Анатолий Чернов
Еще в 1995 г. в Европе насчитывалось менее 4 млн человек, работающих на дому. Сейчас их число превысило 60 млн, это приблизительно 8,2% от всех работающих европейцев. А по прогнозам, к 2010 г. в Европе будет почти 100 млн надомников.
Такие данные приводит консультант Джек Нильс в своей книге Startegies for Manging the virtula workplace. По данным исследования, проведенного Стокгольмской школой экономики (Санкт-Петербург) , в России примерно 2,6 млн человек работает дистанционно. Это 1,7% от всего населения.
Юрист по трудовому праву Олег Шеврин работает дома с 2000 г. "Для моих западных коллег вполне нормально и распространено - работать на дому. У российских же коллег это только начинает набирать популярность", - говорит он. Основные преимущества работы на дому в том, что человек не тратит время на дорогу, выбирает те часы для работы, когда у него наступает пик активности, а работодатель экономит на аренде офиса и организации рабочего места. На Западе помимо представителей так называемой "новой экономики" - разработчиков программного обеспечения, веб-мастеров и дизайнеров - вне офиса работают и вполне традиционные предприятия: агентства недвижимости, страховые, юридические, переводческие, финансово-аналитические и исследовательские компании.
Однако в России эти выгоды не кажутся столь очевидными. В рекрутинговой компании "Анкор" сказали, что заказов на надомных работников практически не поступает. Руководитель лизингового направления Анна Черных вспомнила только один случай, когда компания перевела нанятого бухгалтера на надомную работу. У последнего были на то личные причины.
Руководитель исследования Стокгольмской школы экономики Марина Либо, работающая над данной темой и в качестве аспирантки СПбГУ, считает, что низкая популярность работы на дому в России объясняется ментальными причинами: "Если, к примеру, в Соединенных Штатах человек, работающий на дому, ни у кого не вызывает удивления, то у нас он воспринимается скорее безработным". С этим соглашаются и рекрутеры. "Как среди работодателей, так и среди соискателей бытует скептическое отношение к надомной работе", - говорит Елена Клековкина из компании "Анкор". По ее наблюдениям, такая работа воспринимается как нечто временное и потому не заслуживающее серьезного отношения.
Как признались в одной юридической фирме, во многом это вопрос имиджа. "Несолидно богатой юридической компании держать надомников. Юрист в штате есть, а кабинета у него нет", - сказал представитель компании.
В новой редакции Трудового кодекса нет положения, обязывающего работодателя предоставлять сотруднику рабочее место. В статье 22, определяющей обязанности работодателя, говорится только о том, что он должен "обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей". А глава 49, регулирующая трудовые отношения с надомными работниками, даже позволяет амортизировать используемое работником собственное оборудование, например домашний компьютер. "Если в трудовом договоре не оговорено рабочее место, то сам работник волен определять место работы", - говорит юрист Олег Шеврин.
Обычно работа на дому подразумевает использование интернет-технологий. Исследование Стокгольмской школы экономики констатирует, что в основном надомных сотрудников используют дизайнерские, переводческие компании, разработчики программного обеспечения и электронные СМИ.
В России надомный труд активно используется для работы на телефоне. Одно из объявлений о вакансиях компании "Гарант", производителя одноименной информационной системы, гласит: "Компания приглашает на постоянную работу сотрудниц на домашнем телефоне. Мы предлагаем: стабильную з. п. (оклад плюс премии) : от 5000 до 10 000 р. в месяц. Оплачиваемый больничный и отпуск". Как пояснили в компании, сотрудниц набирают для работы в call-центре. Их задача - обзванивать потенциальных клиентов и выяснять, интересен ли им продукт - справочно-правовая система "Гарант". Информацию, полученную в ходе такого исследования, используют для дальнейшего продвижения продукта. Всего разработкой и продвижением системы "Гарант" в Москве занимается около 2000 человек, из них около 250 работают на телефоне и только 50 человек - это надомные работники. Как пояснил директор компании "Гарант" Дмитрий Першеев, 12 лет назад, когда бизнес только начинался, надомные работники были основным звеном в продвижении продукта, однако со временем акцент сместился в противоположную сторону. По словам Першеева, это только на первый взгляд кажется, что для компании более выгодно иметь сотрудников, работающих дома (не требуются расходы на содержание офиса, на покупку компьютера, телефона) , однако производительность надомника обычно значительно ниже производительности офисного работника. Бывает так, что рабочий день работающего на дому фактически составляет три часа в день. "Это не значит, что компания собирается отказываться от надомников. Просто в нашем случае офисные сотрудники более управляемы и предсказуемы", - говорит Дмитрий Першеев.
Еще более категоричного мнения придерживается гендиректор компании "Росбизнесконсалтинг" Юрий Ровенский. "Конечно, я знаю случаи, когда использование телеработников было эффективно. Я общался с одной голландской компанией, разработчиком программных продуктов, так она всех программистов поместила на остров Кюрасао. Для работодателя это было своеобразной гарантией, что программисты не разбегутся и доведут проект до конца, а для самих работников это было еще и социальным бонусом - море и солнце без отрыва от работы", - говорит Юрий Ровенский. В то же время он замечает, что лично у него отношение к телеработникам неоднозначное. В РБК их используют только в информационном направлении бизнеса. Это, как правило, региональные корреспонденты и стрингеры - примерно 12% от общей численности персонала. Второй блок бизнеса РБК - разработка софта - исключает использование телеработ. По словам Ровенского, на это есть три причины. Во-первых, осложняется взаимодействие сотрудников внутри рабочей группы. Во-вторых, такой группой сложно управлять. И в-третьих, при использовании дистанционных сотрудников сложно выполнять требования сертификата качества ISO 9002, который компания получила в 2000 г.
Директор компании "Гарант" Дмитрий Першеев добавил, что таких сотрудников сложно мотивировать. "Среди наших надомных работников есть только одна женщина, которая по своим результатам вполне конкурирует с офисными сотрудниками, - рассказывает он. - Она ежедневно начинает работу в девять утра и заканчивает только в шесть. По ее словам, перед началом работы она даже надевает деловой костюм, психологически настраивает себя".
По мнению рекрутеров, при найме надомников очень важно правильно отбирать кандидатов. По мнению Елены Клековкиной из "Анкора", на надомную работу надо набирать людей с хорошей самодисциплиной, настроенных на результат. Кстати, в штате этого кадрового агентства числится 10 человек, работающих на дому. Их обязанность - обновление базы данных, содержащей сведения о 180 000 кандидатов. Как пояснили в "Анкоре", далеко не все соискатели сами сообщают об изменениях в своей карьере. Работа секретарей-операторов состоит в том, чтобы вечерами обзванивать этих кандидатов, обновлять информацию о них и выяснять, не потеряли ли они интерес к развитию своей карьеры. Зарплата этих секретарей зависит от количества сделанных звонков и полученной информации. По словам Клековкиной, текучесть среди этой категории работников довольно низкая. Есть даже женщины, работающие уже 10 лет.
Статья получена: Клерк.Ру