Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Вне штата – вне проблем

 

Вне штата – вне проблем

 

 

Юридический справочник руководителя /

Е.Н. Рыжкова, юрист санкт-петербургской практики «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

В последнее время в российских компаниях очень распространена практика привлечения для выполнения различного рода работ так называемого «внештатного персонала».

Многие организации для оптимизации бизнес-процессов предпочитают не нанимать штатных работников, а привлекают сторонних специалистов — физических лиц, компании-подрядчиков либо заключают договоры с кадровыми агентствами о предоставлении персонала. В свою очередь, подрядчики и кадровые агентства нанимают для выполнения работ граждан. Например, практически повсеместно заботу о чистоте офисных и производст­венных помещений или охрану объектов передают специализированным организациям.

загрузка...

 

 

Иногда привлечение внештатного персонала может ограничиваться направлением уборщицы из клининговой фирмы, нескольких охранников из охранного агентства или мастера по монтажу и наладке оборудования из организации, у которой это оборудование приобретено. Но иногда, в крупных компаниях, особенно в дочерних компаниях иностранных холдингов, «за штат» может быть выведена работа целого подразделения, и персонал «арендуется» на срок от 1 дня до нескольких лет.

Для компании выгоды привлечения внештатного персонала бесспорны. Как правило, «арендованные» работники состоят в штате организации-подрядчика или кадрового агентства, а компания, которая привлекает таких работников по договору, может в любой момент потребовать заменить одного «арендованного» сотрудника на другого либо вообще отказаться от услуг персонала. Это также дает компании возможность избежать хлопот, связанных с приемом на работу и увольнением сотрудников, с необходимостью внесения изменений в штатное расписание, а также снимает необходимость начислять и выплачивать зарплату, отпускные и т.п. Однако в этой «бочке меда» существует и своя «ложка дегтя», поскольку привлечение внештатных работников потенциально создает правовые риски признания их фактически состоящими в штате компании.

Риски «внештата»…

Как известно, в соответствии с действующим российским законодательством, трудовые отношения между работником и работодателем возникают в силу «фактического допуска работника к работе» (ст. 16 Трудового кодекса).

Это означает, что если работник приступил к работе с ведома или по поручению «работодателя» или его представителя, то трудовой договор с ним, хоть и не оформленный надлежащим образом, считается заключенным с момента начала работы. Труд «внештатника», так же как и труд штатного сотрудника, предполагает личное выполнение работником обязанностей по определенной специальности или должности, и на практике внештатным специалистам как правило приходится соблюдать правила внутреннего распорядка организации, иных локальных актов организации.

Это в первую очередь касается работников, с которыми заключаются гражданско-правовые договоры подряда или оказания услуг. Однако даже если внештатные работники состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с компаниями-подрядчиками или кадровыми агентствами, они, тем не менее, выполняют работы по месту нахождения компании-заказчика, непосредственно подчиняясь указаниям ее штатных сотрудников.

Таким образом получается, что у «внештатника», на первый взгляд, есть все основания требовать от компании-заказчика оформления трудового договора и, соответственно, предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсации, в том числе по выплате социальных пособий, предоставлению оплачиваемых отпусков и др.

…снизить возможно

Конечно, в каждом конкретном случае при возникновении спора с внештатным работником по вопросу его признания полноправным работником компании комиссией по трудовым спорам или судом рассматриваются и учитываются все обстоятельства работы конкретного человека. Поэтому требуется детальный анализ ситуации в отношении каждого работника.

Основные правила, которые позволят значительно снизить риски компании, связанные с возникновением ситуации, которая может грозить потенциальными трудовыми спорами, заключаются в том, что, во-первых, необходимо избегать заключения гражданско-правовых договоров с физическими лицами. Исключения составляют только лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. А во-вторых, следует избегать заключения договоров о предоставлении персонала (или договоров аренды персонала), поскольку такие договоры предполагают прямое указание на то, что предметом договора является предоставление внештатных работников.

В случае необходимости привлечения внештатного персонала наименее «рискованным» будет заключение договора на проведение работ или оказание услуг с компанией-подрядчиком или кадровым агентством, которое направит своих штатных работников для выполнения задания.

Можно предложить некоторые общие практические рекомендации, использование которых позволит снизить риски признания отношений между предоставляемыми работниками и компанией-заказчиком трудовыми в случае возникновения спора в большинстве подобных случаев.

1) Необходимо контролировать, чтобы все внештатные работники состояли в трудовых отношениях с предоставившими их компаниями-подрядчиками или кадровыми агентствами.

2) Предпочтительно, чтобы предоставление внештатных работников, работающих над одним проектом или заданием в одном подразделении, осуществлялось только одной компанией-подрядчиком или кадровым агентством по договору о проведении соответствующих работ или оказании услуг.

3) Задания (являющиеся одновременно предметом договора с компанией-подрядчиком или кадровым агентством), выполняемые внештатными работниками, необходимо сформулировать таким образом, чтобы они:

 — были направлены на достижение определенного материального результата (например, разработка конкретной программы, ремонт или пуско-наладка оборудования);

 — осуществлялись в течение определенного (ограниченного) периода времени;

 — вознаграждение компании-подрядчика или кадрового агентства за выполняемые внештатными работниками работы или оказываемые услуги было оговорено заранее и зависело от достигнутого результата, объема выполненной работы или затраченного работниками времени (почасовая ставка).

4) Необходимо избегать ситуации, когда внештатные работники осуществляют схожие функции (один вид работ) и работают «бок о бок» со штатными работниками компании-заказчика. Например, крайне рискованной будет ситуация, когда один бухгалтер, занимающийся подготовкой квартальных отчетов, состоит в штате, а рядом с ним ежедневно те же функции выполняет бухгалтер, «арендованный» у кадрового агентства. Скорее всего, суд, при возникновении спора, признает привлеченного из агентства бухгалтера фактически состоящим в штате компании-заказчика.

5) Необходимо учитывать, что в отношении внештатных работников не должны издаваться какие-либо приказы от имени компании-заказчика. Например, касающиеся подчинения внештатников работникам компании-заказчика или направления первых в командировки и т.п. Для того чтобы у представителя компании-заказчика имелось основание для осуществления текущего руководства внештатными работниками, можно рекомендовать в договорах с компаниями-подрядчиками или агентствами, предоставляющими персонал, включать условие о представителе заказчика, уполномоченном контролировать «ход и качество работ/оказания услуг».

6) Также существенным является соблюдение принципа, согласно которому на внештатных работников не должны (прямо или косвенно) распространяться требования локальных нормативных актовкомпании, таких, как правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда. Например, подтверждение прохождения инструктажа по охране труда внештатными работниками не должно фиксироваться в тех же документах (журналах), где фиксируется прохождение инструктажа работниками компании и др. Поскольку работодателем внештатных работников является предоставившая их компания-подрядчик или кадровое агентство, то на них и лежит обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников.

7) Выполненные работы или оказанные услуги должны приниматься по акту приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг). При этом в актах рекомендуется достаточно подробно описывать суть выполненных компанией-подрядчиком работ или оказанных услуг.

8) Рекомендуется также контролировать, чтобы подрядчики или кадровые агентства при оформлении трудовых отношений с внештатными работниками не делали ссылки на локальные нормативные акты компании-заказчика и иным способом не связывали трудоустройство внештатного работника с выполнением компанией-подрядчиком работы для компании. Единственным исключением в данном случае может быть ссылка в срочном трудовом договоре между компанией-подрядчиком или кадровым агентством и внештатным работником на необходимость выполнения работ по договору с компанией-заказчиком как на основание заключения срочного договора.

Подчеркнем также, что, как отмечалось выше, не рекомендуется заключать договоры на выполнение работ или оказание услуг с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также договоры о предоставлении персонала.

Заключаем договор на внештатный персонал

В зависимости от вида работ, выполняемых компаниями-подрядчиками или кадровыми агентствами в интересах компании-заказчика, в случае принятия решения о привлечении внештатного персонала рекомендуется заключать гражданско-правовые договоры (например, договоры подряда, поручения или возмездного оказания услуг), включая в них следующие условия.

Договор подряда

1) Предмет договора предпочтительно сформулировать таким образом, чтобы он предусматривал создание определенного материального результата (например, разработку и внедрение компьютерной программы, заполнение базы данных по определенной тематике, ремонт прибора, сортировку партии товара и др.).

2) Договор должен предусматривать, что по результатам работы составляется двусторонний акт, фиксирующий достигнутый результат исходя из установленной договором формы учета (приемка-передача выполненных работ, отсортированное количество товара и т.п.).

3) Расчеты по договору должны производиться на основании результатов, отраженных в двустороннем акте.

Договор возмездного оказания услуг 

1) Предмет договора возмездного оказания услуг должен отражать процесс осуществления какой-либо деятельности (например, услуги по ежедневной уборке территории, предоставление услуг по управлению автомобилями компании, консультационные услуги).

2) Оплата услуг должна производиться на основании подписываемого сторонами ежемесячного (ежеквартального) акта приемки оказанных услуги зависеть от затраченного времени на оказание услуги.

3) В договоре также можно указать представителя компании-заказчика, уполномоченного контролировать «ход и качество оказания услуг».

Договор поручения 

1) Предмет договора должен заключаться в поручении исполнителю выступать от имени компании-заказчика перед третьими лицами и совершать определенные договором действия. Например, это может быть «получение в органах пожарного надзора заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности здания цеха…, расположенного …». Внештатному работнику в таком случае выдается доверенность для совершения действий, установленных договором поручения с компанией-исполнителем.

2) Результат работ должен фиксироваться в двустороннем акте, который составляется на основании отчета компании-исполнителя.

3) Оплата должна производиться по результатам выполнения поручения в зависимости от установленной договором формы учета (например, в зависимости от времени, потраченного внештатным работником на выполнение поручения, либо в размере фиксированной суммы вознаграждения за достижение результата).

В заключение хотелось бы оговорить, что если в компании складывается ситуация, при которой не может применяться большинство из упомянутых выше «правил» привлечения внештатного персонала, рекомендуется в целях минимизации рисков возникновения трудового спора рассмотреть возможность ввода штатных должностей для выполнения соответствующих работ.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Вне штата – вне проблем":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Проблемы разработки, внедрения и эксплуатации информационных технологий в российских коммерческих банках

Готовчиков И. Ф., к.т.н. Опубликовано в номере:

» Банки и кредиты - 3329 - читать


Проблемы внедрения автоматизированных систем по МСФО

Мaтериал предостaвлен журналом " Новые системы финанового учёта" / Основным назначением автоматизированных систем по МСФО является сокращение времени на подготовку отчетности. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия.

» Безопасность бизнеса - 2217 - читать


Проблема больших денег . Что делать, если вы внезапно стали обладателем крупной суммы

"Ведомости" / Представьте себе, что вы неожиданно стали обладателем крупной суммы денег. Например, получили наследство или большую страховку, выиграли в лотерею или даже сорвали джек-пот. Или прогрессивный работодатель, увольняя вас, выплатил вам солидное выходное пособие.

» Управление и менеджмент - 3138 - читать


Проблема больших денег . Что делать, если вы внезапно стали обладателем крупной суммы

"Ведомости" / Представьте себе, что вы неожиданно стали обладателем крупной суммы денег. Например, получили наследство или большую страховку, выиграли в лотерею или даже сорвали джек-пот. Или прогрессивный работодатель, увольняя вас, выплатил вам солидное выходное пособие.

» Управление и менеджмент - 0 - читать


Программа не заменит человека. Проблемы внедрения автоматизированных систем по МСФО

Основным назначением автоматизированных систем по МСФО является сокращение времени на подготовку отчетности. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия. Кроме того, при автоматизации процесса проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе проверки непротиворечивости данных в отче ...

» Управление и менеджмент - 1944 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Вне штата – вне проблем

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru