Интервью генерального директора «Газпром-Медиа» Николая Сенкевича «Российской газете» интересно не только тем, что в нем менеджер рассказывает о планах по освоению интернета. Оценка медиаактивов газового монополиста, которую глава холдинга дает накануне экспансии во Всемирную сеть, позволяет прогнозировать, чем «Газпром» будет там заниматься.
Как можно понять из интервью Сенкевича, в интернете компания также намерена заниматься бизнесом. При этом гендиректор «Газпром-Медиа» не говорит, что он будет отличаться от остальных направлений деятельности. |
Как объяснил Сенкевич, интернет нужен холдингу «для полного счастья».
Сейчас «Газпром-Медиа» владеет газетами, радиостанциями, телеканалами, рекламным агентством, а также присутствует на кинорынке, но хочет большего. Кроме сайтов в sинтернете, газовому монополисту недостает наружной рекламы. Пока холдинг не определился, как будет действовать в этих двух секторах медиарынка. Сенкевич говорит, что возможно как приобретение существующих проектов, так и запуск новых.
Правда, второй вариант развития событий кажется маловероятным. Пока на счету одного из крупнейших в России медиахолдингов с восьмилетней историей только один серьезный собственный проект — запуск московского информационного радио «СИТИ-FM». Как свидетельствуют данные TNS Gallup Media, аудитория этого вещателя стабильно растет. Если в марте-мае этого года доля радиостанции составляла 0,6 процента, то в августе-октябре ее слушало уже более процента столичных слушателей. И это лишь в пять раз меньше, чем у созданного 15 лет назад «Эха Москвы».
Впрочем, большинству россиян «Газпром-Медиа» известен по другим проектам, и прежде всего как владелец телеканалов НТВ, ТНТ, «НТВ-Плюс», радиостанции «Эхо Москвы», журналов «Итоги» и «7 дней», газет «Известия», «Трибуна», «Петербургский Час-пик». Все эти СМИ были созданы до того, как достались «Газпрому».
В интервью «Российской газете» Сенкевич уверяет, что газеты, журналы, телеканалы, радиостанции приобретались исключительно из «соображений бизнес-успеха». «Даже покупая или создавая СМИ, имеющее политическое влияние, мы готовы его развивать только в том случае, если это принесет деньги. Причем в ближайшей перспективе», — говорит глава компании, владеющей газетами «Известия» и «Трибуна», чьи финансовые достижения вызывают серьезные сомнения у наблюдателей. Зато эти издания активно используются в качестве политических рупоров — «Трибуна» летом стала информационным партнером Общественной палаты, а несколькими месяцами ранее статус партнера «Единой России» получили «Известия» (по информации «Ведомостей»).
Генеральный директор Николай Сенкевич |
Серьезно изменилось в последние несколько лет и НТВ. Сенкевич признает, что на канале наблюдается «концентрация мужского контента», однако настаивает на том, что «информационная составляющая остается его визитной карточкой». Иначе считает медиасообщество — в этом году НТВ получил лишь две «ТЭФИ», да и те не за достижения в журналистике (телеакадемики оценили игру Чулпан Хаматовой и Олега Янковского в показанном на НТВ сериале «Доктор Живаго»). Сенкевич говорит, что наблюдается «прогрессивно усиливающаяся субъективная составляющая в выборе победителей „ТЭФИ“». Однако опрос, проведенный среди телеменеджеров в этом году, свидетельствует о том, что коллеги по цеху также придерживаются не лучшего мнения об НТВ. Они считают, что некоторые программы канала находятся „за гранью добра и зла“, а аудитория вещателя стала маргинальной.
Гендиректор «Газпром-Медиа» настаивает на том, что холдинг благотворно влияет на входящие в него СМИ. И в качестве примера приводит «Известия», которые, по словам Сенкевича, перестали «заигрывать с маргинальными слоями» и перепозиционировались. Теперь газета пытается занять пустующую нишу между бизнес-изданиями и таблоидами, причем делает это, по словам гендиректора, «успешно». «Несколько лет назад „Известия“ теряли 10—30 тысяч читателей в полугодие. Сейчас реальный тираж постоянно растет», — говорит Сенкевич. В то же время TNS Gallup Media фиксирует сокращение аудитории издания: если в декабре 2005 года — апреле 2006 года аудитория одного номера „Известий“ составляла 439 тысяч человек по России и 136 тысяч человек по Москве, то в мае-октябре этого года один номер газеты в среднем читали 432 тысячи россиян и 126 тысяч москвичей.
Вот такой непонятный для коллег по цеху и экспертов холдинг выстраивает «Газпром-Медиа». Как можно понять из интервью Сенкевича, в интернете компания также намерена заниматься бизнесом. При этом гендиректор «Газпром-Медиа» не говорит, что он будет отличаться от остальных направлений деятельности.