Ползучая ревальвация рубля и падение цен на нефть снова угрожают российской экономике, еще недавно переживавшей подъем. Российское правительство хочет противодействовать этому путем проведения стабилизационных макроэкономических мероприятий и ускоренного структурного реформирования, так говорится в опубликованном в понедельник заявлении правительства и Центрального банка.
Итак. После того, как в Москве в течение долгих недель ходили разговоры вокруг согласованной с МВФ экономической программы, а глава эмиссионного банка еще задолго до этого заявлял, что существуют лишь документы внутреннего характера, правительство в понедельник совершенно неожиданно опубликовало в Интернете совместное заявление премьер-министра Михаила Касьянова и президента Центрального банка Виктора Геращенко о запланированных на этот год экономических реформах. Для того, чтобы получить возможность выплатить международным организациям долги, экономические программы, составленные ранее, были представлены на рассмотрение Международного валютного фонда (МВФ).
Так как Россия, и это опять подтверждается новым документом, выполнит в этом году все свои обязательства по долгам, а в будущем году не собирается брать новые кредиты, данное заявление хотя и было согласовано с валютным фондом, но решения Россия будет принимать самостоятельно и сама же нести за них ответственность, говорится не без гордости в заявлении.
Стабилизационные и политические меры
Конкретные стабилизационные и политические цели декларируются в заявлении как макроэкономические: темпы инфляции не превысят к концу год 14 %, а рост экономики составит при этом 4 %. В перспективе - дальнейшее увеличение центральным банком валютных резервов с 9 млрд. долларов до 40 млрд. долларов. Однако, при попытке достижения поставленных целей, лица, ответственные за решение финансовых проблем, могут оказаться перед непреодолимой дилеммой.
Вообще-то, статистические данные в этой стране надо интерпретировать с особой осторожностью, но все доступные источники свидетельствуют о значительном снижении с начала этого года темпов экономического роста. К примеру, зафиксированный в отчетах за 2000 год экономический рост составил внушительную цифру 7,7 %. В первом квартале 2001 года рост промышленного производства составил по официальным данным 3,3 %. Это можно объяснить тем, в первую очередь тем, что ползучая ревальвация рубля подрывает конкурентоспособность отечественной промышленности. Инфляция составит в этом году по расчетам 20-25 %. Обменный курс рубля к доллару удерживается на практически постоянном уровне. Чтобы приостановить этот процесс, надо или пересмотреть валютный курс, или снизить темпы инфляции. Но остановить удорожание невозможно, потому что Центробанк уже в течение длительного времени скупает иностранную валюту, увеличивая для этого рублевую массу. Из-за существующего превышения экспорта над импортом рубль без дополнительных инвестиций будет не укрепляться, а только слабеть.
Для подъема экономики необходимы структурные реформы.
Для предотвращения соскальзывания в фазу промышленного застоя, российское правительство хочет претворить в жизнь уже давно запланированные структурные реформы и, тем самым, дать промышленности новый импульс. Программа реформ предусматривает резкое укрепление позиций собственников, разрушение административных барьеров и нацеливание банковского сектора на решение центральных задач, стоящих перед экономикой в нынешнем году.
Еще на этой неделе парламент должен рассмотреть предложенный правительством вариант земельной реформы, который предусматривает свободную куплю-продажу земель любого назначения, кроме сельскохозяйственного. Затем правительство намеревается провести очередной этап приватизации и еще в этом году принять закон о конкуренции. До сих пор многочисленные государственные предприятия страдают оттого, что по существу давно являются банкротами, но не могут быть проданы в соответствии с законом. Необходимое усиление конкуренции запланировано еще на этот год, а снижение уровня налогообложения предприятий обсуждается сейчас в Думе. Ожидается и смягчение валютного законодательства. Перед крупнейшими полугосударственными энергетическими монополистами поставлена задача об оплате не менее 80 % их продукции "живыми деньгами". Отмечается, что за последнее время в России значительно снизилось количество бартерных сделок. Потребители, не оплачивающие поставки электроэнергии или газа, будут отключаться от соответствующих сетей. До сих пор наибольшее сопротивление реформам оказывал Центральный банк, тормозивший реформирование банковского сектора и укрепление финансовых площадок.
Пройдут ли наконец реформы в банковском секторе?
В совместном заявлении правительства и Центробанка, банк обязуется обеспечить большую прозрачность своих действий. Его собственная отчетность наконец-то будет выполнена в соответствии с международными стандартами, и еще до конца текущего года Центробанк должен утвердить положения, согласно которым частные банки должны будут перейти на международную бухгалтерскую отчетность не позднее 2004 года. Правительство обязуется переоформить "корректную" часть выданных ему Центральным банком кредитов в размере 4 млрд. долларов в имеющие хождение на финансовом рынке процентные долговые обязательства.
Наибольшим препятствием для действенного реформирования банковского сектора были до сих пор широко распространенные опасения, что допущение в этот сектор конкурентоспособных зарубежных банков приведет к банкротству российских финансовых институтов с низким уровнем капитализации. В опубликованном заявлении Центробанк обязуется не ограничивать зарубежные финансовые институты в их деятельности в России и не открывать новые государственные банки. Три полугосударственных банка, которые существуют в настоящий момент, должны быть укреплены, что сделает их положение на рынке банковских услуг устойчивым. Еще до конца текущего года Центральный банк обязуется отказаться от своего участия в контролируемом им Внешторгбанке. В первом полугодии должен быть утвержден план раздела Внешэкономбанка: на "нормальный" банк, финансирующий торговые сделки, с одной стороны, и агентство по урегулированию государственного долга, с другой.
Единственный инструмент, с помощью которого Центральный банк контролирует развитие финансового сектора, это Сбербанк, в котором сосредоточена основная масса частных вкладов и счетов малых предприятий. Тогда как Центробанк твердо обязуется до начала 2003 года выйти из Внешторгбанка, то о приватизации Сбербанка говорится пока только в общих чертах. Анализ ситуации со Сбербанком будет осуществлен при помощи международных экспертов летом этого года.
Статья получена: InoPressa.ru