания работника.
В трудовом договоре (контракте), в рамках дополнительных (факультативных) условий законодатель предоставил сторонам возможность самим устанавливать необходимые критерии для решения вопросов, в которых стороны заинтересованы. Дополнительные (факультативные) условия трудового договора (контракта) являются тем юридически обоснованным кругом обязательств, в рамках которого и могут быть закреплены вопросы защиты информации, составляющей коммерческую тайну работодателя (обладателя охраняемой законом информации). В обязанности работника может быть включено условие о неразглашении им коммерческой тайны, к которой он будет допущен в силу его должностных обязанностей. Указанное условие может быть включено и в иные виды договоров, как договор поручительства , договор коммерческого представительства , агентский договор , договор поручения или доверенности, договор о рекламных услугах и иные информационные услуги.
Формулирование условий должно опираться на предусмотренный законодательством Российской Федерации перечень норм, посредством которых осуществляется правовое регулирование защиты информации и, в частности, коммерческой тайны. Прежде всего здесь должен найти свое отражение смысл норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации"; Гражданским кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"; иными положениями о защите коммерческой тайны, предусмотренными уставом организации (работодателя). По своей юридической природе подобное условие в трудовом договоре (контракте) является логическим завершением юридического оформления защиты информации, составляющей коммерческую тайну, на уровне хозяйствующего субъекта.
В договор (контракт) работника, допускаемого к коммерческой тайне хозяйствующего субъекта (далее - организация), либо в приложение к нему могут быть включены следующие обязательства:
- не разглашать составляющую коммерческую тайну организации информацию, которая будет ему доверена или станет известна по работе;
- не передавать третьим лицам и не раскрывать публично информацию, составляющую коммерческую тайну организации, без согласия администрации организации;
- сохранять информацию, составляющую коммерческую тайну тех организаций, с которыми имеются деловые отношения;
- выполнять относящиеся к работнику требования приказов, инструкций и положений по обеспечению сохранности коммерческой тайны организации;
- не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну организации, для занятия другой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб организации;
- в случае попытки посторонних лиц получить от работника информацию, составляющую коммерческую тайну организации, незамедлительно известить об этом соответствующее должностное лицо;
- незамедлительно сообщать соответствующему должностному лицу организации об утрате или недостаче носителей информации, составляющей коммерческую тайну, удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов, личных печатей и о других фактах, которые могут привести к разглашению коммерческой тайны организации, а также о причинах и условиях возможной утечки информации, составляющей коммерческую тайну;
- в случае увольнения все носители информации, составляющей коммерческую тайну организации (документы, чертежи, рукописи, магнитные ленты, перфокарты, перфоленты, диски, дискеты, распечатки, кино- и фотоматериалы, изделия и др.), которые находились в распоряжении работника в связи с выполнением им служебных обязанностей во время работы в организации, передать соответствующему должностному лицу организации.
Помимо указанных положений в трудовом договоре (контракте) может быть предусмотрено также ограничительное условие на случай увольнения работника, в соответствии с которым уволившийся работник обязан в течение определенного срока (два, три года) не разглашать и не использовать для себя или других лиц информацию, составляющую коммерческую тайну. Здесь же может быть предусмотрено и положение, предупреждающее работника о возможном наступлении гражданской, административной, уголовной либо иной ответственности в случае нарушения взятых работником обязательств.
Работник под расписку должен быть предупрежден об ответственности за нарушение этих положений (невыполнение взятых на себя обязательств). Кроме того, в трудовом договоре (контракте) либо его неотъемлемой части (обязательстве о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну) следует предусмотреть порядок ознакомления работника с действующими в организации положениями и инструкциями по обеспечению сохранности коммерческой тайны.
Другой категорией субъектов коммерческой тайны является непосредственно руководитель организации. В силу своих должностных обязанностей и предоставленных ему собственником правомочий (если такой руководитель сам не является собственником организации, а значит, и обладателем коммерческой тайны) руководитель организации может быть наделен исключительными правами по организации защиты информации, составляющей коммерческую тайну (реализация нормы пункта 1 статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации). Руководитель обладает также особыми возможностями в части информированности об охраняемых законом коммерческих секретах, в том числе и о коммерческой тайне руководимой им организации. На руководителя организации должны быть возложены обязанности по обеспечению сохранности коммерческой тайны организации. В связи с этим в контракт, заключаемый с руководителем при его найме, назначении или избрании, целесообразно включить соответствующие положения по данному вопросу.
При формулировании указанных положений нужно исходить из следующих критериев:
- необходимо обязать руководителя строго хранить коммерческую тайну организации и не использовать ее для занятия любой другой деятельностью в ущерб организации;
- в контракте следует отметить, что руководитель организации несет персональную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны организации;
- руководитель организации, как и члены трудового коллектива, должен быть предупрежден об ответственности за нарушения режима коммерческой тайны и о том, что последствиями этого могут стать расторжение контракта, а также наступление предусмотренной законом юридической ответственности.
Министерство труда Российской Федерации постановлением от 14.07.93 года N 135 утвердило Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме. В соответствии с пунктом 12 Рекомендаций при заключении трудового договора (контракта) не могут устанавливаться по соглашению сторон трудового договора (контракта) основания увольнения. Действующим законодательством не предусмотрено такое основание увольнения, как "разглашение коммерческой тайны".

УСЛУГИ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

Российское законодательство определяет доступность информационных ресурсов для субъектов научной деятельности. По отношению к праву на информационный обмен требования закона "О науке и государственной научно-технической политике" необходимо привести в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В главе 38 Гражданского кодекса приведен особый перечень сведений, являющихся конфиденциальными для участников договора на НИОКР. К наиболее "современным" недостатком законодательства можно отнести отсутствие упоминания об электронных сетях и их роли в научно-техническом информационном обмене. В настоящее время в сети Интернет зачастую помещаются не только сообщения, но и научные работы, информационные странички и целые журналы. Правовой статус этих журналов не установлен. Не ясно, например, может ли диссертант в списке своих работ приводить публикации, распространенные им в электронных изданиях. Не установлен правовой статус научных электронных изданий. Не решены многие иные вопросы, связанные с современными средствами представления и распространения информации. В тексте статьи 2 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сказано: "2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции".
Статья 10 этого же закона "Формы недобросовестной конкуренции" указано, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг: получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Это единственное упоминание о науке в этом законе. В то же время, следует отметить, что сама научная деятельность по своей правовой природе монополистична. Авторское право, например, имеет своим истоком и является проявлением и порождением монополистичности научной деятельности. Научный работник является монополистом нового научного знания. Если бы научная деятельность являлась предпринимательской, то было бы полезно сохранять свой монополизм. Но особенность научного монополизма такова, что сам монополист ее разрушает, сообщая человечеству полученные результаты. Если "научный монополист" этого не сделает, то научное сообществе ничего не будет знать о нем. Указанная особенность "научного монополизма" становится особенно значимой, когда заходит речь о государственной политике, о выборе между сосредоточенными, однонаправленными и параллельными усилиями на одном направлении и распределением научных сил по разным направлениям. Для такой ситуации трудно предложить обоснованное логическое решение. Здесь должна решать политическая воля. Кто-то должен взять на себя личную ответственность за направление и способ развития.
В Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" указано:

"Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Цели настоящего Федерального закона - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Международный обмен конфиденциальной информацией, массовой информацией осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. 20 февраля 1995 года вступил в силу Федеральный закон N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Закон содержит следующее определение информации: информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Никаких иных положений, сколь-нибудь близких к научной деятельности, законодательство об информации не содержит. Существует значительный пробел в теоретической и практической разработке нормативных положений законодательства о науке. Уже говорилось, что информационный обмен является необходимой составляющей научной деятельности. Без обмена информацией научная деятельность невозможна, как вид деятельности в юридическом смысле. Поэтому обмен научной информацией должен иметь особый правовой режим и особую форму правового регулирования. В частности, правовой режим обязан предусматривать доступность научной информации, а форма правового регулирования должна осуществляться с учетом, например, норм авторского права.
Для России маркетинг является сравнительно новым понятием. Оно вошло в нашу жизнь одновременно со вступлением страны на путь рыночной экономики. Маркетинг есть система мероприятий, направленных на изучение рынка с целью воздействовать на спрос для расширения сбыта товаров. При определении направлений исследования важно указать, что сбор и анализ маркетинговой информации не должны нарушать право потенциальных конкурентов на коммерческую тайну и другие виды тайн, охраняемых законом. В противном случае, если задание заказчика предусматривает сбор сведений, защищаемых собственником, оно подпадает под признаки промышленного шпионажа.
Использование заказчиком результатов маркетинговых исследований предполагает соблюдение сторонами условия конфиденциальности, которое стороны специально оговаривают в соглашении. Результаты маркетинговых исследований являются собственностью заказчика, и исполнитель не вправе разглашать эти данные третьим лицам. Конфиденциальной является и информация о том, кто являлся инициатором проведения данных исследований. В свою очередь, указчик может принять на себя обязательство не разглашать третьим лицам методику проведения исследований и другие неопубликованные данные, которые, по мнению исполнителя, составляют секретную особенность его деятельности (ноу-хау).
Особо следует сказать об ответственности сторон. Она по общему правилу наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, принятых на себя исполнителем или заказчиком. Исполнитель может нести ответственность за то, что не провел исследования по тем направлениям, которые были зафиксированы в договоре, не применил те методы, использование которых было оговорено сторонами. Исполнитель не может нести ответственность за результативность использования заказчиком полученной информации. Заказчик несет ответственность за своевременную выплату исполнителю вознаграждения в течение оговоренного сторонами срока после подписания акта сдачи-приема работы. В случае просрочки уплаты он несет ответственность за неисполнение денежного обязательства.
Договор вступает в силу и действует до урегулирования расчетов за выполненную работу. Каждая сторона вправе защищать свои интересы в суде на основании норм действующего гражданского законодательства. Договор о выполнении маркетинговых работ, на первый взгляд, содержит определенные элементы договора подряда , поскольку речь идет о результатах маркетинговых исследований, представляемых заказчику в виде документированного отчета, но все же этот результат скорее охватывается понятием интеллектуальной собственности. Ведь предметом взаимоотношений сторон является коммерческая информация, охраняемая сторонами в режиме коммерческой тайны. Заказчик получает право на использование полученной информации, однако успех не гарантируется исполнителем. Независимо от внедрения заказчиком результатов исследований последние представляют для него полезную деятельность, одобренную им, хотя использование ее результатов в коммерческой деятельности и не гарантирует ему успеха.
Представляется, что договор о проведении маркетинговых работ следует рассматривать как один из видов договора о возмездном оказании услуг, которому посвящена глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. Договор о проведении маркетинговых работ имеет двойственную правовую природу, поскольку объектами правового регулирования являются как услуги, так и коммерческая информация, охраняемая законом на правах коммерческой тайны.
Важнейшей проблемой российского государства является формирование высокоорганизованной, продуктивной и жизнеспособной информационной среды, представляющей собой совокупность информационных ресурсов, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства. Потребители информации, управляющие торговлей как отраслью народного хозяйства и осуществляющие акты купли-продажи товаров (продавец, покупатель, посредник), заключают с соответствующими субъектами, владеющими информацией, договоры о возмездном оказании информационных услуг. Обслуживание может состоять в поиске необходимой информации, ее обработке, выдаче данных (документов), хранении информации. При этом стороны руководствуются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стороны могут заключать договоры о пользовании автоматизированными информационными системами, банками данных, компьютерными сетями. Отдельно могут быть оговорены условия передачи информации на материальных носител

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Бракованная тайна. О недостатках закона О коммерческой тайне

Цифры говорят о постоянном увеличении экономических преступлений, связанных с незаконным получением и оборотом информации, имеющей большую ценность для бизнеса. Хозяйствующие субъекты как никогда озабочены проблемами сохранности конфиденциальной информации, ноу-хау и секретов производства. Некоторые предпринимали попытки защитить свои "информационные интересы" через суд.

» Юриспруденция и Право - 2799 - читать


Коммерческая тайна предприятия

Журнал " В курсе дела" / Гуренкова Наталия Викторовна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ Нередко при заключении трудового договора от сотрудника требуется соблюдение такого условия, как неразглашение коммерческой тайны предприятия. Какую же информацию можно отнести к конфиденциальной?

» Юриспруденция и Право - 2537 - читать


Условия, порождающие недействительность сделок, и анализ их правовых последствий

Для успешной деятельности налоговых органов по пресечению незаконного ухода некоторых субъектов от налогообложения с помощью заключения различных, по сути своей недействительных, сделок необходимо признание их правонарушением, что придает большую остроту и целенаправленность усилиям суда в борьбе с этими общественно нежелательными и вредными явлениями. Устанавливая недействительность сделок, судебная и арбитражная практика выработали четыре вида требований, при нарушении кото ...

» Юриспруденция и Право - 6730 - читать


Кнут без пряника. Как предотвратить утечку коммерческих тайн?

Самое страшное, что может сделать компания с сотрудником, разгласившим коммерческие тайны, — уволить по "позорной статье" Трудового кодекса. Поэтому эксперты советуют действовать превентивно: дать четко понять, о чем никому рассказывать нельзя, и следить за переговорами и перепиской работников.

» Бизнес идеи - 2324 - читать


Коммерческая тайна и мы

В условиях рыночной экономики, становление которой в России идет полным ходом, предприятия вынуждены вступать в конкурентную борьбу за собственное существование, прибыльное ведение дел, отстаивание доброго имени. Успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, базирующихся на определенном интеллектуальном потенциале и конкретных технологиях. Однако, рынок - это среда повышенного риска, и от утечк ...

» Безопасность - 3797 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru