Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Бюджетное управление в холдингах: с чего начать

 

Бюджетное управление в холдингах: с чего начать

 

 

Материал предоставлен журналом Консультант /

Наталья Ростова, эксперт «Консультанта»

Бюджетирование в холдингах имеет свои особенности. Например, концепция построения бюджетной модели может зависеть от вида холдинга (вертикальный, горизонтальный или смешанный). А организация бюджетирования – от системы управления в группе компаний. Подробнее об этом рассказала на семинаре Ирина Абрамова, старший менеджер «МАГ консалтинг».

Не так давно специалисты «МАГ консалтинг» занимались постановкой бюджетного управления в одном крупном инвестиционно-строительном холдинге (ИСХ).

загрузка...

 

 

Ирина Абрамова построила свой доклад на примере этого проекта.

Итак, при бюджетировании холдинга важно обратить внимание, к какому виду он относится. В нашем примере мы имеем дело с вертикальной моделью. Ее особенность – высокая централизация управленческих процессов. Дочерним предприятиям обеспечен постоянный внутренний заказ. Исходя из этого, формируется логика бюджетной модели, так как взаимодействие дочерних компаний должно быть непрерывным по технологическому циклу и логистике. Ирина Абрамова обратила внимание на основные составляющие успеха в данном процессе. Во-первых, бюджетная модель должна охватывать все компании холдинга: «Я вас предостерегаю от так называемого локального бюджетирования. Когда выбирается одна дочерняя компания, она бюджетируется, и опыт по аналогии распространяется на остальные предприятия холдинга». Во-вторых, необходимо прописать все организационные процедуры процесса бюджетирования. И в-третьих, нужна автоматизация. Конечно, можно использовать и Excel, но он не дает достаточных возможностей для финансового моделирования и анализа.

Нужно «обследовать больного»

При внедрении бюджетирования, отметила г-жа Абрамова, сначала нужно «обследовать больного». Важно найти в компании проблемные места, которые лучше исправить до постановки бюджетирования. Они могут касаться взаимодействия дочерних компаний друг с другом и с управляющей компанией, организационной структуры холдинга в целом, управленческого учета, документооборота. «Документ – это поток информации, который нужен для бюджетирования. Если в холдинге проблемы с документооборотом, это неизбежно отразится на бюджетировании».

Также нужно проанализировать существующую систему планирования и принятия управленческих решений. И конечно, важно учесть отраслевую специфику.

В нашем случае мы говорим об ИСХ. Поэтому мы берем в расчет длительность инвестиционного цикла, график работ (это отражается на распределении затрат по периодам), сметный подход и т. п. Эти особенности должны быть отражены в бюджетной модели.

Финансовая структура холдинга

Для постановки бюджетирования необходимо разработать финансовую структуру холдинга. Так, в ИСХ все центры финансовой ответственности (ЦФО) были разделены по уровням управления в соответствии с организационной структурой. Первый уровень – это холдинг в целом. Второй – направления бизнеса и управляющая компания. Третий – дочерние предприятия и департаменты управляющей компании и т. д.

Для нужд учета и бюджетирования пришлось формально объединить часть дочерних компаний в отдельное направление бизнеса, которое назвали «Дополнительная деятельность». Получилось некоторое виртуальное объединение, у которого нет руководителя и аппарата. Направления бизнеса объединяют определенные дочерние компании с целью оценки финансовых показателей отдельного вида деятельности.

Вопросы методологии бюджетирования

Сначала в ИСХ, как отметила г-жа Абрамова, была разработана схема, отражающая основные бизнес-процессы компании (так называемый мастер-бюджет или основной бюджет). Она учитывала взаимодействие в цепочке «инвестор–заказчик–генподрядчик» и, соответственно, формирование себестоимости квадратного метра. Потом были разработаны сами бюджетные формы мастер-бюджета, а также методика их заполнения. «Необходимо не только построить модель в Excel, но и описать словами, какая информация переходит из одной бюджетной формы в другую, а какая информация является входящей для бюджетных форм. Тогда вы сразу получите документооборот по бюджетированию и ответственность за предоставление информации. То есть уже начнете вводить систему бюджетного контроля».

Полученная структура системы бюджетирования показана на схеме. Кроме того, Ирина Абрамова обратила внимание на то, как были распределены бюджеты и ответственность за них по ЦФО (см. табл.).

Консолидация бюджетных форм

Чтобы оценить финансовый результат отдельного направления бизнеса, в ИСХ необходимо было консолидировать бюджетные формы дочерних предприятий, которые в него входят. А затем, чтобы посмотреть ситуацию в целом по холдингу, нужно было консолидировать бюджетные формы направлений бизнеса. Для этого, отметила г-жа Абрамова, у каждой бюджетной статьи было сделано три аналитических разреза – внешний, внутри направления деятельности и между направлениями деятельности.

Ирина Абрамова посоветовала не спешить вводить «скользящее» бюджетирование (корректировка по месяцам) на этапе построения и налаживания системы бюджетирования: «Лучше сделать первоначальную корректировку хотя бы через полгода. “Скользящее” бюджетирование сначала следует вводить не ежемесячно, а поквартально. Нужно исходить из ваших реальных возможностей – сможете ли вы получить информацию и обработать ее таким образом, чтобы своевременно скорректировать бюджет».

Говоря о формах бюджетного контроля, г-жа Абрамова также отметила, что важно формализовать процесс ответственности за составление и исполнение бюджетов1: «Здесь очень помогает распределение функций. Того или иного руководителя нужно наделять ответственностью в зависимости от того, какие функции выполняет его подразделение и лично он сам».

Как организовать бюджетный процесс

В проекте, о котором рассказывала г-жа Абрамова, не были созданы корпоративные стандарты. Для ИСХ это будет следующим шагом. В частности, нужно утвердить единый стандарт бюджетной системы для холдинга и описать в нем концепцию бюджетирования, основные документы по бюджетированию.

В холдингах бюджетная модель во многом зависит от системы управления. Так как рассматриваемый ИСХ относился к разряду управленческих (то есть управляющая компания играла роль контролирующего органа), то был принят подход к построению бюджетирования «снизу вверх». Здесь возникали свои проблемы. «Руководителям дочерних компаний приходилось объяснять, как нужно выстраивать бюджеты, что теперь они сами отвечают за свои показатели. А управляющая компания производит только их консолидацию, анализ и корректировку. Кроме продаж, рекламы и кредитов, все остальное планируют дочерние предприятия».

Очень важно, по словам Ирины Абрамовой, описать функции подразделения, которое отвечает за бюджетирование, и закрепить их в «Положении о подразделении». Руководство бюджетным процессом и все необходимые изменения этого процесса должны быть сосредоточены в одних руках.

Распределение бюджетов по ЦФО
№ пп

Наименование ЦФО

Наименование бюджетов

1
Холдинг
  • консолидированный бюджет прибылей/убытков (БПУ)
  • консолидированный прогнозный баланс (ПБ)
  • консолидированный бюджет движения денежных средств (БДДС)
  • кредитный бюджет
  • бюджет продаж (БПр)
  • бюджет рекламных затрат

2
Направление бизнеса
  • БПУ
  • ПБ
  • БДДС
  • Инвестиционный бюджет (ИБ)

3
ЦФО (уровня дочерних компаний)
  • БПУ
  • ПБ
  • БДДС
  • ИБ
  • БПУ проекта
  • БДДС проекта
Операционные бюджеты, составляемые исходя из специфики деятельности соответствующей компании/структурной единицы, такие как:
  • бюджет продаж
  • бюджет товарно-материальных запасов и др.

4
Управляющая компания
  • БПУ
  • ПБ
  • БДДС
  • ИБ

5
Проект (консолидированный)
  • БПУ проекта
  • БДДС проекта


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Бюджетное управление в холдингах: с чего начать":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Йога: с чего начать? 10 асан, рекомендуемых для начинающих. Часть 1

Множество публикаций в печатных и Интернет-изданиях рекомендуют подбирать упражнения йоги самостоятельно, но это может быть неверным, поскольку неправильное выполнение простых с первого взгляда асан может принести не пользу, а вред организму. Для начальных занятий рекомендуется не только ограничить себя выполнением самых простых асан, но и приступать к следующим только тогда, когда выполнение предыдущих достигло совершенства. 1.

» Секреты своего тела - 4027 - читать


Йога: с чего начать? 10 асан, рекомендуемых для начинающих. Часть 2

Продолжаем рассматривать асаны, рекомендованные для начинающих. Правильное выполнение асан достигается при ежедневных занятиях за 2 недели, именно таким образом необходимо проводить тренировки: ежедневно рано утром или поздно вечером. 7.

» Секреты своего тела - 3169 - читать


Оформление прав на землю. С чего начать?

Немало публикаций в последнее время посвящено теме введения нового Земельного кодекса РФ. С чего начать гражданину или организации оформление прав на земельный участок. Как определить те действия, которые приведут сегодня к наиболее правомерному и быстрому оформлению прав на земельный участок?

» Юриспруденция и Право - 6364 - читать


Автоматизация – с чего начать?

Материал предоставлен журналом Консультант / Виктор Забавин, генеральный директор ГК «Современные технологии управления», Дмитрий Пинаев, исполнительный директор ГК «Современные технологии управления» Несмотря на большой опыт в сфере автоматизации, который накопили и фирмы-исполнители, и заказчики, случаи неудачного внедрения программных продуктов встречаются до сих пор. Где-то не учли стратегию развития предприятия, и проект стал просто не нужен. Кто-то поддался на уговоры ...

» Безопасность бизнеса - 3127 - читать


Главный бухгалтер на новом месте: с чего начать

Журнал "Российский налоговый курьер" Л. А. Масленникова эксперт журнала «Российский налоговый курьер», канд. экон. наук Что должен сделать главный бухгалтер, приступая к работе в организации, у которой уже есть своя история учета и отчетности?

» Бухгалтерия и аудит - 12860 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Бюджетное управление в холдингах: с чего начать

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru