Тезисно, новые требования звучат так:
- На сайте ОП должна быть опубликована информация о тарифах, сроках обмена и процедуре, по которой клиент может произвести обменные операции.
- ОП, осуществляющий обмен WM на наличные деньги (или в обратном направлении), должен производить проверку паспортных данных клиентов и их сохранение.
- ОП, осуществдяющий обмен WM с помощью банковских платежей и систем перевода средств без открытия счетов (Western Union, MoneyGram и пр.), должен сохранять полные реквизиты перевода по каждой операции.
- ОП, осуществляющий обмен WM посредством пополнения банковских карт (через различные эвкайринговые или биллинговые системы не используя обычный банковский перевод), должен производить хранение полных реквизитов владельца банковской карты и самой карты.
- ОП, осуществляющий обмен WM на средства других электронных платежных систем, должен производить хранение реквизитов клиентов в других платежных системах.
Многие владельцы обменных пунктов поспешили обвинить руководство WebMoney в засовывании палок в колеса, закручивании гаек и даже в диктатуре. Действительно, эти требования на первый взгляд выглядят нелепо. Однако давайте попробуем разобраться, стоит ли заявлять так категорично...
Системой WebMoney, увы, пользуются не только честные люди. Попадаются и мошенники, откровенные преступники. Свои украденные, либо незаконно заработанные деньги они выводят через обменные пункты или обменивают WM на валюту других систем, чтобы замести следы. Думаю, владельцы обменных пунктов хорошо понимают, о чем я сейчас говорю.
Пользуясь услугами вашего ОП, эти люди как раз и расчитывают на то, что информацию об их персоне никто не проверит и не сохранит и, таким образом, они останутся безнаказанными. Да, вы не обязаны спрашивать, откуда взял деньги ваш клиент, но соблюдать простые меры безопасности (в том числе и своей собственной) - необходимо.
Для предотвращения недобросовестного использования системы был основан специальный институт - внутренний Арбитраж WMT. Как один из его арбитров могу сказать, что, увы, далеко не всегда в наших силах разрешить проблемы, с которыми обращаются к нам пользователи. Часто бывает так, что деньги, которые были у них украденны или получены обманным путем, мошенник уже успел обналичить через обменный пункт. В таких ситуациях Арбитраж не вправе требовать у вас, добропорядочных владельцев обменных сервисов, возмещения ущерба пострадавшим пользователям, так как хорошо понимает - вы здесь не при чем.
Поэтому в своем стремлении бороться с мошенниками система хочет видеть в вас партнера. Давайте не будем пособничать и помогать преступникам, наживающимся на ни в чем не повинных пользователях, по своей неосторожности или неопытности попавших в ловко расставленные ловушки. Тем более, что требуется для этого самая малость - проверять и сохранять данные о личностях ваших клиентов. Это ведь не сложно.
"Рынок был слишком либерализован. Сейчас он начал активно развиваться. Количество обменных пунков существенно увеличилось. И на данный момент мы приняли решение оказывать информационную поддержку только тем сервисам, которые готовы обеспечивать необходимую прозрачность операций. Иными словами, мы не собираемся закрывать какие-либо обменные пункты, но в случае выявления нами фактов несоблюдения условий соглашения, мы будем отказывать таким сервисам в информационной поддержке", - говорит директор по маркетингу WebMoney Transfer Елена Варламова.
Итак, никаких серьезных санкций к обменным пунктам применено не будет, закрывать их или отзывать аттестаты никто не собирается. Речь идет только об отказе обменному пункту в его участии в каталоге Мегасток, геоинформационном сервисе и списке авторизованных обменных пунктов. Мне кажется, это справедливо. Система дает предприимчивым людям прекрасный инструмент для ведения бизнеса и требует взамен лишь соблюдения простых правил и понимания.
Вот что говорит о новшествах Ольга Каширская, владелец
Теперь поговорим немного о технических аспектах. Что касается хранения информации, то его можно организовать как "дедовским" способом (завести обычную тетрадь или создать специальный файл на компьютере), так и средствами самой системы, например, включая необходимые сведения в примечания к WM-платежам или в выписываемые на оплату клиенту WM-счета. Второй способ, безусловно, правильнее и надежней, однако не всегда применим, поэтому на практике, по-видимому, придется сочетать оба варианта.
Впрочем, выполнение новых требований системы WebMoney не покажется владельцам обменных пунктов таким уж сложным делом. Во-первых, у каждого ОП есть постоянные клиенты, просить паспорт у которых всякий раз не нужно - достаточно сделать это единожды. Во-вторых, не требуется хранить паспортную информацию в тех случаях, когда осуществляется ввод (вывод) средств на (с) аттестованный WMID и при этом клиент, отдающий (получающий) наличные деньги, является тем же лицом, которому выдавался аттестат. Иными словами, вы должны проверить данные аттестата (если они закрыты владельцем, то попросите его доверить вам их просмотр, в Центре Аттестации такая возможность есть) и сравнить их с реальными паспортными данными человека, производящего обмен. Если они совпадают, информацию можно не сохранять.
Еще одно существенное послабление, действующее в отношении обменок, менющих наличные\безналичные деньги на титульные знаки, заключается в том, что при вводе средств в систему (продаже WM клиентам) допускается НЕ производить сбор и хранение данных, в том случае, если сумма обмена в сутки, поступающая от WMID обменного пункта на WMID клиента, не превышает эквивалент 2000 USD.
Что касается сервисов, производящих обмен WM на другие валюты интернета, то для них действуют аналогичные требования - сохранять реквизиты клиента в других системах, а именно название платежной системы, с(в) которую обмениваются WM-средства, и номер счета клиента в ней. В случае, если ОП осуществляет неавтоматический (ручной) обмен, то неважно, каким образом будет сохранена эта информация. Если же сервис работает по принципу обменного автомата и производит обмен в режиме реального времени, то он обязательно должен включать эти данные в примечание к WM-платежу или в выписываемый WM-счета.
При этом если такой обменный сервис в состоянии предоставить Арбитражному сервису круглосуточный доступ на своем сайте к истории обменных операций, то после предоставления этого доступа требование о включении реквизитов в примечания к WM-платежам и WM-счетам может данным обменником не исполняться.
Для участия в каталоге Мегасток, геоинформационном сервисе и списке авторизованных обменных пунктов действующим и новым ОП достаточно просто подтвердить свое согласие с "Соглашением об условиях информационной поддержки обменных WM-пунктов" во внутреннем интерфейсе Мегастока. Ряд ОП, не акцептовавших данное Соглашение (несмотря на то, что предупреждение о новых правилах было разослано еще летом), уже исключены из каталога и списка.
Впрочем, как заверяет Елена Варламова, соответствие обменок новым требованиям специально проверяться не будет - до возникновения первой конфликтной ситуации, в которой от того или иного обменного пункта потребуется предоставление информации о его клиенте. Система WebMoney надеется на понимание со стороны владельцев ОП и сознательное выполнение установленных правил.